Консультация для родителей группы раннего возраста «Закаливающие мероприятия в период адаптации»
учебно-методический материал (младшая группа)

Васильева Светлана Сергеевна

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей группы раннего возраста

«Закаливающие мероприятия в период адаптации»

1 слайд

    Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

     Что такое адаптация?

 2 слайд

    Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.

     В период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).

     Но эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к садику, всё «станет на круги своя».

Кому адаптироваться легче?

    Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".

    3 слайд

Для того чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в ДОУ, упорядочить часы сна, питания, бодрствования; при проведении режимных процедур поощрять и развивать детскую самостоятельность; повысить роль закаливающих мероприятий.

    Сегодня  я хочу поговорить с вами именно о закаливающих мероприятиях в период адаптации.

   4 слайд

 Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок.

    Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада.

   5 слайд 

    Существует ряд противопоказаний, когда закаливание  ребенку не рекомендуется, а именно:

  • если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической   прививки,
  • если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,
  • повышенная температура у ребенка вечером,
  • страх у ребенка перед закаливанием.

     Итак, какие методы закаливания существуют? 

     6 слайд 

   К традиционным методам закаливания относится: закаливание воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры).

Воздушные процедуры могут быть разными:

7 слайд 

Прогулки на улице 

Выбираем подходящую одежду

    Родителям не следует забывать про подбор подходящей одежды.

     Немного будет пользы от обливания и ходьбы босиком, если ваш ребенок все время одет как капуста – две футболки, три свитера, легкая ветровка и теплая курточка.

     Увы, но такие дети, вопреки ожиданиям любящих мамочек, болеют еще чаще, чем те, которые одеты легко и, казалось бы, должны постоянно страдать от ОРВИ и простудных заболеваний.

     Почему это происходит? Потому что ребенок много двигается во время прогулки. Родителю, сидящему на скамейке, холодно в теплой куртке. А ребенку жарко в легкой ветровке. Одетый же слишком тепло, он быстро вспотеет и наверняка снимет шапку или просто расстегнет куртку.

В такой ситуации тело обязательно потеряет большое количество тепла – привыкшие к жаре капилляры сильно расширятся и не успеют своевременно сократиться. К тому же вспотевшее тело легче отдает тепло.

     Из-за этого вспотевший ребенок быстро замерзнет, что почти наверняка приведет к простуде. Есть здесь и другая опасность – у ребенка, которого с детства снаряжали на обычную прогулку как на путешествие к южному полюсу, может быть сбита терморегуляция тела. То есть погода, которую большинство людей воспринимает, как комфортную кажется ему  прохладной. А уж в настоящие холода он будет действительно страдать – не поможет ни дубленка, ни куртка «аляска».

     Поэтому следите за тем, чтобы ребенок был одет тепло, но легко. Гораздо важнее защитить его от ветра, выдувающего тепло, чем от холода, особенно если на улице стоит теплая погода.

Сон с открытыми окнами

Классические воздушные ванны - зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя до +16 С.

Воздушное закаливание всегда предшествует водным закаливающим процедурам. Спустя две – три недели после начала применения воздушных ванн можно переходить к водному закаливанию.

8 слайд

Водные процедуры

Влажное обтирание

     Проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук — от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения.

    Температура воды в возрасте 3-4 лет  +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С;

 через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет.

    В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

Ножные ванны

    Обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

Общее обливание

    Именно с ним обычно ассоциируется закаливание детей в целом. Начинать их можно в любом возрасте. Но, начиная закаливание детей раннего возраста, подходить к этой процедуре следует максимально серьезно и продуманно. Голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до 1-3 лет +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.

Плавание

Одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

9 слайд

Закаливание солнечными лучами

    Солнечные ванны должны занимать не меньше 2-4 часов в сутки. Наиболее подходящее для этого время – с 8 до 9 часов утра, а также с 15 до 16 часов дня. Это позволит детским организмам насытиться кислородом после сна, прийти в тонус и прекрасно себя чувствовать.

    Разумеется, при необходимости в график могут быть внесены коррективы, например, если погода внезапно испортилась.

    Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде.

Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.

10 слайд

    К нетрадиционным методам закаливания относятся: закаливание ротоглотки, контрастные водные ванночки для рук, хождение босиком, пальчиковая гимнастика, лечебная физкультура, игровой массаж.

11 слайд 

Закаливание ротоглотки

     Для закаливания носоглотки и слизистой глотки используют полоскание водой комнатной температуры: с 2-3 лет – рот, с 4-5 лет – горло. Для полоскания достаточно 1/3 – 1/2 стакана воды. Начальная температура 36-37°С, снижение каждые 3-4 дня на 1-2 С до 8-10°С.

     Также, полоскание ротоглотки, возможно, любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.

Контрастные водные ванночки для рук

    Наливаем в большой таз теплой воды и немного нейтрального детского шампуня. Можно иногда добавить настой трав или ароматических масел, бросить в воду резиновые игрушки. Дети играют с мыльной водой и к тому же получают лечебную ванну. При манипуляции с игрушками в воде развивается кисть руки и моторика пальцев. Поплескавшись в теплой воде («купаем игрушки»), ребенок моет руки под краном с холодной водой. Длительность горячей ванны 3 – 5 минут. 

Игры с водой дети просто обожают:

- «Водопад»;

- «Хитрое мыльце»;

- «Маленький рыбак».

12 слайд 

Хождение босиком является хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок.

    На стопе человека находится огромное количество нервных окончаний. Стимулируя их, ребенок будет держать в тонусе всю нервную систему, а она уже напрямую связана с иммунитетом. Идеально, если в разных комнатах вашей квартиры используется разное напольное покрытие:

  • линолеум;
  • паркет;
  • ковролин или ковры;
  • струганные доски;
  • кафельная плитка;
  • покрашенные доски.

     Именно когда ребенок ходит по разным типам поверхности, закаливание идет наиболее эффективно.

    Многие родители пугаются и отказываются от этой процедуры из-за того, что ноги у крохи постоянно холодные. Не стоит беспокоиться – это вполне нормальная реакция. Не нужно спешить надевать на него шерстяные носки и тапочки. Из-за контакта с холодной поверхностью кровеносные сосуды сокращаются, и к ногам приливает чуть меньше крови.

    Но и чрезмерно усердствовать здесь не стоит – закаливание детей должно быть постепенным и комфортным. Если ребенок сам подошел к вам и говорит, что замерз, следует поскорее решить проблему.

    Также часто применяют вид закаливания детей – хождение босиком по ребристой дорожке  или "дорожке Здоровья". Этот вид закаливания представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы,  бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка". Ребенок  шаркающим шагом проходит по дорожкам, прохождение можно повторить 2-3 раза. Сейчас в магазинах можно приобрести ортоковрики. Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

13 слайд 

Пальчиковая гимнастика используется для снятия психологического и физического утомления.

    Я предлагаю вам сейчас со мной ее провести.

«Птички в гнезде»

 Птичка крылышками машет, и летит к себе в гнездо.

 Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. 

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

 «Шарик»

Надуваем быстро

Он становится большой.

 Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

 Стал он тонкий и худой.

Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают и. п.

14 слайд 

Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Что такое ЛФК?

    Это комплекс упражнений, который больше напоминает йогу, потому что выполняется плавно, не спеша. В основе лечебной физкультуры лежит использование основной функции нашего организма – это движение. Весь комплекс представляет собой подобранные упражнения в сочетании с правильным дыханием.

    Лечебная физкультура развивает выносливость, силу, улучшает координацию движений.

Также благодаря ЛФК:

  • укрепляется иммунитет;
  • организм становится менее восприимчивым к различным возбудителям заболеваний;
  • ребенок лучше адаптируется к детскому саду, школе;
  • нормализуется работа всего организма;
  • улучшается сон и аппетит.

    Занятие должно начинаться и заканчиваться чем-то приятным для ребёнка. У детей постарше – это игровые моменты. Элементы игры сделают тренировку более интересной, стимулируют малыша развивать собственное тело.

   15 слайд 

 Принимать пищу нужно за 45 мин – 3 часа до начала занятия. Полный желудок во время тренировки создаст чувство тяжести и боли в животе, а чувство голода будет отвлекать и не позволит полноценно выполнять упражнения.

16 слайд 

Игровой массаж снимает у детей напряжение. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему. Он способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.

Предлагаю провести игровой массаж вместе.

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

17 слайд

«Паровоз»

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,   проводим ладошками по спинке малыша

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.   проводим кулачками по спинке малыша

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,             осторожно постукиваем пальцами по спинке малыша

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее, прокачу!         разглаживаем спинку малыша

Чу, чу! Чу, чу! Чу, чу!

18 слайд

Таким образом, данные закаливающие мероприятия способствуют в период адаптации детей снижению возбудимости, быстрому засыпанию, уменьшению числа болезней маленьких детей. Желаю вам и вашим деткам легкой адаптации!

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка» городского округа

г. Сибай Республики Башкортостан

                           

 

                   

Консультация для родителей

группы раннего возраста

«Закаливающие мероприятия в период адаптации»

Подготовила:

Васильева Светлана Сергеевна,

инструктор по физической культуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Снятие эмоционального напряжения у детей в период адаптации к ДОУ"

Ваш малыш подрос, и настала пора посещать детский сад. Для него очень сложно понять, почему мама отдает его в неизвестное место, почему она уходит, а не остается вместе с ним. И вы тревожитесь о...

Консультация для родителей "Поможем ребёнку снять эмоциональное напряжение в период адаптации."

Как помочь ребёнку снять эмоциональное напряжение в период адаптации, когда дети испытывают сильный стресс....

Презентация «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста сопровождение семьи в период адаптации ребёнка в ДОУ».

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго (третьего) года жизни»

Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста «Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго (третьего) года жизни» ...

"Взаимодействие с родителями детей раннего возраста: сопровождение семьи в период адаптации ребенка в дошкольном учреждении"

quot;От того, как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний м...