Подвижные игры как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Ахметшина Айгуль Радиковна

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста

Одним из важных показателей здоровья детского организма является естественная подвижность. Двигательная активность — биологическая потребность ребенка, которая во многом определяет характер развития организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего, с феноменом акселерации детей.

Для младшего дошкольного возраста характерны: общая статическая неустойчивость тела; высокая двигательная активность при недостаточной согласованности движений, повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы, выполнении однотипных движений. Для повышения двигательных способностей детей дошкольного возраста педагоги  применяют подвижные игры.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре дошкольник упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздух

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают сюжет игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.

Для детей младшего возраста выбираются игры, несложные по сюжету; содержание их взято из хорошо знакомой детям окружающей жизни. Правила должны быть простыми, смысл их понятен детям, количество правил - незначительно.

Подвижная игра в младшей группе не должна требовать таких движений, которые не под силу ребенку или связаны с большим напряжением. В играх младшей группы инструктор по физической культуре или воспитатель берет на себя ведущую роль, помогает, подсказывает отдельным детям, робких детей иногда ведет за руку.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. К таким играм относятся те, которые построены на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, а также игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Для воспитания силы используются игры, которые требуют проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Развитию выносливости способствуют игры, связанные с многократными повторениями напряженных движений, а также с постоянной двигательной активностью, что в целом вызывает значительные затраты сил и энергии.

Совершенствование гибкости происходит в подвижных играх, которые связаны с частым изменением направления движений.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

В подвижной игре проявляется творческая инициатива того, кто играет, которая согласована с коллективными действиями и выражается в разнообразии действий.

Быстрая смена обстановки в процессе игры способствует приучению младшего дошкольника использовать известные ему движения в соответствии с той или иной сложившейся ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных способностей.

Следует отметить, что в младшем дошкольном возрасте целенаправленное воспитание двигательных способностей еще не выдвигается как обязательное требование. Однако, несмотря на это, игровые ситуации и правила игры, которые постоянно меняются, заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, для того, чтобы догнать кого-то, или же быстрее спрятаться в домик или гнездышко, чтобы не быть пойманным, либо преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, не задевая ее, пробежать между кеглями, не свалив ни одну из них и др.).

 Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилию деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Благодаря чему улучшается обмен веществ в организме. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же волевых проявлений зависит от длительности игры. Чем активнее действует ребенок, тем больше он упражняется в том или ином движении, чаще вступает в разные взаимоотношения с другими играющими, проявляет ловкость выдержку, умение подчинятся правилам.  Активность детей в играх зависит от содержания подвижных игр, характера интенсивности движений в них, подготовленности детей, организации и методики проведения.                      

Чтобы удержать интерес детей младшего возраста к игре используются различные методические приемы: яркие большие игрушки или привлекающий внимание инвентарь разной структуры и цвета, звонок колокольчика или выразительное звуковое сопровождение. Сюрпризные моменты захватывают внимание всех детей группы.

Таким образом, роль подвижной игры в повышении двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что она способствует  формированию и совершенствованию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость через достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения».

Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения»....

Обобщенный опыт работы на тему: «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Обобщенный опыт работы на тему:«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ОПЫТУ РАБОТЫ "Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Статья : "Подвижные игры, как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится о влиянии подвижных игр на всестороннее развитие детей, о потребности детей в движении.Приводятся примеры подвижных игр, правила, время, место проведения....

Подвижная игра как средство физического воспитания детей младшего школьного возраста

Совершенствование системы  образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса  мер. Они направлены на своевременное обеспечение каждому  ребёнку оптима...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...