Физкультурно – спортивные технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зинченко Мария Павловна

Консультация для педагогов с описанием здоровьесберегающих технологий: фитбол - гимнастика, аквааэробика, игровой стретчинг для детей дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурно – спортивные технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.

Физкультурно – оздоровительные технологии (ФОТ) технологии, имеющие педагогическую, развивающую и оздоровительную направленность. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ используются следующие ФОТ или их элементы, к которым относятся оздоровительная аэробика, ритмическая гимнастика, фитбол – гимнастика, пилатес, стретчинг, аква – аэробика.

ФОТ в зависимости от направленности стратегии подбора упражнений, методов и организационных форм занятий, классифицируются на две группы:

  1. Технологии, ориентированные на улучшение функционального состояния обучающихся, независимо от специфики заболевания.
  2. Технологии, предусматривающие коррекцию конкретных проблемных зон организма.

Технологии 1- ой группы предусматривают оздоровление обучающихся, обучение их умениям и навыкам психосоматической саморегуляции, в 2–ой коррекцию, компенсацию и профилактику заболеваний: зрения, осанки, дыхания, сердечно – сосудистой системы и др.

Остановимся на некоторых доступных ФОТ используемых в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=94cd99ec17e968f93649c6bfae814180-l&n=13

Фитбол – гимнастика проводится на больших резиновых мячах. Для детей 3 -  лет диаметр мяча – 45 см, для детей 5 – 7 лет – 55 см.

Фитбол – гимнастика применяется в основном для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшается обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвоночных дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов.

Механическая вибрация оказывает специфические воздействие практические на все органы и системы ребенка. Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе.

Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

- профилактика и коррекция различных заболеваний;

- развитие двигательных способностей;

- развитие музыкально – ритмических и творческих способностей.

По использованию фитбола выделяют упражнения, при которых мяч используется, как массажер, опора (под спину, под руки, живот, ноги), предмет (прокатывание, броски, ловля), препятствие (перешагивание, перепрыгивание), отягощение (в руках, ногах, на голове) амортизатор, тренажер (рук, ног, равновесия) ориентир.

Упражнения в фитбол – гимнастики могут выполняться в разных исходных положениях. Упражнения в исходном положении сидя на мяче, тренируют мышцы тазового дна, работа которых важна при патологиях мочеполовой системы (особенно энурезов, опущения почек, матки и т. П) Условия  выполнения упражнений лежа на мяче гораздо тяжелее, чем на полужесткой  устойчивой опоре, так как упражнения выполняются  на постоянной балансировке, при этом работают мелкие мышцы, необходимые для удержания туловища в симметричном положении. В связи с этим, упражнения, лежа на мяче на спине и на животе, решают задачи создания мышечного корсета, укрепляя мышцы спины.

Фитболы позволяют индивидуализировать лечебно – воспитательный процесс для детей с ОВЗ, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки во фронтальной и саггитальной плоскостях. Так, например, при сутулой круглой спине необходимо выполнять упражнения лежа на мяче на спине, а при плосковогнутой и кругловогнутой – лежа на животе Естественная плавная выпуклость мяча заменяет валики, корригируя имеющиеся деформации позвоночника.

Грамотно подобранные упражнения на фитболах, позволяют ослабленные мышцы укрепить, а спазмированные расслабить, помогают убрать мышечный дисбаланс, сформировать правильную осанку.

При сколиотической болезни занятия фитбол – гимнастикой используют ограниченно и осторожно. Прогрессирование сколиотической болезни любой степени служит противопоказанием к упражнениям на мячах вследствие повышенной подвижности позвоночника при выполнении упражнений.

Стретчинг – это специально разработанная система упражнений, направленных на совершенствование гибкости, подвижности суставов, а вместе с тем и на укрепление этих суставов, тренировку мышечно – связочного аппарата с целью улучшения эластичности свойств, создание прочных мышц связок.

Суть этой системы состоит в том, что с помощью очень медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц принимается и удерживается в течение некоторого времени, определенная поза.

Стретчинг – это метод фиксированной растяжки. Комплексы упражнений в системе стретчинга направлены на растягивание почти всех мышц тела, причем этот широкий спектр упражнений выполняется из разнообразных исходных положений, что чрезвычайно важно для эффективности развития гибкости и подвижности в суставах. Оздоровительная сущность стретчинга состоит в том, что при растягивании разных частей тела в соответствующих направлениях, можно добиться чередования напряжения и расслабления в мышцах.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/16/k_587d00ce5226b/380166_1.jpeg

В методики стретчинга, выделяют следующие группы упражнений: направленных на растягивание позвоночного столба вверх; направленные на растягивание в стороны; на боковое растягивание; растягивание к центру; наклоны вперед; скручивание; наклоны назад; на формирование правильной осанки; и укрепление мышц спины и живота; перевернутые позы.

В зависимости от целей занятия стретчинг можно использовать:

- в разминке для подготовки мышц;

- для развития гибкости;

- в заключительной части.

Аква – аэробика – это одно из востребованных направленных ФОТ с дошкольниками. Понятие «аква- аэробика» и происходит из двух слов (вода и аэробика).

http://noodle.msk.ru/gallery/SW_Cat_710x356_noodles.jpg

Одной из особенностей является выполнение упражнений в воде. При этом работают практически все мышцы всего тела, что способствует гармоничного развитию мускулатуры. Занятия могут проводиться. Как с умеющими, так и не умеющими плавать.

В отличие от других видов физических упражнений аква – аэробика обеспечивает более оздоровительный эффект, обусловленный специфическими особенностями, выполнения действий в воде:

  • вода выталкивает тело человека на поверхность, снимая нагрузку с позвоночника;
  • давление воды обуславливает массажный эффект, создает условия для корригирования нарушений осанки, улучшает циркуляцию крови в организме ребенка;
  • сила сопротивления воды заставляет работать в едином комплексе всю мускулатуру.

Особенно велико оздоровительное и укрепляющее воздействие аква - аэробика на развивающий детский организм: формирование «мышечного корсета», предупреждает искривления позвоночника.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/245485/480841d4-e5e3-4ee9-94c0-07593ec9c0e8/s1200?webp=false

Под влиянием занятий происходит происходят положительные сдвиги в строении функции сердечно – сосудистой системы.

Занятия аква – аэробикой следует начинать с выполнения энергичных движений. Заканчивать же надо спокойными погружениями в воду, в сочетание с дыханием. По мере освоения элементов аква – аэробики необходимо использовать различное оборудование (мячи, круги, и другие плавательные средства).

Составил инструктор по физической культуре Зинченко М.П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»В настоящее время в дошкольном образовании активно используют...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»В настоящее время в дошкольном образова...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...