Методические рекомендации по реализации комплексного использования здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении
методическая разработка

Хорошее   здоровье      -  один   из   главных   источников   счастья,   радости  человека,   неоценимое   его   богатство,   которое   медленно   и   с   трудом  накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Повышенного        внимания     требует    укрепление     нервной     системы,  охрана зрения, слуха, голоса, формирование правильной осанки у наших  дошкольников.  Необходим  поиск  новых  методов  и  подходов  к  оздоровлению,      базирующихся       на   многофакторном       анализе    внешних  воздействий,  мониторинге  состояния  здоровья  каждого  ребенка,  учете  и  использовании        особенностей       его     организма,      индивидуализации  профилактических мероприятий. 

     Существует   много   способов   сохранения   и   укрепления   здоровья  детей. Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о  том,   что   формирование   здоровья   –      не   только   и   не   столько   задача  медицинских  работников,  сколько  психолого-педагогическая  проблема. 

В данных рекомендациях показано, как общими усилиями педагогов, специалистов  и   семьи     при    комплексном        использовании       здоровьесберегающихтехнологий  можно  воспитать  физически  здоровых,  крепких  детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация комплексного использования здоровьесберегающих технологий  для сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении.

   Сотрудники  ДУ  определили  основные  направления по  реализации  комплексного      использования      здоровьесберегающих        технологий      для сохранения здоровья детей:

- медицинское направление;

- педагогическое направление;

- социально-психологическое направление;

- физкультурно-оздоровительное направление;

- координационно-управленческое направление.  

 Задачи по каждому из направлений (Приложение №1).

В детском саду разработан и функционирует паспорт здоровья

дошкольного учреждения (Приложение № 2)

МЕДИЦИНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

     Медицинское    обслуживание    в     дошкольном    учреждении  осуществляют медсестра детского сада и участковый  детский     педиатр, которые выполняют  спектр   оздоровительных,  профилактических   и   лечебных   мероприятий   совместно с воспитателем и заведующей ДОУ. Это  позволяет   создать    медико-психолого-педагогическое  сопровождение  реализуемой комплексно-системной работы.  

   В нашем ДУ внедряются медико-профилактические технологии. К ним они относятся следующие технологии:

-     организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка  рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

-     организация   и   контроль   питания   детей   раннего   и    дошкольного   возраста, физического развития дошкольников,  закаливания;

-    организация профилактических мероприятий в детском саду;

-    организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;

-    организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

   Включает       комплексную,      системную       работу    всех    участников  образовательного   процесса   дошкольного   учреждения.   Она   позволяет  обеспечить       результативность       и     эффективность        труда     всего  педагогического  коллектива       в     удовлетворении        естественной  биологической   потребности   ребенка        в   движении,    в   положительных  эмоциях, в желании играть и с удовольствием ходить в детский сад.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

       -  становление   осознанного   отношения   ребенка         к   здоровью   и   жизни человека;  

       -  накопление  знаний  о  здоровье  и  развитие  умений  оберегать,  поддерживать и сохранять его;  

       -  обретение валеологической      компетентности,       позволяющей  дошкольнику      самостоятельно      и  эффективно      решать    задачи   здорового образа жизни и безопасного поведения;  

       -  задачи,   связанные   с  оказанием    элементарной      медицинской,   психологической самопомощи и помощи.

   Педагоги    проводят     работу     с   детьми     с   учетом     личностных  особенностей      ребенка,   индивидуальной       логики     его  развития,    учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в  ходе  воспитания  и  обучения.  Построение  педагогического  процесса  с  ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его  благополучному существованию, а значит и здоровью.

   С   целью      внедрения        технологии       здоровьесбережения          и  здоровьеобогащения педагогов     дошкольного      образования     в  годовом  плане  включены  ряд  мероприятий  по  валеологическому  просвещению  педагогов, родителей.

Для  того  чтобы  компенсировать  влияние  экологического  фактора  на здоровье детей, в нашем ДУ внедряется укрепление здоровья ребенка  с  помощью аэроионофитотерапии:

    - улучшение микроклимата в групповых помещениях ДУ с помощью  выращивания   растений-фильтров;   растений,   летучие   выделения  которых обладают антибактериальным и антивирусным действием;   растений, улучшающих общее самочувствие детей.  

    - Создание фитомодулей.

     В  группе  созданы  все  условия  для  комфортного  пребывания  детей.  

Для  того  чтобы  период  адаптации  проходил  безболезненно  испробован  метод   аромотерапии.      Она  является  реальной  защитой   от   различных  бактерий     и    вирусов,     укрепляет     естественные      силы     организма,  способствует   решению   множества   задач   по   достижению   здоровья   и  красоты, действует успокаивающе.  

     Дети  - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие  действие  аромотерапии без  всякого предубеждения, поэтому их реакция  на    эфирные масла всегда положительна.  Применение    средств  аромотерапии      в  детской  комнате позволяет  поддерживать    хорошее  настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и  нарушения сна. Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи.

     Результатом   проведения    аромотерапии  явилось    то,  что   период  адаптации  проходит  в  легкой  форме,  в  течение  первой  недели  дети  остаются на сон и хорошо засыпают.  

     Основы здоровья человека закладываются в детстве. Они базируются  на   физическом  и   психическом  здоровье    родителей     и   их   знания  психологии,  педагогики  и  гигиены.  Знаменательный  вклад  в  это  дело  может и должна вносить система образования и воспитания.  

     Во-первых,  через    привитие     жизненно     необходимых       умений     и  навыков, физическое развитие детей.  

     Во-вторых,  через создание в дошкольных учреждениях  благоприятных условий для здоровья и безопасной деятельности.  

     Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения является  поиск  и  апробация  новых  форм  физкультурно-оздоровительной  работы,  которые  можно  было  бы  использовать  не  только  в  образовательном  процессе  дошкольного  учреждения,  но  и  в  домашних  условиях,  а  также  не требующих дополнительных материальных затрат, что очень важно, на  объекты    физкультурно-оздоровительного        назначения,      спортивный  инвентарь  и  оборудование.  Данные  формы  в  работе  должны  являться  действенным средством пропаганды здорового образа жизни.

    Воспитательные функции    семьи     и   дошкольного        учреждения  различны,  но  для  того,  чтобы  ребенок  рос  всесторонне  развитым  и  здоровым, необходимо их взаимодействие.  (Приложение №3)

     Как  подтверждает       практика,     ни   одна,    даже     самая    лучшая  оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов,  если  ее  задачи  не  решаются  семьей,  если  в  дошкольном  учреждении  не  создано сообщество «дети – родители - педагоги».

     Не  будет  преувеличением,  если  сказать,  что  семья  и  дошкольное  учреждение   –  это   социальные      структуры,     которые    в   основном     и  определяют уровень здоровья ребенка.

     В   результате    такого   взаимодействия      определяются      новые    пути  интеграции образовательного учреждения  и   семьи,   вырабатываются  общие   стратегии   действий   по   вопросам   развития   личности   ребенка,  формируется  общее  образовательное  пространство.  В  совокупности  это  позволяет      педагогам     и    родителям      обмениваться       информацией,  воспитательным опытом, совершенствоваться,   осваивать  гуманистические       и   демократические      принципы      жизнедеятельности,  выражающиеся   в   той   или   иной   воспитательной   позиции   родителей,  совершенствующих свою педагогическую культуру.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

     Основная        задача       технологии        обеспечения         социально-психологического  благополучия  ребенка  —  обеспечение  эмоциональной  комфортности  и  позитивного  психологического  самочувствия  ребенка  в  процессе общения со сверстниками  и взрослыми в детском саду и семье,  обеспечение  социально-эмоционального         благополучия      дошкольника.  

Реализацией  данных  технологий  занимается  воспитатель  дошкольного  образования в текущем педагогическом процессе ДУ.  

     В  группах  раннего  возраста  широко  используются  мягко -набивные  напольные шнуровки: жук, божья коровка, осьминог, которые развивают у  детей мелкую моторику рук, внимание, речь, способствуют сенсорному и  познавательному развитию ребенка.  

     Совместно с воспитателем ДОУ для занятий по физической культуре  были      изготовлены       нетрадиционными          методами       разнообразное  спортивное  оборудование  (канат  из  пробок,  канат  из  киндерсюрпризов,  канат  из  каштанов,  кегли  из  пластмассовых  бутылок,  массажёры  из  пластмассовых  пробок,  деревянные  брусочки  для  ходьбы  и  мн.другое).

     Представления  об  основах  здорового  образа  жизни  формируем  у  детей  через  проведение  интегрированных  физкультурно-познавательных  игровых занятий.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

     Данное направление  включает  в  себе  двигательно-образовательную  деятельность,  активный  отдых.  Яркие  и  веселые  тренажеры  улучшают  настроение   ребенка,   привлекают   к   себе,   вызывают   желание   на   них  заниматься.  

   Реализация физкультурно-оздоровительных технологий  осуществляется воспитателем ДУ в условиях   специально  организованных форм оздоровительной работы.  

    Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами  дошкольного образования в разных формах организации педагогического  процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной  деятельности детей, в  ходе педагогического взаимодействия взрослого с  ребенком и др.

   В процессе работы педагоги  дошкольного      учреждения   обратили  внимание,    что   в   последнее    время    увеличилось      количество     детей,  имеющих     нарушение       опорно-двигательного          аппарата.     Поэтому приоритетным  направлением       по   оздоровлению      детей    дошкольного  возраста   является   работа   специалистов   по   профилактике   нарушений  осанки и плоскостопия. Задача дошкольного учреждения – предупредить  заболевание опорно-двигательного аппарата – сколиоз.

   Многое  зависит  от  наследственности,  но  не  в  прямом  смысле  этого слова. Нет, обычно дети   рождаются   с   нормальным   позвоночником,  однако   они   часто   перенимают   от   родителей   привычки   неправильно сидеть, стоять, ходить, а также неудобные позы. Большое внимание надо  уделять   детской  мебели,  необходимо  избегать  поз,  при  которых  тело  ребенка наклонено в сторону, сидя на одной ноге.

   В работе с детьми также используются элементы   аутотренинга,которые помогают сконцентрировать внимание на выработке стереотипа  правильной  осанки;  психогимнастику,  которая  направлена  на  развитие  познавательной     и   эмоциональной        сферы     психики     ребенка.     Эти  упражнения помогают создать на занятиях  положительный  эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость.

   Упражнения,  направленные  на  профилактику  нарушений  осанки  и  сводов стопы вводятся в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия,  физкультурные минутки, ритмическую гимнастику.

   Нарушением  опорно-двигательного         аппарата     также      является  плоскостопие.  Свод  стопы  начинает  формироваться  главным  образом  в  период  активной  ходьбы  и  должен  быть  сформирован  к  трем  годам,  предупредить плоскостопие легче, чем его лечить.

   С   раннего   возраста   необходимо   укреплять   мышцы   и   связки   ног.

Профилактика плоскостопия включает в себя наличие правильной обуви,  гимнастику  на  фоне  общего  укрепления  организма  ребенка.  Основное  и  самое  верное  средство  –  специальная  гимнастика,  укрепляющая  мышцы  стопы и голеностопного сустава. Эти  вопросы решаются на занятиях по  ЛФК.  

Все направления работы детского сада отражены в перспективных планах по физическому воспитанию для каждой группы (Приложение № 4)

   ФОРМЫ РАБОТЫ В ДОУ

       Нередко родители заявляют, что дети маленькие и не могут  выполнять указанные упражнения. Иногда они категорически запрещают  проводить физкультурные занятия в физкультурной форме, а простудные  заболевания объясняют тем, что детей в осенне-зимний период выводят  на прогулку. Поэтому необходимо уделить особое внимание ознакомлению родителей с постановкой физического воспитания в  детском саду.

   В нашем детском саду составлен перспективный план работы с  родителями. На педагогическом совещании, где присутствовали и члены  родительского комитета, утвердили план мероприятий, наметили формы  и методы работы.

    Каждый учебный год мы начинаем с практического семинара для  родителей.  

        Проводились такие беседы: «Особенности физического и  психического развития детей преддошкольного возраста», «Организация  занятий физической культурой в детском саду и в семье», «Проведение  подвижных игр и занятий физической культурой в летнее время» и др.

   Через санбюллетень знакомим родителей с рекомендациями по  закаливанию и развитию движений.

      Родителям  показываем  физкультурные  занятия  и  приемы  обучения  некоторым   видам   основных   движений,   физкультурное   оборудование,  которое можно использовать в домашних условиях.    

        Даём советы по проведению физкультурных занятий в субботние  и воскресные дни.

     Оформлены тематические выставки «Одежда и здоровье детей»,  «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья», которые способствуют повышению активности родителей.

       Посмотрев  подготовленные    занятия  с  детьми,  увидев  ловкость,  быстроту  и  умения  детей,  познакомившись  с  диаграммой  их  роста  и  прибавления      веса    за   год,   родители     еще    раз   убеждаются,       что  систематические занятия физкультурой приносят большую пользу.  

        В   систему     работы    детского     сада   прочно    вошла     утренняя  гимнастика,   которая   проводится   с   музыкальным   сопровождением.   В  весенне-летний период и осенью гимнастика проводится на площадке.

      Чтобы познакомить родителей со структурой утренней гимнастики,  мы приглашаем их присутствовать при ее проведении.  

       Давая     рекомендации       родителям      по    проведению       утренней  гимнастики,     обращаем     их   внимание     на  необходимость       создания    и  соблюдения       санитарно-гигиенических                      условий.

     Параллельно  проводим  работу  по  воспитанию  у  детей  интереса  к  физкультурным    занятиям.    В   этих   целях   используем     разнообразные  игровые упражнения и задания.  

Например, предлагаем детям походить, «как великан», «как  карлик», «как собачка на задних лапках», включаем ходьбу с высоким  подниманием колен, как «цирковая лошадь», прыжки на одной ноге — «больной воробей», такие упражнения, как «Ванька-встанька,  поднимись», «Воздушный велосипед» и др. В занятия включаются и  упражнения с элементами соревнования.

     Особое значение придаем организации работы по физической  культуре летом. В конце мая знакомим родителей с примерным планом  оздоровительных мероприятий, помещая его в родительском уголке. Они  вносят свои предложения, и план утверждается на совместном заседании  педагогического совета и родительского комитета.

       Родительский комитет назначаетответственных, которые совместно     с  администрацией организуют  проведение   всех   летних  оздоровительных  мероприятий.

     К спортивным  праздникам  серьезно  готовимся.  Активное  участие  в  их подготовке  и проведении принимают родители. Вместе с детьми они  бегают, преодолевают различные препятствия, проходят по качающемуся мосту,    участвуют      в   играх.    Проведение       спортивных      праздников  положительно  влияет    па   совершенствование      двигательных      навыков,  воспитание  физических  и  морально-волевых  качеств  детей,  интереса  к  физкультуре.

       Упражнения, проводимые во время прогулок, создают возможность  не   только   выработать   у   детей   прочные   двигательные   навыки,   но   и  использовать   их  в   различных    жизненных    ситуациях.

     Систематическая    работа    с   родителями       дала    положительные  результаты. Если раньше родители не знали, чем заполнить досуг детей, и  злоупотребляли зрелищными мероприятиями, то теперь стали проявлять  большую инициативу в организации отдыха детей.    

    Организация занятий физкультурой и совместные игры взрослых и  детей способствуют повышению авторитета родителей, являются сильным стимулом в воспитании интереса детей к физической культуре,  способствуют формированию их характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сохранение духовного, нравственного здоровья детей в дошкольном учреждении"

Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках....

«Сохранение духовного, нравственного здоровья детей в дошкольном учреждении»

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»

В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...

Формирование представлений о здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста

Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное зн...

Консультация для родителей на тему: «Условия сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении и семье»

laquo;Каким вы хотите видеть своего ребёнка?» Отвечая на этот вопрос, любой человек обязательно начнёт со здоровья, потом, видимо, добавит, что хочет, чтобы сын или дочь выросли счастливыми, та...