«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»
консультация (средняя группа)

Крупская Юлия Михайловна

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и сознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аистёнок»

Мастер –класс для родителей 

 «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре»

 Подготовила воспитатель – Крупская Ю.М.

C:\Users\USER\Downloads\512770_1.png

2019г.

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и сознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Ребенок как губка впитывает поэзию народного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша, а каждое поэтическое движение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

Какие же цели и задачи мы ставим, знакомя дошкольников с народными играми?

Цель:

• Приобщать детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и русских народных подвижных игр.

• Наполнить жизнь детей художественно-эстетическим, патриотическим и духовно-нравственным содержанием.

Задачи:

• Развивать интерес детей к устному народному творчеству и подвижным играм.

• Способствовать развитию творческих задатков детей на традиционном фольклорном материале.

• Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр.

• Воспитывать нравственные качества: честность, взаимовыручку, дружелюбие.

• Обогащать образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и русского народного фольклора.

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собиралась детвора вечером на деревенской улице, водили хороводы, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Сегодня нам взрослым надо помнить, что игра для детей – не просто отдых, а наука, которая может приносить радость. И поэтому относиться к игре надо очень серьезно, не забывая, что каждое движение, каждое слово, звук и зрительный образ в детском возрасте формируют человеческое сознание.

Роль взрослого, прежде всего, состоит в том, чтобы ознакомить детей с игрой, наглядно продемонстрировать определенные действия, выучить с детьми песню, слова, соответствующие танцевальные движения и следить за соблюдением правил игры.

Дети любят играть, так как в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз«Ни дня без игры.

Народные детские игры имеют и такую особенность: игре предшествует игровой зачин. Речь идет о всем с детства знакомой «считалке». Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизацией детей, подобно присказке, которая вводит в сказки. Стоит понаблюдать начало детской игры, как бросается в глаза какая-то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают настоящую игру. Это дети «считались». Общеизвестны такие считалки:

Кады-бады

Налей воды

Корове пить,

Тебе водить.

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

«Считалки» занимают большое место в детском фольклоре, в них своеобразно проявляется словесное детское творчество. Здесь мы находим и плясовые ритмы, и подражание различным шумам и игру словом, звуком, образующие игровой зачин.

Сейчас я познакомлю вас с русскими народными играми, которые я применяю в своей работе. Иногда слышишь разговоры взрослых о том, что дети не хотят играть или игра бывает непродолжительной, у детей пропадает интерес. Я попробую доказать, что это не так. Если ребенок заинтересован, то играть можно продолжительное время.

Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.

Русские народные игры можно разделить на:

Интеллектуальные Эти игры воспитатель применяет как часть занятия, разминку, заполняет ими промежуток между занятиями, в конце прогулки, перед приемом пищи. Очень любят эти игры и взрослые, поэтому эти игры очень кстати на праздниках, досугах, викторинах, развлечениях, родительских собраниях.

Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь.

игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры этого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры«Гуси-лебеди»«Волк во рву»«Волк и овцы»«Вороны и воробьи»«Змейка»«Зайцы в огороде»«Пчелки и ласточки»«Кошки-мышки»«У медведя во бору»«Коршун и наседка»«Стадо»,» Хромая лиса», «Филин и пташки»«Лягушата»«Медведь и медовый пряник»«Зайки и ежи»«Ящерица»«Хромой цыпленок»«Оса» и их различные варианты.

--С историческим наследием русского народа знакомят игры, где дети знакомятся с бытом, укладом русского народа., с народными праздниками, применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. К ним относятся такие народные игры«Дедушка-рожок»«Домики»«Ворота»«Встречный бой»«Заря»«Корзинки»«Каравай»«Невод»«Охотники и утки»«Ловись рыбка»«Птицелов»«Рыбаки»«Удочка»«Продаем горшки»«Защита укрепления»«Захват флага»«Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты. Такие игры проводятся на праздниках, развлечениях, посиделках, досугах, концертах. 

А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.

Игра-забава «Под моею крышей»

Под моею крышей собралися мыши, кто не успеет убежать, я того за палец цап!

Под ладошку водящего ставится пальчик играющих, на последние слова ,нужно успеть убрать пальчик.

Игра «Башмачки»

А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;

Вот сидит малыш

До чего же хорош

До чего же хорош -

Ну, а ножки то босы!

Раз, два, три,

К башмакам беги!

 

Игра  «Кукушка» 

Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.

Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.

Материалы: платок.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет.

Ты кукушка не зевай

Кто кукует отгадай.

Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто

будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен

угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.

«Петух»

Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:

Тух – тух

Ту – ру- рух!

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами хвост с узорами.

Во дворе стоит громче всех кричит!

Петух: Ку – ка – ре – кууу!

Все разбегаются, петух ловит детей, пойманный становится петухом.

«Мышки и кот Васька»

Наши мышки танцевали- пи-пи-пи

Мышки ножку выставляли пи-пи-пи

Мышки в ладушки играли –пи-пи-пи

Мышки в бубен ударяли-пи-пи-пи,

Что-то мышки увидали и от страха задрожали,

Это вышел Васька кот, он мышей сейчас найдет.

Дети убегают в домики(на стульчики, если на улице можно начертить круги- домики)

Заключение.

-Уважаемые коллеги, в завершить мастер-класс хочется известным

изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,

как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно

для быта русского народа, с веками исчезло, но кое - что

сохранилось лишь в детских играх.

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник

радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни

людей, поэтому наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот

вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым

сохраняя наши народные традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре  и традициям русского народа»....

Презентация «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

laquo;Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»...