Как сохранить здоровье дошкольника
консультация

Кухальская Ольга Владимировна

В памятке представлены примеры здоровьесберегающих технологий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sohranit_zdorove_doshkolnikov.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Как сохранить здоровье дошкольника.

Что подразумевается под здоровым образом жизни? (Ответы педагогов).

Какие основные задачи физкультурно-оздоровительной работы в нашем ДОУ вы можете выделить? (Ответы педагогов).

- организация рационального режима дня;

- полноценное питание;

- создание условий, обеспечивающих оптимальный двигательный режим;

- эмоциональное благополучие детей;

- благоприятная гигиеническая обстановка;

- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;

- безопасность детей;

- сотрудничество с семьёй, приобщение их к ЗОЖ.

Мне бы хотелось более подробно остановиться на принципах физического воспитания дошкольников.

1 принцип – традиционные основы физвоспитания (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, гимнастика после сна, закаливание, физ. досуги, спортивные праздники).

2 принцип – использование развивающих форм оздоровительной работы (здоровьесберегающие технологии):

- стретчинг;

- психогимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- самомассаж;

- гимнастика горла;

- гимнастика для глаз;

- пальчиковая гимнастика;

- логоритмика;

- гимнастика для ума (брейнджин);

- упражнения, развивающие сенсомоторную координацию;

- фитболгимнастика.

Стретчинг.

Стретчинг – упражнения, способствующие растяжке мышц, суставов, связок.

Применяется для профилактики остеохандроза, плоскостопия, нарушения осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.

 Игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

         Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер.

Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет, не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по

30 мин. в хорошо проветренном помещении.

Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом.

Перед стретчингом обязательно провести традиционные упражнения на данную группу мышц. Приняв положение тела, задерживать его на 5-30 сек.

Упражнения стретчинга можно вводить в комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, физ. занятия.

Упражнение с педагогами «Замок» (сцепить руки за спиной).

Психогимнастика.

Психогимнастика позволяет корректировать поведение ребенка и снимать эмоциональное напряжение. В ней используются полезные игры для детей, позволяющие снять тревожность, агрессию, напряжение, учат саморегуляции и многому другому.

Психогимнастика требует краткого, точного, эмоционального словесного сопровождения, чтобы детям можно было легко войти в образ, в ситуацию. Приведу пример: идём по горячему песку, идём по глубокому снегу, идём навстречу сильному холодному ветру, гордый олень, лиса – всему лесу краса, водоросли, спящий сторож.

Дыхательная гимнастика.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Выделяют дыхательную гимнастику:

- очищающую (воздушный шарик, задуй свечу, пушинка). Старший возраст – 5 раз.

- упражнения, развивающие мышцы носоглотки (ёжик).

- упражнения, развивающие мышцы грудной клетки и живота (Дышим животом, дышим грудью, дышим плечами).

- свободное дыхание.

 Особое внимание хочу уделить дыхательной гимнастике по методу Стрельниковой.

Метод А.Н. Стрельниковой стоит особняком среди остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. Его называют даже парадоксальным. Суть этой системы в том, что, в отличие от традиционных подходов, автор предлагает при выполнении упражнений обращать внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания.

Кроме того, грудная клетка во время вдоха, согласно системе Стрельниковой, не расширяется, а искусственным образом сжимается (этому способствуют наклоны, повороты корпуса, обхватывание ребер руками).

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов:

 - хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;

 - сахарный диабет;

 - болезни сердца;

- язвенная болезнь (в стадии ремиссии);

 - заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

С чего начать занятия дыхательной гимнастикой Стрельниковой для детей?

 «Ладошки» (упражнение для разминки)

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой подходит для ребятишек с 3-4 лет.

Заниматься лучше 2 раза в день: по утрам до завтрака и по вечерам до ужина. Можно заниматься и после приема пищи, но не ранее, чем через  час.

Не стоит делать гимнастику Стрельниковой для детей перед сном, так как она довольно сильно бодрит, и уложить ребенка после ее выполнения будет проблематично.

Самомассаж.

При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Тренировать их можно уже с 6-месячного возраста.

Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью.

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

поглаживание,

растирание,

лёгкое надавливание,

пощипывание,

похлопывание,

сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Используются упражнения:

катание одного грецкого ореха или шарика,

катание ребристого карандаша,

имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,

сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках, после сна до 5минут (малышам), от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке.

Артикулярный массаж

Массаж ушных раковин - артикулярный – показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.

Самомассаж лица

Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.

Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.

Самомассаж «Игра с ушками»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять –

Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора,

Вот и кончилась игра.

Гимнастика для горла.

Чтобы укрепить нервно-мышечный аппарат горла и повысить его устойчивость к холоду и инфекции, нужно ежедневно делать специальную гимнастику, которую рекомендуют индийские йоги. (см. приложение).

Упражнения: горловой смех, зевота.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. После сна обязательно 1 упражнение для глаз.

Упражнения для глаз. Упражнения для тренировки мышц глаза.

По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики:

· Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

· Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

· Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

· Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

· Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.

· Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.

· Дети стоят. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Особое внимание хочу уделить методике по охране и укреплению здоровья детей В.Ф. Базарного.

1. Бумажные офтальмотренажеры

• Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.

• На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и другие). Толщина линий – один сантиметр.

2. Пирамидки

3. Тарелки с разноцветными кружками

4. Схема зрительно-двигательных траекторий

С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:

вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.

Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.

Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.

Интерес представляют и специально-восстановительные зрительные игры:

• «Цветные сны»

Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию воспитателя дети закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Воспитатель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, воспитатель называет другой цвет.

Отвечая воспитателю, который подходит к детям и касается их плеча, дети сохраняют исходное положение.

Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.

Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Любые упражнения эффективны только если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Гимнастика для ума.

Вырази мысль другими словами

Игра: Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл, следующие предложения:

 два сапога пара;

 не садись не в свои сани;

 не все коту масленица;

 белеет парус одинокий;

 идет бычок качается; и т. п.

Представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Победитель: Игрок, называющий наиболее оригинальный вариант.

Упражнения, развивающие сенсомоторную координацию.

«Ухо-нос» (чередуем руки крест-накрест).

«Молоток-пила» (одной рукой пилим, другой – стучим).

Стучим одной рукой по голове, второй рукой гладим живот.

Фитболгимнастика.

Гимнастика после сна.

Очень трудно детям дошкольного возраста пробудиться от дневного сна и включиться активно в рабочий ритм. Предлагаю ряд мероприятий, которые не только закаливают детей, но и помогают “проснуться”.

Дети просыпаются под тихую спокойную музыку - музыка для релаксации. Дети выполняют ряд упражнений лёжа в постели: сгибание и разгибание ног, подтягивание согнутых в коленях ног к груди с обхватом их руками, перекрёстные движения рук и ног, упражнения “Качели” и “Велосипед”. Сидя “по-турецки” выполняем дыхательную гимнастику: “Сдуваем пёрышки”, “Нюхаем цветочек”, “Надуваем шарик”, затем точечный массаж.

Всё это способствует активному включению в рабочий ритм и даёт возможность всем детям развить выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, кроме того создаётся база для успешного овладения достаточным запасом движений и поступать в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий и к более значительным нагрузкам.

Закаливание.

        Какие виды закаливания вы знаете и используете? (Ответы педагогов).

- проветривание помещений;

- воздушные ванны;

- обширное умывание;

- обмывание стоп ног;

- полоскание ротовой полости водой комнатной температуры после каждого приёма пищи;

- босохождение по «дорожкам здоровья».

Нужный уровень температуры воздуха:

- групповые помещения (20)

- спальные комнаты (16-18)

- туалетные комнаты, приёмные, коридоры (22-24)

- физкультурный зал (18).

        Соблюдение режима прогулки во все времена года – 4-5 часов в день при температуре воздуха-15-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сохранить здоровье дошкольников в условиях релизации ФГОС ДО

Статья о здоровьесбережении дошкольников с памятками для детей и родителей....

Как сохранить здоровье дошкольников

Как сохранить здоровье дошкольников...

Как сохранить здоровье дошкольников

Как сохранить здоровье дошкольников...

«Как сохранить здоровье дошкольников» консультация для педагогов

Деньги потерял – ничего не потерял,время потерял-многое потерял,здоровье потерял – все потерял.(русская народная пословица) Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада ...

Статья «Как сохранить здоровья дошкольникам»

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим и др. Но прежде всего причиной является культурный кризис обще...

Конспект занятия "Как сохранить здоровье дошкольника"

Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания....

Как сохранить здоровье дошкольников…

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения...