Здоровьесберегающие технологии и роль сказкотерапии в ДОУ.
статья

Беседина Ирина Геннадьевна

Разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sberegayushchie_tehn.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии и роль сказкотерапии в ДОУ.

   Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Всемирная Организация Здравоохранения. По результатам последних исследований лишь 10% всех детей, ежегодно поступающих в школу, являются здоровыми, остальные имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья. Поэтому задача педагогов по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни всегда встает во главу угла. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников – есть «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Целями здоровьесберегающих образовательных технологий являются:

- обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья,

- формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни,

 - умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

К технологии сохранения и стимулирования здоровья мы относим:

-ритмопластику, которая способствует у детей развивать музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формирует правильную осанку;

-динамические паузы, во время проведения которых включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия;

-подвижные и спортивные игры, которые проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности;

-релаксацию, которая направлена на то, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться;

-пальчиковую гимнастику, проводимую индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Она способствует развитию мелкой моторики, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой отрезок времени;

-гимнастику для глаз, проводимую в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Эта гимнастика способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога;

-дыхательную гимнастику для того, чтобы у детей активизировался кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом;

-бодрящую гимнастику, которая проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Сюда входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитание правильной осанки, обширное умывание.

К технологиям обучения здоровому образу жизни мы относим:

- утреннюю гимнастику, с помощью которой у детей формируются ритмические умения и навыки;

- физкультурные занятия, направленные на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета;

- самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку, а также, способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Это могут быть весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения;

-активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

К коррекционным технологиям мы относим:

-артикуляционную гимнастику, что есть упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения;

-технологию музыкального воздействия. Как известно, музыка влияет на состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают дети в определенные периоды времени.

И, конечно, Сказкотерапию, как одну из важнейших направлений арт-терапии. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций. Этот метод развивает творческие способности ребенка, расширяет его сознание, совершенствует взаимодействие с окружающим миром. Дети очень любят сказки и, как говорил известный итальянский психолог А.Манегетти, сказка для детей – это «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь».

Различают следующие виды сказок: Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе).

Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества). Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть).

 В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, к которым ребенок определяет свои симпатии. В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются различными способами: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, кукло-терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице. Это сказки: народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему), сказки о животных; бытовые сказки; страшные сказки; волшебные сказки. Возможности сказки необъятны. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев. Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями. Маленькому человечку всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях в игровой форме. Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а слишком агрессивного и непоседливого учит задумываться. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.

Как может проходить терапия сказкой в группе детского сада? Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно просто рассказывать и обсуждать с детьми, придумывать свои. Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Этот метод позволит узнать о ребенке много нового. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать вам решение конкретной проблемы. Сказочный тренинг можно построить в виде спектакля, где воспитатель превратится в режиссера, а дети – в актеров. Сказочное лицедейство очень им сродни, и это поможет обыграть любые ситуации легко, играючи. В такое занятие при необходимости можно включать различные физические упражнения, логопедические и другие дополнительные развивающие и терапевтические занятия. Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста. Специалисты по возрастной психологии считают, что лечение сказками можно использовать в любом количестве и для детей любого возраста. Играть в сказку – это не только развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных сказок сказкотерапевты составляют серьезные методики. Итак, через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ технологий по теме «Дружба начинается с улыбки»

Основной целью данной совместной деятельности является формирование понятий "друг", "дружбы", которая достигается с помощью педагогических технологий: ТРИЗ, сказкотерапия, ИКТ....

Здоровьесберегающие технологии их роль в жизни ребёнка

  Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойн...

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы с использованием ИКТ, сказкотерапии, здоровьесберегающих технологий и ТРИЗ технологий

Цель:Сформировать понятие дружба, друг.Задачи:* расширять кругозор детей* развивать умение учавствовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого игрового общения*воспитывать ч...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Здоровьесберегающие технологии и роль сказкотерапии в ДОУ.

Педагогическая статья для воспитателей ДОУ по работе с дошкольниками...

«Здоровьесберегающие технологии, их роль в психофизическом развитии ребенка»

Ритмопластика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичес...

Здоровьесберегающие технологии , их роль.

В данном материале представлена материал о здоровьсберегающих технологиях в работе учителя - логопеда. В статье даны определения и раскрывается важность применения пособий, технологий здоровьесбережен...