Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни»
консультация (младшая группа)

Матвеева Светлана Фёдоровна

Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_3.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Консультация для родителей
  2. «Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания
  3. у детей третьего года жизни»

  1.  Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №61»

Матвеева Светлана Фёдоровна

Сентябрь 2017 год

Цель :

·  Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков.

·  Заинтересовать проблемой.

·  Приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи.-

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Дело в том, что самостоятельность играет определенную роль в развитии ребенка, именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Давайте же разберемся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата

Для ребенка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:·

1.  Прием пищи (есть ложкой, пить из чашки).

2. Раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки).

3.  Гигиена тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой).

4.  Опрятности (пользоваться горшком).

5. Убирать игрушки, строительный материал в определенное место. Однако надо приучить его не только убирать всё после игры, но и поддерживать порядок во время разнообразных занятий.  

 

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся:

1.  общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

2.  мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

3. зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

4. мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

На первом этапе ребёнок учится выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрешки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома.

Предложить ребёнку переложить из одной миски в другую орехи, фасоль, шары, сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия, нанизывать предметы на шнурок. Поиграйте в игры «Кукла Маша идет в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застежек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках). «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками). «Зайчик просыпается, зайчик умывается (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания). Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада! и др.

Конечно, дети не сразу приобретают необходимые навыки им требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия. Приспособить вешалку по росту ребёнка, повесить полотенце непосредственно для ребёнка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребёнок знал и мог подойти, взять или положить ту или иную вещь, малышу удобнее умываться, если он стоит на скамейке, подставленной к крану. Если же его на руках подносят к крану, научить умыванию в таком неудобном положении очень трудно.Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать от ребёнка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, прием пищи, трудолюбия:

- мыть руки, засучив рукава, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом и полотенцем;

-одеваться и раздеваться в определенной последовательности (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

-складывать свои вещи в шкаф или на стульчик;

-замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

- убирать игрушки, строительный материал в определенное место;

-своевременно пользоваться носовым платком;

-правильно пользоваться ложкой;

- пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу закрытым ртом;

- во время приема пищи есть аккуратно и после еды пользоваться салфеткой, задвигать стул и благодарить;

-своевременно пользоваться туалетом.

  1. Выводы :
  2.  В младшем возрасте дети обладают большой подражательностью. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, мама и папа должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитывать у своего ребёнка привычки к аккуратности.
  3. Итак ребёнок рождается беспомощным существом. За первые три года проходит огромный путь, пожалуй, более значительный и богатый приобретениями, чем во все остальные годы его жизни! В самом деле, с чем можно сравнить развивающуюся в раннем детстве способность владеть своим телом, речью, мыслить, радоваться, любить и грустить, воспринимать прекрасное в окружающем нас мире! Всё это, конечно, ребёнку ещё предстоит развивать и совершенствовать в дошкольном, а потом школьные годы и даже когда он станет взрослым.
  4. Всю жизнь! Но все начинается с раннего детства. Здесь – истоки всего человеческого. Как от хилого росточка трудно добиться пышного цветения, так невоспитанному сызмала ребенку нелегко восполнить упущенное. Поэтому воспитание детей надо начинать с рождения!!!

Рекомендации :1.  Для развития мелкой моторики рук организовать дома специальные игры и занятия для детей.    2.Создавать условия для формирования навыков самообслуживания.     3. Обучение навыкам самообслуживания начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходить к прямому обучению на самом малыше.

Желаем Вам успехов в воспитании детей!

  1.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни

Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни...

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности и самообслуживанию у детей третьего года жизни»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными про...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"...

"Волшебная пуговка как форма развития навыков самообслуживания у детей второго года жизни в режимных моментах"

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей третьего года жизни"

Статья знакомит родителей с особенностями детей третьего года жизни и возрастными задачами по формированию навыков самообслуживания. Также в статье даются рекомендации родителям по взаимодействию с де...

Консультация для родителей «Становление сюжетно-ролевой игры, как средство социализации детей третьего года жизни»

Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В игре дети отражают различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действит...