Консультация для воспитателей: "Физическое развитие дошкольников в ДОУ с использованием метода сказкотерапии"
консультация

Жарова Елена Юрьевна

Сказкотерапия – это интеграционный метод развития личности: он объединяет различные методы обучения в единую «сказочную» форму. Многие психологи и психотерапевты используют её как метод развития самосознания, передачи знаний о жизни, воспитательную систему ограничений внутренней природы человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultura_s_ispolzovaniem_skazkoterapii.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое развитие дошкольников в ДОУ с использованием метода сказкотерапии

 

Оптимизация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях является приоритетным направлением педагогической деятельности, поскольку физическое развитие дошкольников предполагает не только развитие физических качеств, но и формирование представлений о здоровом образе жизни. Высокий уровень двигательного развития, сопротивляемости организма к простудным заболеваниям создаёт базу для полноценного познавательного и физического развития ребёнка.

В условиях гуманизации педагогической деятельности, обеспечивающей максимально возможные для дошкольников условия развития, весьма актуальна разработка новых форм и средств здоровьесбережения.

Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчёркивалось исследователями различных направлений науки (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Г. Доман, А.Д. Дмитриев, Е. М. Мастюкова). Стало аксиомой утверждение, что правильно организованная двигательная активность создаёт предпосылки для полноценного развития психических характеристик личности, а факт, что средствами физической культуры возможно осуществлять коррекцию имеющихся отклонений в развитии, обоснован научно (Г.Д. Горбунов, Л.Б. Дзержинская, Е.П. Прописнова, В.А. Родионов, С.П. Евсеев, Н.А. Фомина).

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выдвигает требования разработки таких технологий, которые создавали бы условия для коррекции нарушений здоровья и физического развития дошкольников с учетом их личностных качеств и параметров.

Сказкотерапия – это интеграционный метод развития личности: он объединяет различные методы обучения в единую «сказочную» форму. Многие психологи и психотерапевты используют её как метод развития самосознания, передачи знаний о жизни, воспитательную систему ограничений внутренней природы человека.

В практике физического воспитания элементы сказкотерапии используются в виде игр («Волк и семеро козлят»), драматизаций («Федорино горе»), театрализованной («Каша из топора»), музыкально-ритмической, игровой деятельности на основе русских народных игр («Горелки», «Салки» «У медведя во бору», «Алёнушка и Иванушка»).

Однако вопросы комплексного решения задач физического, двигательного развития, функционального совершенствования и укрепления психического здоровья в процессе двигательной деятельности на основе сказкотерапии затрагивались крайне редко.

Использование двигательной сказкотерапии в процессе физкультурно-оздоровительной работы дошкольников направлено на решение следующих задач:

  1. укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. развитие их физических качеств и становление двигательных возможностей;
  3. коррекция двигательных и психических нарушений в развитии;
  4. формирование познавательной активности, воздействие на эмоционально-волевую сферу детей;
  5. расширение опыта театрализованной и игровой деятельности;
  6. формирование представлений о народной культуре, традициях и праздниках.

Основным средством при этом являются взаимообусловленные и взаимосвязанные технологии физического воспитания и сказкотерапии. Двигательный материал имеет строгую подчинённость сюжету сказки линию, основной материал которой показывается движениями. В условиях такой организованной двигательной деятельности создаются максимально возможные условия для применения в процессе физического воспитания дошкольников помимо сказкотерапии методов игротерапии, артпедагогики, позволяющих решать вопросы коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы. Всё вышесказанное обусловливает воздействие средств физического воспитания на физические и психические компоненты здоровья ребёнка.

В комплекс проводимых мероприятий входят игры и физические упражнения с элементами сказкотерапии:

  1. НОД по сказке «Три поросенка»: Общеразвивающие упражнения «Поросята», игровые упражнения «Поросята строят домики», логоритмические упражнения «Песенка поросят», ОРУ «Волк», подвижная игра «Волк во рву»;
  2. НОД по сказке «Теремок»: Общеразвивающие упражнения «Мышата», игровые упражнения «Лягушки на болоте», логоритмические упражнения «Зайчики на полянке», ОРУ «Лисица», подвижная игра «У медведя во бору»;
  3. НОД по сказке «Зайкина избушка»: Общеразвивающие упражнения «Зайчики-побегайчики», игровые упражнения с элементами конструирования «Избушка для зайчика», логоритмические упражнения «Лисичка умывается», ОРУ «Петя-петушок», подвижная игра «Горелки»;
  4. НОД по сказке «Колобок»: Общеразвивающие упражнения «Зарядка лесных зверей», игровые упражнения «Мы готовим колобок», логоритмические упражнения «Песенка колобка», ОРУ «Зоопарк», подвижная игра «Хитрая лисица»;
  5. НОД по сказке «Семеро козлят»: Общеразвивающие упражнения «Зарядка для козлят», игровые упражнения «мама Коза гуляет с козлятами», логоритмические упражнения «Вол учится петь», ОРУ «Коза и волк», подвижная игра «Веселый козлик».
  1. Колобок – бег на длинные дистанции;
  2. Дед из репки – перетягивание каната;
  3. Медведь из сказки «Теремок» – тяжелая атлетика;
  4. Коза из сказки «Семеро козлят» – прыжки в высоту;
  5. Козлята – футбол;
  6. Курочка-ряба – метание ядра;
  7. Петушок-золотой гребешок – прыжки в длину и т.д.

В результате работы обогатились представления дошкольников о значении спорта и двигательной активности для здоровья человека, развиты навыки двигательной активности, повысилась познавательная активность, инициативность и любознательность, сформировался устойчивой положительный настрой для занятий спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период"

Лето – это самое благодатное время года. На улице тепло и есть возможность гулять, играть столько, сколько пожелаешь. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения. Простор и свеж...

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»...

Консультация для воспитателей ««Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников» »

Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ.Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:1.  Удовлетворить естественную потребность в движ...

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»...

Консультация для родителей «Физическое развитие дошкольников с использованием метода морфологический анализ»

Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Мыслительные операции комбинаторного характера ...

Физическое развитие дошкольников в ДОУ с использованием метода сказкотерапии.

Оптимизация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях является приоритетным направлением педагогической деятельности, поскольку физическое развитие дошкольников пред...

Консультация для воспитателей "Физическое развитие дошкольников посредством народных игр"

Обучение детей народным играм способствует развитию психофизических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, гибкости), координации движений, умению ориентироваться в пространстве....