Детско-взрослый проект «Микробы и бактерии: польза и вред»
презентация

Воробьева Татьяна Симоновна

Детско-взрослый проект «Микробы и бактерии: польза и вред» (презентация и описание)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые подходы к здоровьесбережению детей с ограниченными возможностями здоровья (проблема речевого развития) в условиях детского сада

Актуализация

«Будьте здоровы», «Здоровье - главное богатство нации» - эти фразы часто мы слышим и в семье и на работе, видим на плакатах и в  заголовках газет и журналов. Рейтинги передач, рассказывающих о здоровом образе жизни, одни из самых высоких  на телевидении. И при этом, население нашей страны – одно из самых болеющих в мире. Специалисты от медицины утверждают, что среди детей дошкольного возраста здоровых остается все меньше. Могут ли детские сады внести свой вклад  в решение этой проблемы?

Авторский коллектив  по разработке ФГОС  полагает, что дошкольный возраст очень важен для формирования навыков своего здоровья. Именно  поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Физическое развитие».  Содержание этой области многогранно - это сохранение здоровья детей, развитие физических качеств, создание здоровьесберегающей среды, рациональный режим и питание. И, конечно же, формирование у самих детей привычки к здоровому образу жизни.

В нашем детском саду (дошкольной образовательной организации) сохранение и укрепление здоровья занимает особое место. Это не только проведение различных профилактических мероприятий, но и воспитание у детей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

В рамках осуществления  оздоровительной направленности воспитательно-образовательного процесса с детьми, имеющими проблемы речевого развития, применяю проектный метод, как одно из инновационных направлений в современной дошкольной педагогике. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько научиться последовательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект «Микробы и бактерии: польза и вред»

Цель проекта: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей,

Достижению цели способствует решение следующих задач:

-        воспитывать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

-         развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умение взаимодействовать друг с другом, умение презентовать коллективный труд;

-        получить некоторые представления о микробах и бактериях - растут, размножаются, питаются, дышат;

-         учить получать новые знания при помощи инструментов (увеличительное стекло, микроскоп);

-        познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными микробами.

Процесс реализации проекта происходил в несколько этапов.

1 этап -  вхождение в проблему.

С целью вовлечения детей в деятельность можно подготовить специально организованную ситуацию, чтобы вызвать интерес к предстоящему мероприятию, создать мотивацию.

Проблема возникла во время  умывания – все мыло  лежащее в мыльницах, заменила  на муляжи – получилась настоящая имитация мыла. У детей сразу возникла масса  вопросов:

«Как теперь вымыть руки?  Ведь перед едой всегда надо мыть руки,   на  руках много микробов, они могут быть опасны.  Следующий вопрос был закономерен: кто такие микробы? Так и была обозначена проблема. Дети бурно начали обсуждать, что им известно о микробах.  Это обсуждение позволило мне узнать какими знаниями владеют дети  о микробах.

Последующий диалог помог мне узнать, что хотят дети узнать  о микробах:

-        можно ли увидеть микроба?

-        где живут микробы?

-        чем питаются?

-        опасны ли микробы для человека?

-        как правильно вести себя, чтобы микробы не попали в наш организм?

Дети задали свои вопросы  «Что я хочу узнать» и таким образом  перешли к следующему этапу проекта – планирование деятельности.

2 этап -  планирование деятельности.

Воспитание культуры здоровья и формирование основ здорового образа жизни  у дошкольников осуществлялся через интеграцию разных видов деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативно-речевая, игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, двигательная, чтение художественной литературы).

 Реализации  проекта способствовали следующие  формы и методы работы:

-         Разработан цикл познавательных бесед – «Откуда берутся болезни», «Микробы и вирусы», «Здоровье и болезнь»,  «Полезные бактерии»; «Как бактерии спасают людей», «Изобретение пенициллина»,  «Болезни грязных рук»;

-         Рассматривание иллюстраций  по теме;

-         Чтение художественной литературы:  «Микроб Петька» Г.Остер, «Вредные советы» Г.Остер, « Мойдодыр» К. Чуковского, стихотворения о соблюдении правил гигиены Э. Мошковская, В. Степанов;

-        Чтение и рассматривание познавательных энциклопедий;

-          Решение проблемных ситуаций «Почему нельзя есть на улице?», «Почему нельзя пить воду из-под крана?», «Почему можно есть банан на улице?», «Чем опасна муха, садящаяся на еду?», «Почему нельзя трогать бродячих животных»;

-         Рассматривание фотографий болезнетворных микробов и полезных бактерий;

-         Экспериментальная деятельность - приготовление йогурта, чтобы узнать о полезных бактериях,  выращивание плесени на хлебе – что произошло с хлебом? почему он покрылся плесенью? можно ли есть такой хлеб?

 -        Рассматривание при помощи лупы кристаллов  сахара и песка - чем отличаются?  Где могут находиться микробы? Почему? ;

 -        Рассматривание при помощи микроскопа листьев комнатных цветов, пыли, капли воды из аквариума и многого другого.

-        Опыт  для определения чистоты рук (с очищенной картошкой) -передавать очищенную картофелину по кругу- что произошло?  Чистые ли руки у детей? Живут на руках микробы? Почему потемнел картофель?

-         Опыт с зеркалом и марлевой повязкой  помог детям определить пути распространения микробов, инфекций и как избежать заражения простудными заболеваниями.  Дети узнали, что в местах большого скопления людей в воздухе скапливается много микробов, поэтому нужно как можно больше времени гулять на улице  или часто проветривать помещение.

-         Ситуативная беседа при  кварцевании группы: почему  появился запах в групповой комнате? Почему свет излучаемый лампой  уничтожает болезнетворных микробов и бактерий?    

В ходе поисково-исследовательской деятельности дети нашли ответы на свои вопросы, проявляя  познавательный интерес ко всем происходящим мероприятиям.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здорового образа жизни  является культура здоровья семьи.  В работе по формированию у детей потребности в  здоровом образе жизни использовала: тематические фотовыставки «В спорте есть олимпиада»,  выставки рисунков «Полезные продукты»,  «Полезные привычки». Родители активно  участвовали в создании сборника  «Рецепты здоровья», вместе с детьми находили информацию, просматривали дома мультипликационные фильмы «Уроки осторожности», оказывали помощь в организации опытов и экспериментов, в постановке спектакля.

3 этап презентация деятельности.

Работа над проектом закончилась представлением результатов.

В ходе реализации проекта были созданы различные продукты деятельности:

-         альбом рисунков «Полезные привычки»;

-          плакаты «  Мы любим чистоту»;

-        фотоальбом «Как  мы здоровье бережем»;

-         дидактическая игра «Составь плакат» (как передаются болезнетворные микробы и как избежать заражения».

-         проведена выставка  детских работ  «Соблюдаем чистоту».

Самым запоминающимся моментом при реализации проекта была презентация наработанного материала через драматизацию театральной постановки сказки К. Чуковского «Мойдодыр» (для детей средних и старших групп).

Результативность деятельности.

  В заключение можно сделать вывод, что  дети помимо расширения знаний  о пользе и вреде микробов, приобрели устойчивые  культурно-гигиенические навыки (регулярно мыть руки не только перед приемом пищи, чистить зубы, умываться); становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами и желаниями, но и установленными нормами и правилами. Успешность проведенной работы подтверждается: отсутствием  в группе за прошедший год желудочно-кишечных заболеваний; большой заинтересованностью и активной помощью  родителей в проведении  осуществляемой деятельности.

Используемая литература

 Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб., Детство – ПРЕСС, 2005;

 Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М., Творческий центр «Сфера». 2000;

Дорохов А. Про тебя самого. – М., Детская литература, 1989;

Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – М., Детство – ПРЕСС, 1999;

Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – М., Детство – ПРЕСС, 1995;

Люцис К. Азбука здоровья. – м., Русское энциклопедическое товарищество. 2004;

Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., Физкультура и спорт, 1992;

 Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2009;

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М., Творческий центр «Сфера», 2004. http://festival.1september.ru/

http://www.microbium.ru/

 http://ru.wikipedia.org/wiki/Микроб

 



Предварительный просмотр:

Некоторые подходы к здоровьесбережению детей с ограниченными возможностями здоровья (проблема речевого развития) в условиях детского сада

Актуализация

«Будьте здоровы», «Здоровье - главное богатство нации» - эти фразы часто мы слышим и в семье и на работе, видим на плакатах и в  заголовках газет и журналов. Рейтинги передач, рассказывающих о здоровом образе жизни, одни из самых высоких  на телевидении. И при этом, население нашей страны – одно из самых болеющих в мире. Специалисты от медицины утверждают, что среди детей дошкольного возраста здоровых остается все меньше. Могут ли детские сады внести свой вклад  в решение этой проблемы?

Авторский коллектив  по разработке ФГОС  полагает, что дошкольный возраст очень важен для формирования навыков своего здоровья. Именно  поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Физическое развитие».  Содержание этой области многогранно - это сохранение здоровья детей, развитие физических качеств, создание здоровьесберегающей среды, рациональный режим и питание. И, конечно же, формирование у самих детей привычки к здоровому образу жизни.

В нашем детском саду (дошкольной образовательной организации) сохранение и укрепление здоровья занимает особое место. Это не только проведение различных профилактических мероприятий, но и воспитание у детей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

В рамках осуществления  оздоровительной направленности воспитательно-образовательного процесса с детьми, имеющими проблемы речевого развития, применяю проектный метод, как одно из инновационных направлений в современной дошкольной педагогике. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько научиться последовательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект «Микробы и бактерии: польза и вред»

Цель проекта: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей,

Достижению цели способствует решение следующих задач:

-        воспитывать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

-         развивать у детей навыки партнерской деятельности и сотрудничества, умение взаимодействовать друг с другом, умение презентовать коллективный труд;

-        получить некоторые представления о микробах и бактериях - растут, размножаются, питаются, дышат;

-         учить получать новые знания при помощи инструментов (увеличительное стекло, микроскоп);

-        познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными микробами.

Процесс реализации проекта происходил в несколько этапов.

1 этап -  вхождение в проблему.

С целью вовлечения детей в деятельность можно подготовить специально организованную ситуацию, чтобы вызвать интерес к предстоящему мероприятию, создать мотивацию.

Проблема возникла во время  умывания – все мыло  лежащее в мыльницах, заменила  на муляжи – получилась настоящая имитация мыла. У детей сразу возникла масса  вопросов:

«Как теперь вымыть руки?  Ведь перед едой всегда надо мыть руки,   на  руках много микробов, они могут быть опасны.  Следующий вопрос был закономерен: кто такие микробы? Так и была обозначена проблема. Дети бурно начали обсуждать, что им известно о микробах.  Это обсуждение позволило мне узнать какими знаниями владеют дети  о микробах.

Последующий диалог помог мне узнать, что хотят дети узнать  о микробах:

-        можно ли увидеть микроба?

-        где живут микробы?

-        чем питаются?

-        опасны ли микробы для человека?

-        как правильно вести себя, чтобы микробы не попали в наш организм?

Дети задали свои вопросы  «Что я хочу узнать» и таким образом  перешли к следующему этапу проекта – планирование деятельности.

2 этап -  планирование деятельности.

Воспитание культуры здоровья и формирование основ здорового образа жизни  у дошкольников осуществлялся через интеграцию разных видов деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативно-речевая, игровая, продуктивная, трудовая, музыкальная, двигательная, чтение художественной литературы).

 Реализации  проекта способствовали следующие  формы и методы работы:

-         Разработан цикл познавательных бесед – «Откуда берутся болезни», «Микробы и вирусы», «Здоровье и болезнь»,  «Полезные бактерии»; «Как бактерии спасают людей», «Изобретение пенициллина»,  «Болезни грязных рук»;

-         Рассматривание иллюстраций  по теме;

-         Чтение художественной литературы:  «Микроб Петька» Г.Остер, «Вредные советы» Г.Остер, « Мойдодыр» К. Чуковского, стихотворения о соблюдении правил гигиены Э. Мошковская, В. Степанов;

-        Чтение и рассматривание познавательных энциклопедий;

-          Решение проблемных ситуаций «Почему нельзя есть на улице?», «Почему нельзя пить воду из-под крана?», «Почему можно есть банан на улице?», «Чем опасна муха, садящаяся на еду?», «Почему нельзя трогать бродячих животных»;

-         Рассматривание фотографий болезнетворных микробов и полезных бактерий;

-         Экспериментальная деятельность - приготовление йогурта, чтобы узнать о полезных бактериях,  выращивание плесени на хлебе – что произошло с хлебом? почему он покрылся плесенью? можно ли есть такой хлеб?

 -        Рассматривание при помощи лупы кристаллов  сахара и песка - чем отличаются?  Где могут находиться микробы? Почему? ;

 -        Рассматривание при помощи микроскопа листьев комнатных цветов, пыли, капли воды из аквариума и многого другого.

-        Опыт  для определения чистоты рук (с очищенной картошкой) -передавать очищенную картофелину по кругу- что произошло?  Чистые ли руки у детей? Живут на руках микробы? Почему потемнел картофель?

-         Опыт с зеркалом и марлевой повязкой  помог детям определить пути распространения микробов, инфекций и как избежать заражения простудными заболеваниями.  Дети узнали, что в местах большого скопления людей в воздухе скапливается много микробов, поэтому нужно как можно больше времени гулять на улице  или часто проветривать помещение.

-         Ситуативная беседа при  кварцевании группы: почему  появился запах в групповой комнате? Почему свет излучаемый лампой  уничтожает болезнетворных микробов и бактерий?    

В ходе поисково-исследовательской деятельности дети нашли ответы на свои вопросы, проявляя  познавательный интерес ко всем происходящим мероприятиям.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здорового образа жизни  является культура здоровья семьи.  В работе по формированию у детей потребности в  здоровом образе жизни использовала: тематические фотовыставки «В спорте есть олимпиада»,  выставки рисунков «Полезные продукты»,  «Полезные привычки». Родители активно  участвовали в создании сборника  «Рецепты здоровья», вместе с детьми находили информацию, просматривали дома мультипликационные фильмы «Уроки осторожности», оказывали помощь в организации опытов и экспериментов, в постановке спектакля.

3 этап презентация деятельности.

Работа над проектом закончилась представлением результатов.

В ходе реализации проекта были созданы различные продукты деятельности:

-         альбом рисунков «Полезные привычки»;

-          плакаты «  Мы любим чистоту»;

-        фотоальбом «Как  мы здоровье бережем»;

-         дидактическая игра «Составь плакат» (как передаются болезнетворные микробы и как избежать заражения».

-         проведена выставка  детских работ  «Соблюдаем чистоту».

Самым запоминающимся моментом при реализации проекта была презентация наработанного материала через драматизацию театральной постановки сказки К. Чуковского «Мойдодыр» (для детей средних и старших групп).

Результативность деятельности.

  В заключение можно сделать вывод, что  дети помимо расширения знаний  о пользе и вреде микробов, приобрели устойчивые  культурно-гигиенические навыки (регулярно мыть руки не только перед приемом пищи, чистить зубы, умываться); становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами и желаниями, но и установленными нормами и правилами. Успешность проведенной работы подтверждается: отсутствием  в группе за прошедший год желудочно-кишечных заболеваний; большой заинтересованностью и активной помощью  родителей в проведении  осуществляемой деятельности.

Используемая литература

 Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб., Детство – ПРЕСС, 2005;

 Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. – М., Творческий центр «Сфера». 2000;

Дорохов А. Про тебя самого. – М., Детская литература, 1989;

Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – М., Детство – ПРЕСС, 1999;

Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – М., Детство – ПРЕСС, 1995;

Люцис К. Азбука здоровья. – м., Русское энциклопедическое товарищество. 2004;

Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., Физкультура и спорт, 1992;

 Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2009;

Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М., Творческий центр «Сфера», 2004. http://festival.1september.ru/

http://www.microbium.ru/

 http://ru.wikipedia.org/wiki/Микроб

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра

Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра...

Детско-взрослый дизайн-проект "Поговорим о любви" в старшей группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад...

Детско-взрослый исследовательский проект "Лесной барабанщик"

Детско – взрослый исследовательскийпроект «Лесной барабанщик»Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №6, родители, воспитатели.Руководитель: Карелина Е. И.  Тип проекта...

Проект - презентация: Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"

Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой , познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка....

Презентация на тему "Бактерии- польза или вред".

Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.Задачи: фор...

Детско-взрослый творческий проект "Осень в искусстве". Авторы проекта музыкальный руководитель Бурчиева Э.П. и дети подготовительной к школе группы №1

Вашему вниманию представлена моя методическая разработка Детско - взрослого творческого проекта "Осень в искусстве". Образовательного события "Осень в творчестве!" Детско -  в...

детско-взрослый исследовательский проект "Слаймы: вред или польза"

детско-взрослый исследовательский проект "Слаймы: вред или польза"...