Картотека модифицированных здоровьесберегающих игр и упражнений
картотека

Писарева Людмила Викторовна

Здоровье воспитанников  является важным условием эффективного  участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении заданного уровня обученности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья воспитанников  показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД  «РОСИНКА»)

Картотека модифицированных

 здоровьесберегающих игр и упражнений

C:\Users\Людмила\Desktop\130117013227.jpg

Автор: Писарева Людмила Викторовна

Содержание

1. Пальчиковая гимнастика

2. Дыхательная гимнастика

3. Глазодвигательная гимнастика

Картотека

« Пальчиковая гимнастика»

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2015/03/22/gimnastika.jpg?itok=PNcq0qe3

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (загиб. пальчики на обеих руках, начиная с  больших)

Будем листья собирать (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (вновь загибают пальчики, начиная с больших)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,   (приседают, шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук)

Маме осенний букет отнесем.

«Грибы»

Топ-топ — пять шагов, («шагают» пальчиками по столу, переплели пальцы — сделали туесочек, большие пальцы — ручка. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев)

 В туесочке пять грибов.

Мухомор красный — гриб опасный.

 А второй — лисичка,

 Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

 Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

 Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

 Ешь его смело!

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике   (сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с больших)

Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)

Токи — рубашки,     (загибают пальчики, начиная с больших)

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки (дети загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках т каждое название обуви.)

 На ногах сапожки.

 Как у нашей свинки

На ногах ботинки

Как у пса на лапках

 Голубые тапки

А козленок маленький

Надевает валенки.

 А сыночек Вовка —

Новые кроссовки.

Вот так. Вот так     (ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками)

 Новые кроссовки.

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем (машут перекрестно сложенными ладонями)

Две синицы, воробей (на каждое название птицы дети загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших)

Шесть щеглов и голубей,

 Дятел в пестрых перышках.

 Всем хватило зернышек  (трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)

«Птички»

Эта птичка — соловей, (дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы)

Эта птичка — воробей,

 Эта птичка — соловушка, сонная головушка,

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам! (машут руками, как крыльями)

«Жадина»

Пес шагал по переулку, (дети идут по кругу, держась за руки)

Он жевал большую булку.

 Подошел щеночек, (останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших)

 Попросил кусочек.

 Подошла кошка-мяушка

Попросила кошка мякишка

 Прискакала лягушка,

 Попросила горбушку.

 Подошла курочка,

 Попросила курочка корочку.

 Подошла уточка,

 Постояла минуточку

Попросила уточка чуточку

Только попробовать!

«Люблю по городу гулять...»

Люблю по городу гулять,(дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть,        

Люблю считать (на каждое название достопримечательности загибают по одному пальчику)

Невский — раз, Зимний — два,

Три — красавица Нева,

А четыре — мост Дворцовый.

Пять — гуляю по Садовой,

Шесть — к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь — конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь — крепость у Невы.

Были там, наверно, вы.

Девять — повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять — из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

«Гусь»

-Наши ручки проснулись.                                   Поднять руки вверх

-Где ладошки? Тут?                                             и перебирать поочерёдно

-Тут!                                                                       пальцами, сначала

-На ладошках пруд?                                             медленно, а затем

-Пруд.                                                                    ускоряя темп,

-Палец большой – гусь молодой.                       закончить упражнение

Указательный поймал,                                        сжатием пальцев в кулак

Средний гуся ощипал.                                         и сильным раскрытием

Этот палец суп варил,                                          кисти.

Самый меньший – печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот… Вот!

«Кап-кап-кап»

Капля раз, Капля два,

 Очень медленно сперва.

 А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

 Мы зонты свои раскрыли,

 От дождя себя укрыли.

 Прыжок на носочках, руки на поясе  (4 прыжка)

 Еще один прыжок       (8 прыжков)

Развести руки в стороны.  Сомкнуть руки над головой полукругом.

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

 Листья нам под ноги тихо ложатся.

 И под ногами шуршат, шелестят,

 Будто опять закружиться хотят.

 Дети кружатся, расставив руки в стороны  (приседают)

 Движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках.

«Туман»

Туман повис клоками в саду и во дворе,

 Поймать туман руками решил я на заре.

 Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал.

 Но прыткий он как кошка. Он взял… и убежал.

 Висит туман над речкой и дышит как живой,

 Как белая овечка с кудрявой головой.

 И маленькие рожки на этой голове.

 Но поутру остались лишь капли на траве…(дети присели на карточки, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.  Медленно крепко сжимают кулачки.  «Бегают» пальчиками по полу.  Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону. Смыкают руки над головой.  Показывают «рожки». Выполняют ритмичные прыжки на носочках.

«Ветер и листья»

Ветер по лесу летал,

 Ветер листики считал.

 Вот дубовый,

 Вот кленовый,

 Вот рябиновый резной,

 Вот с березки золотой.

 И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

 Ветер по лесу кружил,

 Ветер с листьями дружил.

 Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

 (дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Опускают руки, приседают. Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Кружатся на носочках на месте. Приседают, опустив руки. Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

«За грибами»

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил  (дети идут в хороводе. Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы. Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы. Скачут стоя, срывая воображаемые грибы. Идут вразвалку, затем топают правой ногой.

 (разгибаем пальчики)

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

вышли пальчики гулять.

(загибаем пальчики)

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистил стол.

Этот добр, а этот зол.

Пальчик,  пальчик тук да тук (повторяется 2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай ( хлопают в ладошки)

Ножками топай, топай (повторяется 2 раза)

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)

«Сорока-белобока»

Сорока - белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

(при этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы).

«Весёлый пальчик»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

(загибать пальчики, начиная с большого.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

"Шагать" по столу средним  и указательным пальцами обеих рук).

«Гости»

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

(вращение кистей рук к себе, поочередный массаж пальцев на обеих руках)

«Кто приехал?»

Кто приехал? Мы, мы, мы.

Хлопать кончиками пальцев.

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Большие и средние пальцы.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

Большие и безымянные пальцы.

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

Большие пальцы и мизинцы.

«Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопки на счет.

Вышел пальчик погулять.

Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.

Только вышел из ворот -

Глядь, другой к нему идет.

Присоединяется средний палец.

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи.

Затем - безымянный.

Вместе встанем в хоровод -

Вот.

Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.

 «Строим дом»

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.

Молоточки стучат,

 Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

Пальцы соединить, показать "крышу".

Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.

 «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье

Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

«Семья»

Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья.

Хлопать в ладоши.

«Кого встретили в лесу?»

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

«Пять и пять»

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.

Сжимание - разжимание пальцев рук.

Повернулись, улыбнулись,

Вращение кистей рук.

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы. Стучать кулачками.

«Яблонька»

У дороги яблонька стоит,

Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит.

Сложить запястья вместе.

Сильно ветку я потряс,

Руки над головой, движения вперед-назад.

Вот и яблочко у нас.

Ладони  перед грудью, имитируют, что держат яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,

Соединить запястья, ладони развести.

Ах, какой приятный вкус.

«Дружба»

Дружа в нашей группе

Девочки и мальчики.

Соединять пальцы в "замок".

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.

А вторые догонять.

По столу "бегут" указательные пальцы.

Треть пальчики бегом,

Средние пальцы.

А четвертые пешком.

Безымянные пальцы.

Пятый пальчик поскакал

Касаться стола ритмично обоими мизинцами.

И в конце пути упал.

Хлопнуть кулаками по столу.

«Солнышко»

Раз, два, три, четыре, пять!

-Показывать заданное количество пальцев.

Солнце глянуло в кроватку!

- Кулачок «просыпается» (сжимать и разжимать кулачок).

Раз, два, три, четыре, пять!

Дружно сделаем зарядку!

- Кулачок «просыпается».

«Петушок»

Петушок наш вдруг проснулся,

- Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.

Прямо к солнцу повернулся.

- Повертеть кистью руки в разные стороны.

Кукарекнул раз, два, три!

- Разводить и сводить указательный и большой палец.

Ты сегодня не проспи.

«Мячик»

Друг веселый, мячик мой!

- Сделать круглое колечко из большого и указательного пальчиков.

Всюду, всюду ты со мной!

- Читать стихотворение и менять в колечке верхний пальчик один за другим.

Раз, два, три, четыре, пять

Хорошо с тобой играть.

«Домики для пальчиков»

Раз, два, три, четыре, пять -

-Дети разжимают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с мизинца.

Вышли пальчики гулять.

-Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять-

-Сжимают пальцы в кулачки.

В домик спрятались опять.

-Начиная с мизинцев, поочередно поворачивают кулачки, как бы рассматривая «домики»

.

Картотека

« Дыхательная гимнастика»

http://dsrosinka.at.ua/logoped/08_1.png

Примерные комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс 1

«Дышите тихо, спокойно и плавно»

    И.п.: стоя, сидя, лежа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто, сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

«Подышите одной ноздрей»

    И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено,  но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

«Воздушный шар»

   И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз).

«Воздушный шар» в грудной клетке»

   И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и Сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

«Воздушный шар» поднимается вверх»

   И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч.

«Ветер»

    И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 сек.; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

«Радуга, обними меня».

   И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4с; растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи.

   Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Дыхательное упражнение «Свечи».

   Выполняется сидя. Инструкция: «Сделайте глубокий вдох через нос, поднимая руки через стороны вверх, задержите дыхание . Выдохните через рот, вытянув губы трубочкой, как бы задувая три свечи (выдох тремя порциями). Снова сделайте глубокий вдбх через нос, потянитесь вверх всем телом (ладони сомкнуты, руки вытянуты над головой), выдохните с силой через рот, наклонившись вперед, резко опустите руки перед собой, ладонями коснитесь пола». Выполняется 1 раз.

Упражнения выполняются стоя или в движении.

«Ёжик»

        Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий, шумный, с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.4-8 раз.

«Губы трубкой»

Сделать полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух. Сделать глотательные движения (как бы глотать воздух). Пауза 2-5 сек., затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.4-6 раз.

                                                 «Ушки»

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, при наклоне головы уши должны быть как можно ближе к плечам. Туловище не поворачивается. Выдох произвольный (4-5 раз).

«Пускаем мыльные пузыри»

При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой (3-5 раз)

«Язык трубкой»

Губы сложены трубкой как при произнесении звука «о». Показать язык и тоже сложить «трубкой». Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 сек. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос (4-8 раз).

«Насос»

Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнять наклоны вперед - вниз, при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом 5-7 пружинистых наклонов и вдохов.   Вдох произвольный (3-6 раз). Усложнение. Упражнение повторить 3 раза, затем выполнить наклоны вперед-назад, делая при этом вдох-выдох. При наклоне вперед вдыхать и руки свободно тянуть к полу, а при наклоне назад выдыхать и поднимать их к плечам (3-5раз).

«Часики»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.

«Трубач»

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

«Петух»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка- ре-ку». Повторить 5-6 раз.

«Каша кипит»

Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 с.

Проводится в игровой форме

        «Планета Сат-Нам, отзовись»

И.п.: сидя на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-Нам» (3-5раз). «Сат» произносить резко как свист, поджимая живот к позвоночнику, - это выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота, - это вдох.

«На планете дышится тихо, спокойно, плавно»

И.п.: стоя, сидя, лежа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто, сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз)

«Инопланетяне»

И.п.: лежа, стоя. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот. Медленно и плавно выполнить вдох, заполняя полностью легкие. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая)». Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц (3-4 раза).

Упражнения звуковой гимнастики с элементами йоги

Цель: Научить детей дышать через нос. Осуществлять профилактику заболеваний верхних дыхательных путей.

Погладить нос (боковые его части) от кончика до переносицы. Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выдох правой (при этом закрывается левая). На выдохе постучать по ноздрям (5 раз).

  1. Сделать 8-10 вдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
  2. Сделать выдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  3. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м», на выдохе то же самое, закрыв левую ноздрю.
  4. Энергично произносить «п-б, п-б» (произношение этих звуков укрепляет мышцы губ).
  5. Энергично произносить «т-д, т-д» (произношение этих звуков укрепляет мышцы языка).
  6. Показать язык, энергично произносить «к-г, н-г» (произношение этих звуков укрепляет мышцы полости гортани).
  7. Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние).

Дыхательное упражнение «Ветер»

Дует легкий ветерок -ф-ф-ф...

И качает так листок ф-ф-ф...

Выдох спокойный, не напряженный.

Дует сильный ветерок- ф-ф-ф...

И качает так листок -ф-ф-ф...

Активный выдох.

Дует ветерок, качаются листочки

и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят,

Осиновый-а-а-а...

Рябиновый-и-и-и...

Березовый-о-о-о...

Дубовый-у-у-у...

Дети хором поют: «а-а-а»,  «и-и-и».

Дыхательное упражнение «Шарик»

Надувала кошка шар,                                                                                                                             А котенок ей мешал:                                                                                                                                Подошел и лапкой - топ!                                                                                                                                                                                       А у кошки шарик - лоп!  Ш-ш-ш

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произношением звука «ш»

«Самолёт»

Посмотрите в небеса, Самолёт там как оса. «Ж-ж-ж-ж», - жужжит самолёт И машет крыльями. Ребята в полёт! Полетаем - ка с нами!

И.п.: стоя. Развести руки в стороны, ладонями кверху. Сделать поворот в сторону, произнося «ж-ж-ж-ж-ж», - вдох, опустить руки - выдох. Повторить 2-4 раза в каждую сторону.

«Насос»

Это очень просто: Накачай насос ты. Направо, налево Руками скользя, Назад и вперёд Наклоняться нельзя. Накачай насос ты - Это очень просто.

И.п.: стоя. Скользя руками вдоль Туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево.

При наклоне выдох с произнесением «с-с-с», при выпрямлении вдох. Повторить 4-5 раз.

«Трубач»

Мы пришли и сели,       Играем на трубе.                Тру-ру-ру, бу-бу-бу! Подудим в свою трубу.


И.п.: сидя на стуле. Поднести кисти рук, сжатые в кулак, к губам и, как в трубу, произнести «тру-ру-ру». Повторить 3-4 раза

        «Дом большой

У медведя дом большой,                     А у зайца маленький.                      Мишка наш пошёл домой,                Да и крошка заинька.


И.п.: стоя. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову -выдох с произнесением «ш-ш-ш»   у зайки дом маленький). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки - вдох ( у медведя дом большой). Повторить упражнение 4-6 раз.

                                                       «Погончики»

И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.  «Ходьба»

Как косолапый мишка, Пойдем мы все потише, Потом пойдем на пятках,      А после - на носках. Повторим так, ребятки,  И скажем слово «ах». При каждом упражнении   Мы скажем «ах!» в движении. Потом быстрее мы пойдем    И после к бегу перейдем.

И.п.: стоя, голову не опускать, как в первом упражнении, движения сопровождаются произнесением слова «ах» в ритм шагам. Ходьбу постепенно ускорять, переходя на умеренный по темпу бег, а потом снова на ходьбу. Остановиться, сделать выдох, расправить плечи, поднять голову - вдох. Повторить 2 раза. Продолжительность 40-50 с.

«Ладошки»

Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

«Обними плечи»

И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Обними плечи" можно делать также сидя и лежа.

«Поверни голову»

И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево - "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа - вдох слева. Посередине голову не останавливать. Шею не напрягать, вдох не тянуть!

Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

«Ушки» («Ай-ай»)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает «китайского болванчика».

Помните! Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот).

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Картотека

« Глазодвигательная гимнастика»

F:\Новая папка (2)\z-g21.jpg

«Кап-кап-кап»

Капля первая упала: кап! (прослеживание взглядом от потолка до пола)

И вторая пробежала: кап!

Мы на небо посмотрели, (смотрят вверх)        

 Капельки «кап-кап» запели (быстро моргают глазами)

 Намочили лица, (лицо вверх)

Мы их вытирали, (вытирают)

Туфли, посмотрите, (смотрят вниз, голова прямо)

 Мокрыми все стали (водят из стороны в сторону)

Мы глазами поведём,

Капель с ресниц стряхнем! (быстро моргают)

«Гимнастика для глаз»

Комплекс 1

Взгляд направлен влево-прямо,  вверх-прямо,  вниз-прямо, без задержки в отведенном положении. Повторить от 1 до 10 раз. Длительность выполнения 3-5 мин.

Комплекс 2

Взгляд смещать по диагонали влево-вниз-прямо, вправо-вверх-прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное, но следить за тем, чтобы не было задержки дыхания. Повторить от 3-х до 10-ти раз.

Комплекс 3

Круговые движения глаз от 1 до 10 раз влево и вправо вначале быстрее, затем как можно медленнее.

Комплекс 4

Изменение фокусного расстояния. Смотреть на кончик носа, затем вдаль. Повторить несколько раз.

Комплекс 5

Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль.

Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть несколько раз. Сжать веки, опять моргнуть несколько раз. Повторить все несколько раз.

Комплекс 6

 1.Закрыть глаза и сидеть в таком положении 10-15 с.

2.Выполнить движения глазными яблоками поочередно вправо-вверх, влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Выполнять 18-20 с (темп медленный).

3.Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами легкие круговые поглаживающие движения от носа к вискам в течение 20-30 с. Затем посидеть спокойно с закрытыми глазами 10-15 с.

Комплекс 7

1. Закрыть глаза на 10-15 с.

Посмотреть на кончик носа, посмотреть вдаль (темп медленный).

Сделать легкое надавливающее движение подушечками пальцев на глазные яблоки, затем отпустить (темп медленный).

Комплекс 8

Закрыть глаза на 10-15 с.

С закрытыми глазами выполнить круговые движения глазными яблоками вправо и влево. Повторить 2-3 раза (темп медленный).

З.С напряжением закрыть глаза, затем раскрыть. Повторить 3-5 раз (темп средний). Посидеть с закрытыми глазами

Комплекс 9

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1- 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо –вверх -налево - вниз, потом вдаль на счет 1-6; затем налево –вверх –направо -вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс 10

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4,  раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, перевести  взгляд вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

Не поворачивая головы (голову держать прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх –вправо –вниз -влево и обратную сторону вверх -влево - вниз -вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1—6. Повторить 4—5 раз.

При неподвижной голове перевести взор с фиксацией на счёт 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом   вниз - прямо, вправо              прямо, влево -прямо. Проделать движение по   диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо на счёт 1-6. Повторить 3-4 раза.

Комплекс 11

Голову держать прямо. Посмотреть, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счёт 1-4, опустить вниз на счёт 1-4 и перевести взгляд прямо на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую и, расслабив мышцы, посмотреть, вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Снятие усталости глаз

Сжать кисть правой руки в кулак, отставить в сторону больший палец, вытянуть руку вперед на уровне глаз и пристально посмотреть на большой палец в течение 10 с. Затем, оставляя большой палец этом же положении, отвести руку вправо. Глазами следить за кончиком   отставленного большого пальца, не поворачивая головы, до тех пор, пока большой палец не исчезнет из виду, и тогда возврати п. взгляд в исходное положение. То же самое сделать левой рукой.

Далее сделать упражнение в направлении каждой руки вверх и вниз, потом круговые движения каждой рукой. Повторить 2 раза каждой рукой. По окончании упражнения закрыть глаза, затем быстро   их открыть.

Упражнения выполняются из положения, сидя в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты.

«Два мяча»

- Послушайте сказку про два мяча. Они большие шалунишки, любят бегать,

прыгать так быстро, что нам их не догнать, поэтому мы будем их «догонять»

глазками.

И.п.: спина прямая, голова прямо, неподвижно

Из корытца их достали,                       Поглаживание век от переносицы к

Очень долго вытирали,                        вискам.

Сухо-сухо, чисто-чисто                      Повторить 4 раза
Полотенчиком душистым                                                                                          

Вот и снова у Иринки                                                                                                        

Два мяча лежат корзинке.                                                                                  

Закрывайте, дети, глазки —                                                                                                                                          Завершилась наша сказка.          

«Слоник»

                                                                           

                                                                                          Движения глаз вверх-вниз вправо-влево.

Раз, два — слоник идет вправо,                                    Повторить 5-6 раз

Три, четыре — а теперь налево,

Пять, шесть— дорожка лежит прямо,

Семь, восемь — все начинаем сначала.                                                                                       .                                                      

 Идет слоник по тропинке.                                        

Глядит вниз, как на картинке.

Смотрит вверх, по сторонам.

Ну-ка сделай так же сам.

Глаза закрыть, открыть.                                Круговые движения глазами. Повторить 4-5 раз.

Сел наш слоник отдохнуть.

Только он решил уснуть,

Вдруг, откуда ни возьмись,

В лесу пчелка появилась.

И, кружа, кружа, жужжит.

Как ее остановить?                                                                                                                                    Посмотрел наш слоник вдаль.                                  Глаза открыть,  закрыть.

Повторить 5-6 раз

1.Движения по прямым линиям. Интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо- налево, и вертикали: вверх-вниз.

2.  Моргание. Интенсивно сжимайте и разжимайте глаза.

3.  Диагонали. Направьте взгляд в левый нижний угол, то есть посмотрите как бы на левое плечо и сосредоточьте взгляд на этой точке. После трех морганий повторите в правую сторону.

4.  Зеркальная диагональ. Аналогично предыдущему упражнению скосите глаза в левый верхний угол, затем в правый.

«Темное расслабление»

Положите на закрытые глаза теплые ладони, пальцы скрещены на лбу. Расслабьтесь и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.

«Моргания»

 Не менее ста раз легко и быстро поморгайте глазами.

«Косые глаза»

Сведите глаза к носу. Для выполнения этого упражнения к переносице поставьте кончик указательного пальца и посмотрите на него - тогда глаза легко "соединятся".

«Близко-далеко, или работа глаз на расстоянии»

Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую деталь. Ею может быть листик дерева, растущего за окном, или небольшая бумажная точка, наклеенная на стекло на уровне глаз. Затем над выбранной точкой проведите воображаемую прямую линию, уходящую вдаль, и направьте свой взгляд далеко вперед, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

«Глазки отдыхают или как  сохранить орлиный взгляд навсегда»

Одна из серьезных проблем, с которой сталкивается ребенок, начиная учиться в школе - большое напряжение на зрение. Мы предлагаем комплекс простых упражнений, позволяющих избежать перенапряжения глаз. Приучите ребенка выполнять эти упражнения ежедневно и обязательно, если он чувствует, что глазки устали.

Перед гимнастикой для глаз хорошо проделать комплекс релаксационных упражнений в течение 3-5 минут.

Чтобы снять общее напряжение можно использовать методику глубокого дыхания. Для этого:

1.Сядь удобно. Положи руки на живот, в область пупка.

Глубоко вдохни. Руки должны почувствовать, как живот надувается.

2.Задержи дыхание на 1-2 минуты.

3..Постепенно выдохни через рот. Руки должны
почувствовать, как сжимаются мышцы живота. Повтори упражнение, пять раз.

Далее нам необходимо расслабить мышцы шеи, головы и лица, снять напряжение плечевого пояса. Сделай глубокий вдох и закрой глаза. На выдохе медленно опусти подбородок на грудь. Расслабь шею и плечи На вдохе медленно и плавно начинай

«Сядь удобно, голову держи прямо, улыбнись».

  1. Быстро-быстро поморгай глазками, как будто это крылышки бабочки. 15 сек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека грамматических игр и упражнений.

Картотека грамматических игр и упражнений...

Картотека коммуникативных игр и упражнений

Развитие умения устанавливать контакт с собеседником...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Картотека стихов для ритмических упражнений на музыкальных занятиях

Такие коротенькие стихи я использую  в работе с малышами для усвоения простейших ритмических формул и, одновременно, для освоения приемов игры на простейших ударных инструментах (погремушки...

Картотека дидактических игр и упражнений для развития восприятия

«Найти предмет указанной формы»Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоуголь...

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....