Методическая разработка по валеологическому воспитанию дошкольников
методическая разработка

Решение многих социальных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают, "не купишь в аптеке". И нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления человека. Именно физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности. 
 
В данной методической разработке представлены конспекты образовательной деятельности с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по указанной проблеме.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

 «Центр развития ребенка – детский сад « 232»

Методическая разработка по валеологическому воспитанию дошкольников

Подготовила:

Воспитатель Кишмария Э.Д.

В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.

Здоровье человека – проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это делают сами люди. 

Решение многих социальных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают, "не купишь в аптеке". И нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления человека. Именно физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности.

В данной методической разработке представлены конспекты образовательной деятельности с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по указанной проблеме.

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста.

Тема:  «Путешествие в осенний лес».

Цель:

«Доставить детям радость от двигательной активности в условиях игровой ситуации».

Задачи:

- развитие координации, внимания, моторики пальцев рук;

- профилактика плоскостопия;

- формирование правильной осанки;

- активизация дыхательных мышц.

 

Оборудование:

нестандартное - шишки по количеству детей,  цветные плетёные косички, дорожка «Следы»,  «Кочки»,  лента, тренажёр «Разноцветные ручейки».

 

Предварительная работа:

Оформление игрового участка (спортивный участок) в виде осеннего леса:  пеньки, грибочки, ёлочка. На пеньках - мягкие игрушки: лисичка, ёжик; паучок; для игры- шапочка волка.

 Беседа с детьми об осеннем лесе, знакомство с игрой «Волк и зайцы».

 

Источники:

1. Журнал «Воспитатель ДОУ № 5, 2007;

2. Журнал «Дошкольная педагогика № 2, 2008»;

3. «Развивающие игры для дошкольников» И. И. Васильев, И. В. Новоторцева.

4. «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги» К. К. Утробина.

 

                                               Ход занятия:

 

Дети входят стайкой на участок, оформленный в виде осеннего леса с полянкой.

 Воспитатель:

 - Ребята, сегодня мы с вами погуляем в лесу, на волшебной полянке, но чтобы нам попасть на эту полянку, нужно преодолеть препятствия.

 

Дорожка препятствий

«Через болото по следам» (дорожка «Следы»).

 «Обойди кочки» («Кочки»).

«По тоненькому мостику через широкую речку» (лента).

«Перепрыгни через разноцветные ручейки» (Тренажёр «Разноцветные ручейки»).

 

Воспитатель:

 - Вот мы с вами и на полянке, а чтобы нам не замёрзнуть и не простудиться, так как на улице осень, мы с вами сделаем

«Волшебный массаж»:

Ручки растираем и разогреваем - (дети трут ладошки друг о друга)

И лицо теплом своим умываем - (гладят лицо ладошками)

Грабельки сгребают все плохие мысли - (от середины лба четырьмя пальцами к вискам обеими руками одновременно)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро - (растираем ушки ладошками)

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки - (сгибаем ушки вперёд, тянем вниз за мочки двумя пальчиками)

А потом уходим пальчиками к щёчкам - (пальчиками стучим по щёчкам)

Губки разминаем, чтобы улыбались - (надуваем щёчки)

Как утята к утке клювики потянем - (оттягивают губки вперёд)

Губками мы вправо влево потанцуем - (движение губами вправо влево)

А по нашей шейке ручейки стекают - (поглаживают шею ладошками)

 

Воспитатель:

 - Ребята посмотрите, а кто это сидит на нашей лесной полянке, каких вы видите животных? (дети называют животных) Давайте с ними поиграем?

Имитация движения животных (психодинамическая медитация)

Игра «Лиса»

У лисицы острый нос - (показывают острый нос)

У неё пушистый хвост - (делают повороты туловища, ноги вместе, руки на поясе)

Шуба рыжая лисицы несказанной красоты - (поглаживают туловище ладошкой)

Лиса павою похаживает, шубу рыжую поглаживает - (ходят на носочках, поглаживают себя)

 - «Я охотница до птицы, кур ловить я мастерица, как увижу, подкрадусь и тихонько затаюсь» (приседают)

 - «После прыгну и схвачу, к деткам в норку отнесу» (подпрыгивают и хлопают в ладоши).

 

Воспитатель:

 - Ребята, а ёжик тоже хочет с нами поиграть

 Игра «Ёжик»

По сухой лесной дорожке топ, топ, топ, топочут ножки - (лёгкий бег по кругу)

Ходит, бродит вдоль дорожек весь в колючках серый ёжик - (ходят по кругу друг за другом)

Ищет ягодки, грибочки и для сына и для дочки - (наклоны вперёд, не сгибая колени)

Если подкрадётся волк, превратиться он в клубок - (приседают, группируются)

Ощетинит ёж иголки - (поднимают руки над головой, раздвигают пальчики)

Не достанется он волку

 

Воспитатель:

 - Ребята, посмотрите, ежик приготовил нам подарок - шишки. Давайте поиграем с ними (раздаёт шишки).

 Массаж рук

 - Чтобы наши ручки хлопали, а пальчики щелкали, мы уколем их немножко, и захлопают ладошки (дети раскатывают шишки между ладошками)

 

Воспитатель:

 - А ещё на нашей полянке паучок сплёл волшебную паутинку. Давайте покажем паучку, как можно поиграть с ней

 

ОРУ с цветными косичками

 1. «Полюбуемся»

 И. п. ноги слегка расставлены, руки опущены (косичка в руках). Поднять косичку вперёд, вверх. Посмотреть на неё, опустить (3-5 раз).

 2. «Покажем друг другу»

 И. п. ноги слегка расставлены, руки опущены. Повернуться вправо, вытянуть руки с косичкой вперёд, вернуться и в и. п., то же влево (3-5 раз).

 3. «Сядем-присядем»

 И. п. стоя, руки опущены, косичка внизу в руках. Присесть, положить косичку перед собой, встать, снова присесть, взять косичку, вернуться и в и. п. (3-5 раз).

 4. «Волшебный ручеёк»

 И. п. стоя, руки опущены. Положить косичку на пол, перепрыгнуть ч/з неё, повернуться лицом к косичке, снова перепрыгнуть.

 

Воспитатель:

 - Ребята, а давайте поиграем в нашем лесу в ещё одну интересную игру

 Подвижная игра «Волк и зайцы»

 Ход игры:

Один из детей водящий - волк. Он спит в лесу (прячется за ширмой). Остальные дети - зайцы. Под слова воспитателя дети начинают выполнять движения:

 Скачут зайки по полянке (прыжки на двух ногах с продвижением).

 Вдруг мелькнула, чья- то тень (присели),

 Зайцы спрятались за пень.

 Ну-ка, зайка, поднимись на носочки, оглянись.

 Не сидит ли за кустом серый волк с большим хвостом?

 Вдруг волчище выбегает серых зайчиков хватает (выбегает водящий и ловит детей).

 Самый быстрый «заяц» становиться «волком».

 

Воспитатель:

 - Ребята, что это? В нашем лесу дует ветерок, давайте подуем вместе с ним.

 Упражнение на дыхание

 Подуем на плечо,

 Подуем на другое,

 Подуем на живот, как трубка станет рот

 А потом на облака

 И остановимся пока

 Быстро потянулись

 И улыбнулись

 Воспитатель:

 - Вот и пришла прогулка к концу, нам пора возвращаться (дети возвращаются в группу или на свой игровой участок).

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием  здоровьесберегающих технологий  с детьми

старшего дошкольного возраста.

Тема: «Во саду ли, в огороде. Витамин «С»

Цель: «Расширить представления детей о пользе овощей и фруктов».

Задачи:

- воспитывать личностные качества: выдержку, организованность, доброжелательность, умение работать сообща;

- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения витаминов в составе овощей и фруктов;

- систематизировать и расширять знания об овощах и фруктах; познакомить детей с витамином С, раскрыть его значение для человека.

                                                Ход занятия:

        

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми. Молодцы! А с каким настроением вы пришли сегодня на занятия? (с хорошим, весёлым). Покажите мне ваше хорошее настроение. А теперь посмотрите, как много гостей пришли на наше занятие. Среди них есть и необычный гость. Давайте с ним познакомимся. Это доктор Витаминкин. Давайте громкими аплодисментами поприветствуем его.

Звучит отрывок песни "Чтоб ребенок был здоров", входит доктор Витаминкин.

- Если кто-то простудился,

Голова болит, живот

Значит, надо подлечиться,

Значит, в путь – на огород!

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад,

Быстро вылечим простуду,

Снова будешь жизни рад!

Быть здоровыми хотите?

Фрукты овощи любите,

Все без исключения –

В этом нет сомнения!

 

Воспитатель:

- Дорогой доктор Витаминкин, а почему надо есть овощи и фрукты?

Доктор:

- Потому что в них содержатся такие волшебные вещества, которые помогают всем стать здоровыми, румяными и бодрыми.  А как называются эти волшебные вещества, мы узнаем позже.

 

Доктор:

 - А сейчас… Внимание, внимание! Мы отправляемся на волшебном автобусе в путешествие по городу Неболейка. В ходе нашего путешествия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем внимательными, активными, уметь слушать . Тема нашего путешествия (показ первой картинки) «Овощи и фрукты - витаминные продукты».

 Мы будем говорить об овощах, фруктах и ягодах и их пользе для человека.

 Гимнастика для глаз "Смотрим по сторонам".

 Поведи глазами влево незаметно, невзначай.

 Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?

 А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.

 Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.

 А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок.

 А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.

 

Воспитатель:

- А в путешествие мы с вами отправимся на таком чудесном автобусе в город «Неболейка» (показ 2 картинки). И оно будет проходить по станциям данного города:

1 станция - «Овощная», 2 станция – «Фруктовая», 3 станция – «Витаминная».

 - А скажите, как вы думаете, о чем мы узнаем на каждой из этих станций?

 Сейчас мы отправляемся на первую станцию, а называется она «Овощная» (показ 3 картинки) .

 - О чем мы с вами будем говорить на этой станции?

 Правильно, об овощах.

 - Внимательно посмотрите на доску, давайте вместе назовем эти продукты питания (помидор, огурец, лук, чеснок, редис, репа, капуста, горох) .

 - А как их можно назвать одним словом? (овощи) .

 А теперь скажите, где они растут? (в огороде, на грядках) .

 Загадки про овощи.

Физминутка:

Мы пойдём в огород, (шагать на месте)

Много там всего растёт: (развести руки в стороны)

Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)

Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)

Толстая репка (поставить руки на пояс)

Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)

Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)

Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)

Инсценировка.

 Доктор:

- Ребята! А какой овощ самый главный, самый нужный? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите сценку нашего Театра овощей «Спор овощей».

Автор:

- Урожай у вас хорош, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста,

Баклажаны синие, красный помидор

Затевают длинный и серьезный спор.

Перец:

- Кто из нас, из овощей,

И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Автор:

- Выскочил горошек,

Ну и хвастунишка!

Горох:

- Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка,

Если только захочу

Всех горошком угощу.

Свёкла:

- Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала

Свёклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай –

Лучше свёклы нету!

Капуста:

- Белая и хрусткая

Зовут меня капустою.

Вкусная, полезная –

Прогоню болезни я!

Ты уж, свёкла помолчи!

Из капусты варят щи

А какие вкусные пироги капустные!

Перец:

- А я перец, но не тот,

Что язык так сильно жжет.

Я мясистый, витаминный,

Запаси меня на зиму!

Редиска:

- Я – румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

- Огурец:

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный,

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Не забудь меня, дружок,

Запасай здоровья впрок!

- Морковь:

Я – морковка, рыжий хвостик

Приходите чаще в гости,

Чтоб глаза твои блестели

Ешь морковку, сок мой пей –

Будешь только здоровей!

Автор:

 - Тут надулся помидор

И промолвил строго:

Помидор:

- Не болтай, морковка, вздор!

Я вкусный, красный помидор

Люблю детишек с давних пор.

Я – витаминов сундучок,

А ну-ка откуси бочок!

Автор:

 - У окна поставьте ящик,

 Поливайте только чаще.

 И тогда, как верный друг,

 К вам придет зеленый лук!

Лук:

 - Я – лук, я – Чиполлино,

Веселый, озорной.

Простуды и ангины

Не справятся со мной.

Я приправа в каждом блюде.

И всегда полезен людям.

Картошка:

 - Я, картошка, так скромна-

Слова не сказала…

Но картошка так нужна

И большим и малым.

Баклажан:

 - Баклажанная икра,

Так полезна, так вкусна.

Доктор Витаминкин:

- Все послушайте меня!

Хватит спорить вам, друзья!

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить,

Все без исключенья,

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас нужнее!

Автор:

- Действительно, все овощи полезны. В них содержатся витамины, которые необходимы для роста и развития.

 

Физкультминутка - логоритмика.

Импровизация движений в такт стихотворения.

Дети в огород идут,

А там овощи растут,

Дети спинки наклоняют,

И горох они срывают.

На носочки я встаю, яблочко я достаю.

С яблочком бегу домой, мамочке подарок мой.

Воспитатель:

 - Нам пора спешить на следующую станцию, её жители ждут нас!

 Мы с вами садимся в автобус и едем дальше. Нам еще рано домой, ведь нас впереди ждут новые встречи. (Показ 4 картинки) станция «Фруктовая».

 Доктор:

- Внимательно посмотрите на доску. Назовем эти продукты питания (яблоко, груша, апельсин, мандарин, сливы)

 -Как их можно назвать одним словом? (фрукты)

 -Давайте подумаем, как отличить фрукты от овощей? (фрукты обычно растут в саду, обычно сладкие, кроме лимона) .

 - А вспомним, где растут овощи? (в огороде)

 Загадки про фрукты (раздать детям картинки с изображением овощей, чтобы они показывали их и называли отгадку) .

 В летнем солнечном саду

 Зреют фрукты на виду.

 Только нужно не лениться

 Отгадать их потрудиться.

Игра «Собери овощи и фрукты»

Участники делятся на две команды.

Овощи и фрукты рассыпаются на пол. Каждой команде дают корзину. По команде ведущего под музыку одна команда собирает овощи, другая - фрукты. Затем участники каждой команды называют собранные ими овощи и фрукты.

Воспитатель:

 - А теперь отправляемся на станцию, где нас ждут полезные друзья, которые живут на «Витаминной» станции (показ 5 картинки).

 

Доктор:

- В овощах и фруктах много волшебных веществ, о которых я говорил в начале. Называются они витаминами. Витамины – это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми. И растения, и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек этого делать не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей. Очень много витаминах содержится во фруктах и овощах, а так же в других продуктах питания, которыми питаются люди. И если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеет, теряет аппетит и плохо растёт. Витамины которые укрепляют зубы, зрение, защищают от болезней, помогают расти здоровыми, сильными, красивыми. Витамины, как и люди, живут большими и маленькими витаминными семейками, каждая из которых имеет своё название и обозначается только одной буквой: А; В; С; Е.

 В каждой витаминной семейке живут разные овощи и фрукты. Давайте посмотрим, кто живёт на станции «Витаминная».

 

Доктор Витаминкин:

- Витамин, витамин! Поскорей прибегай и с ребятами играй!

Показываю игрушку - витамин С.

 Он и нужный и отважный

И для крови очень важный.

Влияет на иммунитет.

Ведь без него здоровья нет.

Воспитатель:

- Это витамин «С». Его ещё называют «витамином здоровья». Он защищает организм от микробов и вирусов, очищает кровь, помогает организму хорошо и слаженно работать. В его витаминной семейке живут: лимоны, яблоки, апельсины, киви, капуста, лук, чёрная смородина, киви, зеленый лук, шиповник.

Показывает ребятам фрукты и овощи, содержащие витамин С.

Дидактическая игра «Витаминная семейка».

 Цель:

 - закрепление знаний детей о витаминах;

 - об их пользе для здоровья человека

 - о содержании витамина С в овощах и фруктах.

Ход игры: На фланелеграфе изображение витамина С. На столе рядом расположены карточки с изображением различных овощей, фруктов и разных предметов. Задача детей правильно расположить карточки на фланелеграфе вокруг Аскорбинки (чтобы в составе овощей и фруктов был витамин С).

Презентация.

Доктор:

- Сегодня витамин «С» принёс вам в подарок апельсины, лимоны и вот такой стишок:

Где растёт фруктовый сад,

Фрукты зреют для ребят.

Здесь и яблоки, лимоны,

Груши - всем они знакомы.

А ещё есть апельсин

Яркий, спелый господин.

 - Ребята, а что же мы будем делать с апельсинами? Что мы можем из них приготовить? (ответы детей). Можно приготовить апельсиновый сок.

Делаем сок из приготовленных апельсинов и соковыжималки.

 - Ребята, вот такой вкусный и витаминный сок можно делать дома самим. А можно купить уже готовый сок. Показываю пакет с апельсиновым соком.

 - Все знают, как полезна аскорбинка,

 Все дети очень дружат с ней.

 А в каких овощах и фруктах витамин С бывает,

Ребята наши дружно называют!

Дети говорят, в каких овощах и фруктах есть витамин С.

- Для чего нужен витамин С? (чтобы расти хорошо, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым).

 - Для чего надо есть овощи и фрукты? (в них содержится витамины и полезные вещества).

Воспитатель:

- Наше путешествие по городу «Неболейка» подошло к концу.

 Доктор:

-Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими. А жители города «Неболейка» и Доктор Витаминкин угощают вас апельсинами (дети получают по апельсину) и по стакану апельсинового сока. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

- Вижу, все вы молодцы!

Парни просто удальцы!

Девочки - красавицы!

С любой болезнью справитесь.

А мне идти уже пора,

До свиданья, детвора!

Конспект образовательной деятельности в игровой форме

 по формированию представлений о здоровом образе жизни

у детей среднего дошкольного возраста.

Тема:  «Я прививок не боюсь».

Цель: «Формирование представлений о здоровом образе жизни».

Задачи:

- воспитывать культуру здоровья, чистоплотность, опрятность ;

- развивать память мышление, внимание, развивать связную речь, координацию речи и движения;

- совершенствовать умение детей понимать чувство страха, обсуждать это чувство со взрослыми,  снять эмоциональную напряженность и возможное чувство страха перед медицинскими процедурами, способствовать сохранению психологического здоровья детей.

                                                      Ход игры:

Зал оформлен плакатами на медицинскую тему.

Воспитатель в медицинской одежде встречает детей.

Воспитатель:

- Здравствуйте дети, вы меня узнали? (Ответы детей).

- А вам не кажется странным, почему я так одета? (Ответы детей.)

- Одежда какой профессии на мне? (Медсестры, врача)

- Да, я сегодня медицинский работник.

 -Внимание на экран (на мультимедиа две картинки детей – здорового и больного)

- Давайте прочитаем как их зовут. (Витя и Саша)

- Какое настроение у этих детей? (Ответы детей)

-  А почему у Вити плохое настроение? (Он болен)

- А сможем ли мы ему помочь, а как? (Ответы детей)

- Мы постараемся ему помочь, для этого я приглашаю вас на экскурсию в медицинский учреждение, где вы узнаете много интересного.

 

Презентация, слайд «Кабинет ЛФК»

Воспитатель:

- Давайте зайдем (на м/м картинка спортивных тренажеров)

- Что нужно для того, чтоб здоровым быть?

 

Стихи:

1. Чтоб здоровым, сильным быть

Со спортом мы должны дружить…

2. Чтоб здоровой, сильной быть,

Обруч я должна купить…

3. Я гимнастом стать хочу,

Самым настоящим,

И на турнике крутиться,

я считаю счастьем…

 

Воспитатель:

- С чего начинается наш день? (С утренней зарядки)

- После утренней зарядки повышается настроение, появляется аппетит, зарядка помогает всем нашим органам правильно работать.

 

Воспитатель:

- Зарядка всем полезна

 Зарядка всем нужна

 От лени и болезни

 Спасает всех она…

 

Физкультминутка «Музыкальная зарядка»

Воспитатель:

- А что еще необходимо ежедневно, чтобы сохранить здоровье? (Умываться, чистить зубки, мыть руки после игры, перед приемом пищи, после посещения туалета)

- Правильно ребята, ведь недаром говорят «Чистота – залог здоровья».

 

Воспитатель:

-  По утрам и вечерам

 Открываю в ванной кран.

 Я воды не пожалею,

 Уши вымою и шею

 Пусть течет водица-

 Я хочу умыться!

 

Пальчиковая гимнастика «Моем руки»

Воспитатель:

- Дети, а я знаю такие хорошие слова «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».  Как вы их понимаете? (ответы детей)

 - Правильно, солнце, воздух и вода являются условием для закаливания.

 Как вы закаливаетесь? (Гуляем, ходим босиком, загораем, делаем утреннюю  гимнастику, гимнастику после сна).

 - Много вспомнили мы в Кабинете лечебной физкультуры о том,  как сберечь здоровье, я думаю, что эти советы пригодятся Вите, пойдемте дальше.

 

Звук тревоги, появляется «Микроб», взрослый, одетый в костюм.

 Микроб:

- Я злой, прожорливый Микроб!

Все ем, что попадает в рот!

Люблю, где влажно и темно,

Я с пылью, грязью заодно.

Всем ребятам – молодцам,

Всем отцам и матерям

Я совет хороший дам:

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь запачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет.

К старости сама собою облысеет голова.

 

Воспитатель:

-  Подожди, Микроб, наши дети соблюдают правила личной гигиены, умеют оздоравливаться и закаливаться. Ребята, и все же Микроб очень опасен…. Заболеть можно и соблюдая все, о чем мы говорили, к сожалению…

Микроб:

- Да, да, мои верные друзья-микробы вмиг разлетяться и заразят вас. (Микроб бегает за детьми и предлагает им взять шарик- микробик, дети прогоняют Микроба.)

Презентация, слайд схема «Человек и пути заражения инфекционными заболеваниями»

 

Воспитатель:

- К сожалению ребята, люди часто болеют не только простудными, но и инфекционными болезнями. Заразиться такими заболеваниями можно от человека, животного, насекомых, недоброкачественной пищи. Инфекция распространяется микробами. Микробы живут везде в воздухе, воде, пище, земле. Когда болеют сразу много людей, то объявляется карантин.

Какой карантин недавно был у нас? (Ответы детей - грипп). Кто из вас болел? (Никто). Потому что вы все выполняли правила личной гигиены, закалялись, а самое главное делали прививку от гриппа.

 - Я приглашаю вас в «Прививочный кабинет» (Презентация, слайд).

 - Что делают в прививочном кабинете?

 - В нашем детском саду есть прививочный кабинет?

 - Кто ставит вам прививки?

 - Внимание на экран. (На мультимедиа отрывок из мульфильма  «Про бегемота, который боялся прививок»).

- Витя наверное тоже боялся прививок, поэтому и заболел….

- Ребята, а вы боитесь прививок? (Нет)

- Я помню когда вы были маленькими, боялись, плакали… .

 

Логоритмика

Воспитатель:

- Ребята, я расскажу вам, что такое прививка, а вы расскажите Вите, чтобы он не боялся…

Дети:

- Это совсем не болезненный укол, с помощью которого в ваш организм вводится лекарство, защищающее вас от болезней.

- Прививок боятся не надо, они помогают бороться с микробом…. И есть побольше витаминов,

Воспитатель:

- И нам в конце нашей экскурсии медицинское учреждение дарит вот такие витамины (коробочка с витаминами). Наша экскурсия подошла к концу, мы возвращаемся в группу. Мы будем соблюдать все правила делать прививки, пить витамины и будем здоровыми и веселыми….

- Сегодня прощаться настала пора,

 К прививкам готова теперь детвора!

 И пусть пролетают над нами года-

 Крепки и здоровы мы будем всегда!

Конспект образовательной деятельности по формированию основ  здорового образа жизни  у детей среднего дошкольного возраста.

Тема:  «Дерево здоровья».

Цель: формирование основ представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

- воспитывать бережное отношение к своему организму, знать элементарные правила пользования личными гигиеническими предметами;

воспитывать у детей потребность правильно и полноценно питаться;

воспитывать у детей представления о простейших мероприятиях, направленных на сохранение здоровья; воспитывать умение внимательно выслушивать педагога и своего товарища, отвечать на вопросы;

- развивать у детей быстроту мышления, внимание, память;

развивать у детей слуховые ощущения;

- формировать знания о здоровом образе жизни;

закреплять представления детей о разных видах спорта, о важности для здоровья занятия спортом;

продолжать формировать у детей понятия о важности соблюдения режима дня;

продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.

Материалы и оборудование:

Картина 40/60 «Дерево», 6 цветков с советами, картинки с изображением спортсменов, корзина с полезными и вредными продуктами (яблоко, апельсин, сок, чипсы, сухарики т. д., картинки для игры «Режим дня», предметы гигиены (мыло, расческа, зубная щетка, паста, носовой платок) ; ноутбук, экран

Словарная работа:

Полноценное питание, велосипедист, фигуристка, хоккеист, лыжник

Предварительная работа:

Спортивная разминка «Любим спортом заниматься»; дидактические игры «Овощи и фрукты», «Режим дня»; Беседа «Что и зачем мы едим? »; закаливающие мероприятия (массажная дорожка после сна, дыхательная гимнастика); Игра на восприятие звуков «Что мы слышим? »

                                              Ход игры:

Воспитатель просит подсказать мальчику Косте, что делать, чтобы быть здоровыми.

Воспитатель:

- Ребята, я вчера вечером встретила своего соседа, мальчика Костю. Ему было грустно. Я спросила его, почему он грустный? И Костя рассказал, что болеет и не может ходить в детский сад. Ребята скажите, а когда человек болеет он, что еще не может делать?

Ответы детей:

- Играть, гулять, ходить в гости.

Воспитатель:  

- Костя попросил узнать у вас, что надо делать, чтобы быть здоровым?

(Ответы детей).

- Есть такая поговорка «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

- Я подумала и решила подарить, Косте «Дерево Здоровья».

Воспитатель прикрепляет на мольберт фотографию ДЕРЕВА. Вот эти красивые цветы будут нашими советами.

- Первый наш совет будет ПРАВИЛЬНОЕ И ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ.

Ребята, а зачем правильно и полноценно питаться? (Ответы детей).

-Апельсины очень полезны, в них много витамин? Давайте Косте посоветуем питаться только одними апельсинами. Как вы думаете это хороший совет?

(Ответы детей).

- Поговорка «кто правильно питается, тот с болезнями не знается».

Игра «Полезные и вредные продукты». 

На подносе лежат разнообразные продукты. Ребенок отбирает продукты, которые считает полезными и перекладывает их на другой поднос. Воспитатель спрашивает правильность выбора.

Воспитатель:

-  Второй совет будет ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ. Ребята, скажите, а зачем заниматься спортом? А как мы занимаемся спортом?

Ответы детей:

- Делаем зарядку, занимаемся физкультурой, играем подвижные и спортивные игры, играем в хоккей, катаемся на коньках на велосипеде.

Воспитатель:

- Раз вы ребята так дружны со спортом, я вам сейчас покажу картинки спортсменов. Посмотрите и скажите, как называются спортсмены, и каких предметов у них не хватает? (Презентация на экране)

Ответы детей:

- Лыжник - лыжи, фигуристка – коньки, велосипедист – велосипед, хоккеист – клюшка и т. д.

Воспитатель:

- Ребята, а у нас есть веселая разминка «Любим спортом заниматься, будем очень мы стараться» Разминка 3 минуты

Воспитатель:

- Третий совет будет называться РЕЖИМ ДНЯ.

Для чего нам нужен режим дня? Мы в детском саду и дома живем по режиму дня. Ребята я вам покажу картинки, на которых изображено разное время суток. (Дети определяют, а теперь посмотрите на свои картинки и определите, что человечек делает и в какое время суток это может происходить.

- Перед тем чтобы поместить следующий совет на дерево, я вам предлагаю поиграть в игру.

Воспитатель вносит поднос с предметами личной гигиены. Ребята вы здесь видите предметы, с которыми приходится пользоваться каждый день. С какими предметами мы можем поделиться с товарищем, а какие предметы нельзя давать.

Прикрепление совета ГИГИЕНА.

Воспитатель:

- Ребята, следующий совет будет ПРОГУЛКА.

Для чего нам нужна прогулка?

Ответы детей:

- Дышать свежим воздухом, двигаться, играть.

Воспитатель:

-  Ребята поиграем в игру «Что вы делали расскажем, после этого покажем». (Подбрасывать мяч, прыгать прыг – скок, играть в хоккей, бегать, играть в прятки, ходить большими и маленькими шагами, прыгать через скакалку, играть в футбол).

Игра «Звуки улицы». Воспитатель предлагает прослушать запись «Звуки улицы» и определить, кто или что эти звуки издает.

Воспитатель:

- Последний наш совет будет – ЗАКАЛЯТЬСЯ.

Что значит закаляться? Гулять в любую погоду, мыть руки прохладной водой, после сна делать разминку на дорожке.

Дыхательная гимнастика «Молодцы»

Прикрепляем совет, и у нас получилось «ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ».

Воспитатель:  Вот дерево с нашими советами готово и его можно дарить Косте. Ребята как вы думаете, наши советы помогут Косте?

 Конспект интегрированной образовательной деятельности  по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема:  «Сохраним своё здоровье».

Цель: «Формирование  у детей положительной мотивации к сохранению своего здоровья».

Задачи:

- воспитывать личностные качества: доброжелательность, умение взаимодействовать; прививать любовь к физическим упражнениям;

-  развивать любознательность, внимание, речь;

- учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы оздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь, стремление заботиться о своем здоровье;

- формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания;

-расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон, солнце, воздух, вода) и факторах, разрушающих здоровье;

закреплять навыки правильного выполнения самомассажа ушных раковин по Ф. Ауглину.

Материалы и оборудование:

видеоигра «Полезные – вредные», термос с кусочками льда, ноутбук, проектор, колонки, переносной экран,  записи звуков природы, шиповниковый чай.

Предшествующая работа:

Беседа «Разные продукты питания».

Ежедневные закаливающие процедуры.

Массаж ушных раковин по Ф. Ауглину.

Подготовка рассказа «Как мы с мамой укрепляем свое здоровье».

Ход игры:

Воспитатель:

- Ребята, прежде чем начать чем-то заниматься, я предлагаю, как всегда провести ритуал приветствия. (Проводим ритуал приветствия: дети здороваются друг с другом и с гостями.)

- Ребята, мы с вами поздоровались и этим пожелали себе и друг другу здоровья. Ведь здороваться – это желать здоровья тому, с кем поздоровался. А вы знаете, что каждый человек может сам себе укрепить здоровье? Недаром говорится:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу.

- Кто запомнил поговорку?

- Я вас приглашаю сесть на коврик и поговорить о нашем здоровье (садятся).

- А кто из вас может ответить, что такое здоровье? (Это сила, ум, красота, когда человек не болеет, когда у человека хорошее настроение и т. д.)

- А как можно укрепить свое здоровье? (Заниматься физкультурой, правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться)

- Я знаю у нас, что Саша с мамой занимаются укреплением своего здоровья. Вот она нам сейчас расскажет, как они это делают. (Рассказ Саши).

- Я вам предлагаю тоже начать свое оздоровление прямо сейчас: проводим пальчиковую гимнастику:

Утро настало, солнышко встало

Эй, братец Федя, разбуди соседей.

Вставай, большак! Вставай, указка!

Вставай, середка! Вставай, сиротка

И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

- Пальчики мы потренировали, а сейчас предлагаю провести тренировку всего тела (проводим физкультминутку).

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики: раз, два, три

Ножками топают: раз, два, три

Ручками хлопают: раз, два, три

Глазками моргают: раз, два, три

После отдыхают

И медленно все вдыхают.

- Молодцы, ребята. Вот мы и укрепили наше здоровье сами.

- Я для вас приготовила видео игру: «Полезные – вредное», а Ваня мне поможет. Он будет управлять мышкой компьютера, а я читать задания в игре. Если ваш ответ будет правильным, то вы услышите звук колокольчика, а если неправильным, то неприятный скрежет.

- Первая страничка: назови продукты, которые не разрушают зубы.

- Вторая страничка: назови продукты, которые содержат витамины.

- Третья страничка: назови продукты полезные для зрения.

-  Молодцы, ребята на все вопросы видео загадки вы ответили правильно.

- Сейчас предлагаю посмотреть видеоролик о том, как люди закаляются.

Просмотр видеоролика «Закаливание» с комментарием воспитателя. (2 минуты).

- Ребята, подскажите, чем полезна ходьба на лыжах? (тренировка мышц, правильное дыхание, насыщение крови кислородом и др.).

- Катание на коньках? (ответы детей).

- Для чего люди обливаются холодной водой? Правильно, когда человек обливается холодной водой, его организм начинает работать интенсивнее, быстрее. Это происходит потому, что в нашей коже находится большое количество кровеносных сосудов. Как только кожа чувствует холод, стенки кровеносных сосудов сужаются, и тогда к коже протекает меньше крови от органов и в организме сохраняется тепло. А если становится очень жарко кровеносные сосуды кожи расширяются и происходит большая отдача тепла из организма. Поэтому когда жарко наша кожа краснеет, а когда холодно кожа бледнеет.

- Чем полезно купание в снегу? (ответы детей). Но такое закаливание можно проводить только постепенно приучая свой организм к холоду.

- Я приготовила для вас сюрприз. Подойдите ко мне, пожалуйста.

(Воспитатель достает термос).

- Угадайте, что в этом термосе? (дети предлагают свои варианты ответов).

- А вот и не угадали. В моем термосе лежат кусочки льда, которые нам помогут узнать, как наша кожа реагирует на холод. В одну руку возьмете кусочек льда и проведите по второй руке этим кусочком, а потом мне скажете, что вы почувствовали? (Дети берут кусочки льда и проводят по руке. (холод, мурашки и т. д)

- Да, правильно, кожа почувствовала холод и стенки кровеносных сосудов, которые находятся под кожей, сузились. Организм выделяет больше тепла от этого. Это один из видов закаливания.

- Вспомните, а какие приемы закаливания мы проводим в нашем детском саду? (босохождение, полоскание рта, умывание прохладной водой, гимнастика, катание на санках, прогулка, физкультурные занятия). Вот какие мы молодцы, сами оздоравливаем свой организм.

- Предлагаю еще немного заняться оздоравливанием и провести массаж ушных раковин (проводится массаж ушных раковин по Ауглину). Молодцы.

- Вы сегодня много узнали о том, как можно помочь самому себе укрепить здоровье. Ребята, скажите, а настроение может влиять на наше здоровье? Конечно, если хорошее настроение, то человеку радостно и кажется, что ничего не болит, а если плохое настроение, то все вокруг раздражает, кажется, что все плохо и все болит.

- Сейчас я предлагаю вам поднять всем настроение. Отправиться в летний лес, несмотря на то, что у нас сейчас зима. А чтобы отправиться в летний лес, мы возьмемся крепко за руки, закроем глаза и представим, что мы идем в лес (включаем музыку «Звуки природы». Воспитатель говорит тихим голосом: «Мы идем дружно, поддерживаем друг друга, нам ничего не страшно, потому что мы крепко держимся за руки - ведь мы друзья. Откройте глаза и посмотрите, мы действительно оказались в летнем лесу. Вот бабочка сидит на цветке, а вот паучок на веточке плетет паутинку, ой, бабочка вспорхнула и полетела. А вот этот красивый цветок я хочу подарить Валюше и пожелать ей крепкого здоровья и хорошего настроения и предлагаю вам тоже сорвать и подарить кому хотите. Вам было приятно получить подарок? Какое у вас настроение»?

- А пока мы гуляли по лесу, Любовь Александровна приготовила нам витаминный чай из плодов шиповника. Шиповниковый чай очень полезен, вы хотите его попробовать? Да? Тогда отправляемся в группу пить витаминный чай.

Конспект беседы с практической работой по здоровьесбережению для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Тема:  «Чистый дом – залог здоровья».

Цель: «Формирование убеждения, что чистое помещение, в котором находятся люди – это залог здоровья».

Задачи:

- знакомство детей с основными правилами поддержания чистоты в группе и жилой комнате;

- воспитание у детей здоровых привычек, потребности в здоровом образе жизни;

- формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Оборудование:

Плакаты с правилами соблюдения чистоты в группе, спальне, плакат с кроссвордом, рисунки или иллюстрации чистой группы, жилой комнаты, неубранной комнаты, уборка помещения, простой инвентарь для уборки помещения.

                                         Ход занятия.

Беседа начинается с чтения стихотворения:

1-ый ребёнок:

- Чтоб здоровье было в доме,

Надо дом свой уважать:

И проветривать почаще,

Пыль почаще протирать.

2-ой ребёнок:

С паутиной не дружите,

Влажной тряпкой пол протрите,

Форточку открой пошире

И проветривай квартиру.

3-ий ребёнок:

Вот об этом мы сегодня

С вами будем говорить.

И советы наши вам

Надо будет повторить.

4-ий ребёнок:

Каждый дошкольник должен знать

И ребятам повторять:

Чистый дом – залог здоровья,

Это главное условие!

Воспитатель:

- Ребята, обратите внимание на эти замечательные слова. Именно о чистоте в вашем доме и в нашем детском саду, группе, спальне  пойдёт речь сегодня.

В начале беседы воспитатель сообщает учащимся о важности проветривания группы, спален, умывальной комнаты. Что когда позволяет погода, фрамуги и форточки следует оставлять открытыми весь день. Обязательным является проветривание, когда всем детям обязательно нужно покинуть группу, а окна открыть настежь. При этом способе проветривания воздух в помещении освежается значительно быстрее и лучше. За открыванием окон, форточек, фрамуг должны следить взрослые.

Воспитатель:

- Надо заботиться о том, чтобы в помещении было чисто, уютно, чтобы в нём было удобно было жить и заниматься. Пыль и грязь вредны для здоровья человека. Если люди живут в грязном помещении, они могут заболеть.

- А откуда берётся пыль?

Дети:

- Пыль и грязь заносятся в комнату, когда человек входит туда в пыльной, грязной обуви, одежде. Пыль и мусор могут собираться в комнате, когда мы чиним карандаши, бросаем на пол бумажки, вырезаем что-либо, пишем мелом и т. д.

Воспитатель:

- Да, ребята, причин появления пыли в помещении много. И чтобы нами поддерживалась чистота в спальнях необходимо соблюдать следующие правила (они написаны на плакате.)

- При входе в помещение – вытирать обувь, очищать её от пыли, грязи и снега (показать картинку) ;

- Войдя в комнату – снимать обувь, надевать сменную обувь, домашние туфли;

- Не сорить на пол;

- Не плевать на пол – это некрасиво и вредно для здоровья людей;

- Вещи следует содержать в порядке, не разбрасывать их по коридору, группе перед сном. Тогда будет меньше собираться пыли, убирать помещение будет легче.

 - Почему необходимо подметать пол только влажным способом? Потому, что при подметании сухим веником большая часть пыли не удаляется из комнаты. Она поднимается в воздух и затем опять оседает на пол, стены, мебель, продукты и т. д., пыль оседает и на нашу кожу, попадает в глаза. Пыль вместе с воздухом мы вдыхаем через нос и рот. Это очень вредно для здоровья.

- Пыль со столов, стульев, шкафов, подоконников также надо стирать влажной тряпкой (только не той, которой вытирают пыль) .

- В группе мы часто пишем мелом на доске. От чего образуется много меловой пыли. Особенно много пыли попадает в воздух при вытирании мела с доски сухой тряпкой. Поэтому нужно следить за тем, чтобы была влажная тряпка.

- Полы в коридоре, группе и туалете необходимо мыть два раза в день, тщательно вымывать пыль под кроватями, шкафами в спальнях.

Воспитатель :

- А теперь внимательно послушайте задания к кроссворду. Если вы их отгадаете, то поймёте, кто главный помощник в уборке. Именно это слово и зашифровано в третьей вертикальной колонке нашего кроссворда о чистоте в доме.

 Итак…

Задания к словам по горизонтали:

1. Он, особенно свежий, нужен всему живому для существования. (Воздух).

2. Она приходит в дом или в помещение после проветривания. (Свежесть).

3. С ней надо постоянно бороться, перед ежедневной уборкой помещения (дома, квартиры). (Лень) .

4. Она приходит после уборки помещения. (Чистота) .

5. Её постоянно надо открывать, чтобы проветривать помещение. (Форточка).

Воспитатель ещё раз объясняет детям, что для поддержания чистоты требуется большой и упорный труд: дома – труд матери (старшей сестры или даже всех в членов семьи, в школе труд уборщицы и школьников, в детском саду труд помощника воспитателя, воспитателя, детей группы. Каждый мальчик, каждый девочка должны ценить и уважать этот благородный труд, который идёт на пользу всем взрослым и детям. Нельзя самим сорить, надо следить, чтобы и другие дети этого не делали. Надо, по мере своих сил, помогать родителям убирать в своих домах и квартирах. Надо помогать убирать свою группу и поддерживать чистоту во всём детском саду.

Воспитатель (или поочерёдно несколько детей) читает правила, учащиеся повторяют их вслух:

 • Поддерживайте чистоту в коридоре, спальнях, комнатах группы.

 • Очищайте обувь от пыли, грязи и снега при входе в помещение.

• Не сорите на пол.

• Держите в порядке все вещи.

• Стирайте мел с доски влажной тряпкой.

• Стирайте пыль с подоконников, со шкафов и другой мебели.

Практическая часть.

Далее воспитатель предлагает детям перейти к практической части бытового занятия и посмотреть, как дети усвоили правила Чистого дома и сделать посильную уборку в группе  либо спальне.

Подведение итогов.

Воспитатель:

-  Я надеюсь, что вы, ребята, всегда будете соблюдать правила Чистого дома. И пусть нашим девизом будут следующие слова:

Девиз:

Каждый дошкольник должен знать

И ребятам повторять:

Чистый дом – залог здоровья,

Это главное условье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Методические разработки по нравственому воспитанию дошкольников

Данный материал содержит Тематическую консультацию для родителей на тему: "Особенности нравственного  воспитания дошкольника на современном этапе". Тематический план работы кружка  "Ступеньк...

Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Методическая разработка2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»     Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенк...

Методическая разработка по правовому воспитанию дошкольников «Детям о правах»

АННОТАЦИЯПрава человека, права ребёнка – это важная и актуальная тема в настоящее время. В современном мире совершается много насилия над детьми, нарушаются права маленьких детей,...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию дошкольников "Мой любимый Красногвардейский район"

Сценарий праздника разработан для детей старшего дошкольного возраста....

Авторская методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольников. Проект «Энергия Добра»

Методическая разработка по экологическому воспитанию дошкольниковПроект «Энергия Добра»...