Планирование работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Гудырева Ольга Владимировна

 Представленное планирование поможет сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_zozh.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 4 общеразвивающего вида»

г. Сыктывкар

Планирование работы по формированию

представлений о здоровом образе жизни у детей

 старшего дошкольного возраста

Автор – разработчик:

воспитатель МАДОУ «Детский сад №4»

Гудырева О.В.

г. Сыктывкар, 2017

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.

Здоровый образ жизниЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Здоровый образ жизни – это совокупность правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма и на его продуктивную работу.

Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

- формировать у детей адекватное представление об окружающих людях (о строении собственного тела);

- помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

- научить «слушать» и «слышать» свой организм;

- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

- формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

- привить навыки профилактики и гигиены.

Планирование работы по формированию здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема организованной –образовательной деятельности

Задачи

Содержание

ООД

Литература и дидактические игры

Работа с родителями

Сентябрь

«Как устроено наше тело»

1. Дать детям представление о человеке, как живом организме.

2. Сформировать у детей представления о человеке как части природы.

3. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

1. «Я –в мире человек»:

-Признаки отличия человека от животного (прямохождение, пальцы на руках и ногах, умение думать и говорить).

-Мальчики и девочки гендерные особенности (интересы и игры).

-Зачем человеку имя?

-Эмоции человека (зеркало и я).

2. «Я и природа»:

-Взаимосвязь окружающего мира и человека.

-Влияние человека на природу (вред и польза).

3. «Что такое здоровье?»:

- Как устроено моё тело (части тела, основные внутренние органы).

-Что такое здоровье, что такое болезнь?

- помощники здоровья (зарядка, правильное питание, правильные привычки и т.д.).

А. Барто, «Помощница», «Я расту».

К. Мурзалиев, «Сам».

Э. Машковская, «Митя – сам».

В. Приходько, «Вот когда я взрослым стану…».

Игры: «Живое – неживое», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию», «Найди пару», «Умею –не умею», «Зачем нужны глаза, нос, уши.».

Дома с детьми:

Оформление альбома, «Какой я был маленький» или «Как я расту».

Рассматривание детских фотографий, мамы, папы, бабушки, дедушки.

Папки – передвижки на тему: «Здоровьесберегающие технологии в семье» (дыхательная гимнастика, самомассаж и др.).

Октябрь

«Чтобы я был здоров»

1.Формировать у детей представления о здоровье, здоровом образе жизни, болезни.

2.Рассказать о значении оздоровительных мероприятий и «помощников» здоровья.

3.Учить детей соблюдать правила личной гигиены, без напоминания взрослого. Показать значимость личной гигиены на здоровье.

4.Познакомить с разными специальностями врачей.

1. «Я и моё здоровье»:

- Зачем нужно быть здоровым?

-Болезнь и её причины.

-Что нужно делать, чтобы быть здоровым (об оздоровительных мероприятиях в ДОУ)?

2. «Что помогает мне быть здоровым?»:

-Питание, сон, прогулки.

-Оздоровительные процедуры.

-Физическое здоровье.

-Положительные эмоции.

3. «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»:

-Гигиена для здоровья – первый друг.

4. «Зачем нужны врачи?»:

-Врач – педиатр.

-Офтальмолог.

- Стоматолог.

-Отоларинголог.

Е. Благинина, «Аленушка».

Э. Машковская, «Приказ».

Р. Куликова «Мыло».

П. Варанько, «Спать пора».

З.Александрова, «Маша и каша».

Е. Благинина, «Простокваша».

Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Индивидуальные беседы и консультации: «Оздоровительные мероприятия в детском саду»;

«Поощрение детской самостоятельности и выполнение норм личной гигиены».

Информация для родителей в уголке здоровья о режимных моментах, оздоровлении детей в домашних условиях.

Ноябрь

«Наши органы дыхания»

1.Формировать у детей представления об органах дыхания (нос, легкие).

2.Освоение детьми механизма обоняния, приёмами обеспечения безопасного дыхания.

3.Дать представления о пользе правильного дыхания.

1. «Зачем мы дышим?»:

-Механизм дыхания (понаблюдать на примере дыхательных упражнений).

-Как правильно дышать – через нос или рот?

-Как мы дышим на улице?

2. «Что ещё умеет нос?»:

-Но опыте помочь детям сделать вывод в необходимости вдоха. Чтобы определить запах.

-Игра «Узнай по запаху» (определить предмет только по запаху) – овощи, фрукты, мыло, духи, и т.д.

Загадки про нос.

3. «Для чего мы дышим?»:

-Для работы мозга.

-Для работы органов пищеварения.

-Медленный вдох, ровное дыхание позволяет расслабиться.

-Что нужно, для того чтобы правильно дышать?

(дыхательные упражнения, прогулка).

Э. Мошковская, «Мой замечательный нос».

В. Бианки, «Чей нос лучше?».

Н. Сладков, «Ящуркин нос».

Дыхательная гимнастика (в режимных моментах дня).

Самомассаж (в режимных моментах дня).

Подбор материалов для оформления мини- журнала по теме «Моё дыхание».

Буклет с рекомендациями «Приемы правильного дыхания».

Декабрь

«Наши органы слуха»

1. Освоение детьми особенностей развития слуха у животных и человека.

2.Активизировать знания детей о роли слуха для ориентировки в пространстве и в овладении речью.

3.развивать умение детей видеть связь между рекомендацией по предупреждению и причиной нарушения слуха.

1. «Слышит кошка, слышит человек»:

-Распознание различных звуков (аудиозаписей, металлофон, погремушки и т.д.).

Музыкально – дидактическая игра-Ухо – специальный орган у человека и животных для улавливания

различения звуков.

-Человек учится говорить благодаря ушам (с рождения слушая и запоминая, как говорят взрослые люди).

-Слух животных сильно отличаются от слуха человека.

2. «Нам нужны уши?»:

-Опыт.

-Приятные и неприятные звуки.

-Глухие люди не могут говорит так же хорошо, как слышащий

человек (игровые упражнения).

3. «Чтобы уши слышали».

-Схемы-правила по гигиене и уходу за ушами (нельзя ковырять в ушах, не допускать попадания воды в уши, защищать уши от сильного ветра, шума, сильно не сморкаться и не втягивать в себя слизь из носа.

Э. Машковская, «Уши».

 «Путешествие маленького звука».

Игры.

Самомассаж ушных раковин, дыхательная гимнастика (предусмотрена в режимных моментах дня).

Подбор информации в уголок для родителей по теме «Наши органы слуха».

Папка – передвижка «Правила ухода за органами слуха».

Январь

«Как сохранить хорошее зрение?».

1.Показать детям, какую роль играют глаза в жизни человека. Подчеркнуть разницу органов зрения человека и некоторых животных.

2.Закрепить полученные знания об органах зрения путём составления рекомендаций по охране зрения, познакомить с приёмами оказания первой помощи при травме глаза.

3.Дать детям представление об очках, объяснить их назначение и применение.

1. «Роль зрения в жизни человека»:

-Рассматривание своих глаз в зеркале, глаз друг друга.

-Рассказ воспитателя о том, чем отличается зрение человека и животного.

2. «Чтобы глаза хорошо видели»

-Рассматривание сюжетных парных картинок (дидактические карточки «Мой организм»).

-Составление рекомендаций на основе иллюстраций.

3. «Про очки»:

-Загадки про очки.

-Для каких целей люди используют очки (при плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений и т.д.) – показать разные очки.

-Правила соблюдения гигиены зрения.

А. Барто, «Очки».

Л. Зильберг, отрывок из стихотворения.

«Хмурое утро» (почему мы видим мир цветным).

Н. С. Орлова, «Телевизор», «Ребятишкам про глаза», «В сумерках», «Про очки», «Береги свои глаза».

Гимнастика для глаз (предусмотрена в режиме дня).

Консультации по проведению гимнастики для глаз.

Подбор материала по теме «Как сохранить хорошее зрение?» в уголок для родителей.

Февраль

«Зачем человеку язык? Как сохранить зубы здоровыми?»

1.Развивать умение детей делать выводы о необходимости языка для определения вкуса и пережёвывания пищи.

2.Сформировать у детей представление о значении зубов в процессе пережёвывания и переваривания пищи.

3.Развивать умение детей выделять правила ухода за полостью рта на основе собственного опыта.

1. «Для чего нужен язык?»:

-Где находится язык? (за зубами и губами).

-Как мы ощущаем вкус пищи? «Капризная принцесса».

-Использование языка животными (вместо ложки, для умывания, и т.д.): на примере кошки, собаки, коровы и др.

2. «Крепкие, крепкие зубы»:

-Сравнить зубы людей и животных (молочные и коренные – отличия).

-Какая пища должна поступать в желудок? (пережёванная).

-Для чего нужна слюна? (опыт).

3. «Как сохранить зубы здоровыми?»:

-Правила – схемы по уходу за полостью рта, отобрать что вредно, что полезно для зубов.

-Памятка – схема чистка зубов.

Загадки.

Пословицы и поговорки о языке и зубах.

Е. Перьмяк, «Язык и нос».

С. Маршак, «Одна дана нам голова…».

Артикуляционная гимнастика (предусмотрена в режиме дня).

Беседа «Как правильно чистить зубы?».

Консультации: «Самомассаж лица, и шеи для всей семьи».

Подбор материала в уголок для родителей по теме «Здоровье зубов».

Март

«Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

1.Освоение детьми знаний о роли кожи, ногтей и волос в жизни человека.

2.Развивать у детей понимание значения кожи для познания окружающего мира.

3.Освоение детьми правил ухода за кожей, ногтями, волосами посредствам обобщения собственных гигиенических навыков и умений.

1. «Мои защитники»:

-Сравнить животных и человека по следующим признакам: кожный покров, шерсть/волосы, когти/ногти.

2. «Что можно почувствовать кожей?»:

-Дидактические игры;

-Опыты;

«Волшебная кожа человека», «Невероятная история, которая могла бы произойти, если бы мы не чувствовали боли».

3. «Как нужно ухаживать за кожей?»:

Вопросы детям:

-Как часто нужно мыть руки, ноги, тело?

-Зачем стричь ногти?

-Для чего нужно расчесывать волосы, подстригать их?

Апрель

«Внутренние органы»

1.Развить у детей понимание: функции позвоночника, скелета.

2.Формировать у детей представление о значении сердца в организме человека и об условиях сохранения здорового сердца.

3.Развитие у детей представления о работе главного органа пищеварения – желудка.

1. «Красивая осанка»:

-Для проверки правильной осанки прислонится к стене – тело должно касаться стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками.

«Пластилиновый человечек» (лепка).

-Погладить друг друга по спине, найти (прощупать) позвоночник.

-Какие упражнения вы знаете для мышц спины, для позвоночника?

2. «Зачем человеку сердце?»:

-Сердце – главный орган человека, без работы которого, он не может жить; сердце – насос, который качает кровь по всему организму.

-Послушать, как стучит сердце, положив руку к груди или через фонендоскоп (в спокойном состоянии и после подвижной игры).

-Чтобы сохранить сердце здоровым, надо соблюдать соответствующие правила.

-Вопрос для обсуждения: «Про какого человека можно сказать: «У него золотое сердце»?».

3. «О правильном приёме пищи»:

-Вопросы детям: что такое режим питания? (завтрак, обед, полдник, ужин); какие правила поведения за столом вы знаете?

-Путешествие пищи: глотка, пищевод, желудок, кишечник.

-Правила приёма пищи.

И. Демьянов, «Замарашка».

Самомассаж шеи и лица, массаж ладоней, дыхательная гимнастика, массаж ушных раковин, (предусмотрены в режиме дня).

Подбор информации в уголок для родителей по теме «Внутренние органы» (скелет и мышцы, сердце и кровоснабжение, органы пищеварения).

Консультация по организации двигательной активности детей дома, в зависимости от времени суток.

Беседы о необходимости соблюдения режима питания дома.

Май

«Правила на всю жизнь»

1.Продолжать развивать умение детей использовать имеющиеся знания о здоровьесберегающих условиях.

2.Поощрять желание детей вести здоровый образ жизни.

1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»:

-Рассказ по картине «На берегу»:

-о пользе свежего воздуха (гулять необходимо для того, чтобы: легче и быстрее думать, было хорошее настроение, хороший аппетит и крепкий сон);

-о значении воды для здоровья: для чего нужна вода? (для умывания, уборки, закаливания и т.д.);

-для чего нужно закалятся? (для того, чтобы быть крепкими, выносливым и здоровыми).

2. «В здоровом теле – здоровый дух»:

-Беседа -размышление «Что такое здоровый образ жизни»?

- «Волшебные гимнастики»: для чего нужно делать дыхательную гимнастику? Самомассаж?

-Придумай эмблему для Страны Здоровья.

К. Чуковский, «Мойдодыр».

Загадки.

Наиболее понравившиеся и удавшиеся детям виды гимнастики и самомассажей – проводятся детьми самостоятельно без показа воспитателя.

Беседы и консультации о поощрении детей в процессе соблюдения здоровьесберегающих условий дома.

Наглядная информация для родителей о проведении для детей в течении года оздоровительных мероприятий.

Список литературы:

1.Теленчи, В. И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. М., «Просвещение» 1987.

2.Козлова, С. А. Я – человек. – Москва: «Школьная пресса», 2005.

3.Терпугова, Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. –Ростов – но – Дону., изд. «Феникс», 2007.

4.Павлова, П. А. Расти здоровым малыш! [текст] / П. А. Павлова – М. ООО «ТЦ Сфера», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ...

Работа с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Это и понятно. Поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоров...

Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка».

Налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, развитие активной речи детей и их познавательной деятельности, в процессе формирования начальных представлений о здо...

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым

Здоровье-это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко. вернуть же его очень трудно....

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни или как привить привычку быть здоровым

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит стан...

Проектная деятельность в старшей дошкольной группе «Быть здоровым – здорово!» как метод формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.

В методической разработке представлен опыт работы по реализации проектной деятельности в старшей группе «Быть здоровым – здорово!». Цель проекта – формирование у дошкольников п...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...