Конспект семинара-практикума для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Инновационные подходы в оздоровительной работе"
материал

Бирко Ольга Васильевна

Ознакомление с инновационными  здоровьесберегающими технологиями, применяемые в нашем ДОУ  и опытом работы по "Су - Джок терапии

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_moy.docx46.31 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Центр развития ребенка  - детский сад «Теремок»

С. Александровское

Районный семинар – практикум

«Инновационные подходы в оздоровительной работе        МБДОУ «ЦРР- детский сад «Теремок»

                         

                                             

                                                                                    Воспитатель: Бирко О.В.

 

Март 2020г

Тема семинара – практикума: «Инновационные подходы в оздоровительной работе МБДОУ «ЦРР- детский сад «Теремок»

Цель: обмен и распространение  педагогического опыта и знаний по применению инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Дать определение понятиям  «здоровье», «здоровьесберегающие технологии»
  • Познакомить участников семинара  с опытом работы по применению инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
  • Показать и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ, познакомить с методикой проведения;
  • Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
  • Способствовать распространению педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: Презентация «Инновационные подходы в оздоровительной работе МБДОУ «ЦРР- детский сад «Теремок», видео- ролик «Говорят дети» (о здоровье), материалы для игры «Цветик-семицветик»,  фломастеры, материалы для игры «Дождик здоровья», шарики и кольца  Су-Джок, музыка для релаксации, ноутбук, экран, проектор, столы для участников семинара-практикума.

      Ход семинара-практикума:

Слайд 1 

      Добрый день, уважаемые педагоги!

       Сегодня у нас семинар-практикум по теме: «Инновационные подходы в оздоровительной работе» МБДОУ «ЦРР- детский сад «Теремок»

Слайд 2

 Целью семинара –практикума  является обмен и распространение  педагогического опыта и знаний по применению инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Дать определение понятиям  «здоровье», «здоровьесберегающие технологии»
  • Познакомить участников семинара  с опытом работы по применению инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
  • Показать и раскрыть значение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ, познакомить с методикой проведения;
  • Поделиться личным опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
  • Способствовать распространению педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий.

        Приоритетным направлением нашего МБДОУ «ЦРР-детского сада «Теремок» является сохранение и укрепление здоровья детей. Вся работа в этом направлении ведется по общему  оздоровительному  плану. В режимных моментах ежедневно проводятся утренние гимнастики, гимнастики после сна, физминутки для глаз, пальчиковые игры, закаливание, витаминизация, динамические паузы и т. д., но, несмотря на проводимые меры,  дети продолжают болеть. Поэтому  в нашем саду педагоги осваивают и применяют  инновационные технологии  по оздоровлению.

  Для поднятия настроения и дальнейшей работы проведем разминку.

 Разминка

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (Нет или Да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы к нам в гости,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть нам, друзья?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Нет или Да)

Слайд 3  Притча

       Хочу познакомить вас с притчей:

 “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы.

-Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? (ответы педагогов)

-Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из вас и в каждом ребёнке.

     Видео-ролик  «Говорят дети» (о здоровье)

     Игра «Цветик-семицветик»   

    ( На стенде висит середина цветка «Здоровье», раздаю всем лепестки, фломастеры)

    -Здоровье, а что же это такое? Напишите на лепестках, свое понимание  этого слова (записывают, читают, вешают = цветик=семицветик)

Слайд 4  

        -Если объединить все  ваши  высказывания, то можно сказать,  что

       Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов  (ВОЗ)

        -Я желаю для каждого здоровья  и чтобы у каждого в жизни был свой вот такой цветик-семицветик.

         -В дошкольном возрасте  формируется фундамент физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.  

Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя.

Воспитатель реализует задачи по здоровьесбережению детей:

Слайд  5     Задачи здоровьесбережения:

- Сохранить здоровье  и повысить двигательную активность и умственную работоспособность детей;

-Создать адекватные условия для развития, обучения, оздоровления детей;

-Создать положительный эмоциональный настрой и снять психоэмоциональное напряжение.

        Существуют разные  формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил название «Здоровьесберегающие технологии».

Слайд 6    (название)  «Здоровьесберегающие технологии»

         Главное назначение «здоровьесберегающей технологии»  – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

       Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?

 (ответы педагогов, потом слайд  понятие «Здоровьесберегающие технологии»))

Слайд  7          Здоровьесберегающая технология –       это система    мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех   факторов образовательной       среды, направленных на сохранение здоровья ребенка       на всех этапах его обучения и развития.

Игра  «Дождик здоровья».

 (на стенде висят 3 тучки,  лежат слова карточки)

       Здоровьесберегающие технологии делятся  на 3 группы.  У нас эти технологии в виде тучек.

1 тучка Технология  «Сохранение и стимулирование здоровья»

2 тучка         Технология обучения   здоровому образу жизни

  1. тучка         Коррекционные технологии

           И набор слов (карточки - динамические паузы; подвижные и спортивные игры; релаксация; гимнастика пальчиковая; гимнастика для глаз; физкультурные занятия; точечный массаж; проблемно – игровые и коммуникативные игры, сказкотерапия, песочная терапия, Су-Джок терапия, музыкотерапия)

             Из каждой тучки идет свой дождь здоровья. Вам нужно распределить карточки по технологиям  (педагоги распределяют слова по тучкам-технологиям)

 Слайд 8    Проверьте себя:     

        1. Технология сохранения и стимулирования здоровья.

  • Динамические паузы;
  • Подвижные и спортивные игры;
  • Релаксация;
  • Гимнастика пальчиковая;
  • Гимнастика для глаз;
  • Гимнастика дыхательная;

            2. Технология обучения   здоровому образу жизни

  • . Физкультурные занятия;
  • Точечный массаж;
  • Проблемно – игровые и коммуникативные игры

            3. Коррекционные технологии.

  • Сказкотерапия
  • Песочная терапи
  • Су-Джок терапия
  • Музыкотерапия

Слайд 9  «Инновационные здоровьесберегающие технологии, используемые в МБДОУ «ЦРР –детском саду  «Теремок»

Стретчинг     - упражнения, направленные  на совершенствование гибкости и развитие подвижности в суставов.

         Не раньше  чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста в физкультурном  или музыкальном зале, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.

         Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Арт –терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.: игротерапии, изотерапии, сказкотерапии, оригами, маскотерапии, драматерапии, музыкотерапи, цветотерапии, песочную терапии, танцеваль-двигательную терапии и т. д.

Сказкотерапия -   «лечение сказкой». Сказка  используется для психотерапевтической и развивающей работы.

          Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает  их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.

Песочная терапия - Это способ снятия внутреннего напряжения, посредством работы с песком. 

           Это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке; создание песочных композиций и “секретов”.

Игротерапия – «лечение» при помощи игры.(замкнутость, необщительность, агрессия, непослушание или сверх послушание, вредные привычки, фобии, вредные привычки, отсталое развитие речи и т.д.)

           Это игры на знакомство; игры на общение; игры с предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором. 

Изотерапия – «лечение» при помощи средств рисования, изобразительного искусства.                                                                                                                             Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. рисование пальчиками; рисование песком, рисунки из ладошки ит. д. Все, чем можно рисовать.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие.                                                                     Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Звуки природы: шум листьев, звуки воды и т.д.  заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них.

                                                                                                                                                                        Релаксация – это, прежде всего, расслабление, то есть процесс, обратный нахождению в состоянии стресса. 

Релаксация «Волшебный сон»

              -Предлагаю Вам сделать упражнение «Волшебный сон на снятие напряжения, усталости на основе детской релаксации:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают …

Ноги тоже отдыхают …

Отдыхают, засыпают …

Шея не напряжена, и расслаблена она …

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются,

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши ручки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают… Засыпают… (2 раза)

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело… (2 раза)

Губы не напряжены…

Приоткрыты и теплы… (2 раза)

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык. (2 раза)

После расслабления необходимо провести активизацию

Активизация

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза,

Проснуться.

Вот пора нам и вставать,

Бодрый день наш продолжать!

        Расслабились, отдохнули, можем продолжать дальше.

        В этом году я выбрала для себя тему  самообразования:  «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».  

           Изучала  инновационные здоровьесберегающие технологии, которые использовала в своей практике с детьми.

          Одной из таких технологий является технология  Су-Джок терапия, с которой и хочу вас сегодня познакомить.

Слышали? На свете чудо есть, что не можно глаз отвесть,

Шар колючий, словно ёж, разноцветный он, хорош!

А создал его профессор из Кореи-Пак Дже Ву

Он известен, и скажу вам благодарны мы ему.

Шар здоровью помогает, малышам речь развивает

И моторика всегда будет в норме наверняка!

Польза шарика огромна, нескончаема, объемна,

И скажу тебе, дружок, имя шарика- Су-Джок!

Су-Джок терапия -  это использование массажных мячиков и колечек Су-Джока в  различных видах деятельности. Стимуляция определённых точек приводит к излечению. А неправильное применение метода никогда не наносит вред человеку –оно просто неэффективно.  (показ шариков и колец  Су – Джока, радача их педагогам)  

    И сегодня я хочу вам показать  вариативность использования Су-Джок терапии в своей работе с детьми:

  1. При разыгрывании сказок  или придумывании новых.

Возьмите, пожалуйста, шарик Су-Джок в руки. Скажите, на кого он похож? (на ёжика). Я предлагаю вам сочинить сказку и отправиться в сказочное путешествие с ёжиком. А где живёт ёж? (в лесу)

А как мы ёжика назовём? (Стёпка).

Итак, жил да был в лесу ёжик Стёпка в своём домике. Как называется домик ежа? (норка)(Зажать шарик между ладоней).

Наступила весна, выглянул ёжик Стёпка из своей норки и увидел.? (Солнце, цветы, травку)(Сжимать и разжимать шарик). Улыбнулся ёжик солнышку (раскрыть ладонь веером) и решил прогуляться по весеннему лесу.

Покатился ёжик по прямой дорожке, катился по горочкам, по пригорочкам. Катился, катился и прибежал на красивую, круглую поляну (ладони соединить в форме круга). И встретил…кого? (другого ёжика).

Как мы его назовём? (Васька). Обрадовались наши ежи встрече. Говорит Васька Стёпке«Я научился красиво петь, хочешь послушать мою песню?»

(Уважаемые коллеги, я попрошу вас снять обувь)

И Васька запел:

А ёж Стёпа побежал дальше. Стал цветочки нюхать, в лесу их так много. (Прикасаться колючками к кончикам пальцев и делать глубокий вдох. Вдруг набежали тучки и что произошло? (закапал дождь) (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика)

Спрятался ёжик под большой гриб и укрылся от дождя. (Ладошкой левой руки сделать шляпку).

А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы. Возьмите колечки в правую руку. Какие грибы? (подосиновики, лисички, опята, подберёзовики и большой белый гриб.

Ему так захотелось порадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много. Как понесёт их ёжик? (на спинке, на иголочках).

(Возьмите, пожалуйста, колечки в левую руку).

Аккуратно насадил ёж на иголки грибы (Подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и большой белый гриб) и довольный, прибежал домой.

  1. Для развития фонематического восприятия 

 «Если звук услышат ушки- подними шар над макушкой»;

           «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

           « Телеграфисты» (нужно простучать шариком так, как простучит педагог).

           « Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка» ( зарычит собака, прокукарекает петушок и т.д.)

           «Синий шар кати, согласный звук мне назови»

           «Спрячь шарик в ладонях, если звука «С» нет в слове»

  1. Для автоматизации звуков в словах, слогах, фразах

Например звука [Ш].

 Этот малыш-Илюша

Этот малыш-Ванюша

Этот малыш-Алеша

Этот малыш-Антоша

А меньшого малыша

Зовут Мишуткою друзья!

           

 На левой руке.

            Эта малышка-Танюша

            Эта малышка-Ксюша

            Эта малышка-Маша

            Эта малышка-Даша

            А меньшую зовут

              Наташа.

  1. Для развития  лексико- грамматических категорий: (проигрывание)

                  «Шар лови, пять овощей назови»

                  «Назови ласково»

                  «Скажи наоборот»

                  «Один – много»

                  «Какой? Какая? Какое?»

  1. Для развития памяти, внимания упражнение 

  « Веселое колечко»

           Педагог надевает поочередно колечко на пальцы правой руки ребенка, начиная с большого пальца, проговаривая:

 « Колечко, колечко на большом пальчике твое местечко ( и т. д.) .

          На другой руке ребенок самостоятельно пытается повторить движения с колечком, называя пальцы рук.

  1. Для совершенствования навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти, внимания.

          «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

          «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»

          «Глазки закрывай, на каком колечко пальце, угадай»  Ребёнка просят надеть колечко на определённый палец.

  1. Для совершенствовании навыков употребления предлогов.

«Ловко с шариком играем и предлоги называем»   ( На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно)

 «Красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки…

  1. Для слогового анализа слов.

          «Раздели слова на слоги»: Например: «Машина» Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки»

          «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

  1. Для развития цветовосприятия и обучения счету.

            «Разложи шарики по цвету»

             «Найди все синие (красные, желтые, зеленые)»

             «Какой шарик лишний?»

             «Сосчитай все одинаковые шарики»

  1. Массаж пальцев

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, от хвоста и к голове (катать вперед - назад)

Долго зайцы так скакали (прыгать по ладони шаром),

Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)

Мимо змейки проползали (вести по ладошке),

«С добрым утром!»- им сказали»,

Стала гладить и ласкать,

Всех зайчат зайчиха мать (Гладить шаром каждый палец)

  1. Кроме того, Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку о «колобке», о «рукавичке» и т. д.

Итог семинара-практикума

         Уважаемые коллеги, я рассказала и показала Вам разнообразные методы и приёмы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, которые оказывают положительное воздействие на здоровье детей во всех смыслах этого слова, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это самое главное.

           В завершении я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).

         «Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца»

        А сейчас подойдите  к стенду  и поставьте фишки  на экране о пользе семинара-практикума для вас.

        А я хочу поблагодарить Вас за внимание и за работу.

        Будьте всегда здоровы и счастливы! Я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Правовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении"

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка, не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений и т.д. – это необходимые условия гар...

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на ...

Семинар-практикум для родителей детского дошкольного образовательного учреждения на тему: «Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»

Тема:«Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по формировани...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"

quot;Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"...

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимоп...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена ...

Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»

Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15"    Константиновой Т.В. Семинар...