Авторская методическая разработка по физической культре и спорте Лэпбук «Физкультурный калейдоскоп»
методическая разработка

Духина Диана Сергеевна

Что такое лэпбук и как его использовать?

Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».

Что же такое лэпбук, зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?

Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбуктематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжк с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling). При таком обучении лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.

Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук. Получается изначально лэпбук– это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так каклэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие:

1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнка.

2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.

     3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.

4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.

5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.

6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).

В чем же преимущество обучения с лэпбуком?

Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания. И в итоге вся работа, если родители будут делать её с детьми объединит всю семью для увлекательного и полезного занятия. Ваш лэпбук будет по своему уникален!

А я представляю свой лэпбук, как дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста.

 

Тема лэпбука«Физкультурный калейдоскоп»

  

Цель: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Содержание папки:

1. Дидактический материал на тему «Знакомство с олимпийскими видами спорт

2. Дидактический материал «Летние олимпийские виды спорта». 

3.Дидактический материал «Зимние олимпийские виды спорта»

4. Дидактический материал «История возникновения олимпиады»

5. Дидактический материал «Олимпийскик чемпионы России»

 6. Дидактический материал «Олимпийский пьедестал».

7. Лото «Мы спортсмены».

8. Домино «Спортивные атрибуты»

9. Дидактическая игра пазлы « Собери и определи пиктограмму».  

10. Дидактическая игра «Подбери спортсмену атрибут».

11.  Интересные спортивные загадки.  

 12. Дидактические игры «Лабиринты и раскраски».  

13. Дидактическая игра «Разбери картинки по категориям спорта»   

Разделы 1 - 6 несут в себе в основном информационную цель знакомят детей с возникновением олимпийского движения , развивают память и интерес к обучению.

Ожидаемый результат:

• Быстрое запоминание информации, а также  загадок.

• Проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.

• Проявление повышенного интереса к содержанию папки.

• Развитие мелкой моторики рук.

• Развитие ВПФ (мыслительных процессов, внимания, ориентации на листе бумаги).

• Запоминание видов спорта и разделение их по классификации (Летние и зимние).

• Обогащение словаря. «Печатание» и чтение слов на пазлах».

Предлагаю и вам, уважаемые родители, вместе со своими детьми сделать такую интересную книжку.

С чего начать создание лэпбука?

1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая – животные , насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, транспорт, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать современный вариант сказки и т. д.

2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек, окошечек или кармашков . Советую начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений).

3. Рисование макета. - это необходимо для дальнейшего оформления «ЛЭПБУКА» . Это творческий процесс и здесь можно проявить все ваши таланты.

4. Оформление или наполнение вашего лэпбука.

 

Таким образом, можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskoe_posobie_lepbuk_original_-_kopiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

 детский сад №7 комбинированного вида

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Авторская методическая разработка

по физической культре и спорте

Лэпбук

«Физкультурный калейдоскоп»

Автор: Духина Диана Сергеевна

Инструктор по физической культуре

МБДОУ детский сад №7

 ст.Старощербиновская

Содержание  

1. Актуальность

2. Цель

3. Задачи (Обучающие, развивающие, воспитательные).

4. Содержание пособия

5. Место использования

6. Новизна методической разработки инновационного опыта педагога:    

    Выводы и оценка продуктивности методической разработки
8. Материально – техническое обеспечение

9. Рекомендовано

1.Актуальность.  

       Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время.

Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, здоровое. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми я отдаю практическим методам обучения.

В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит проблемное обучение

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбукЛэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

2.Цель:

Цель методической разработки: развитие познавательной активности и интеллекта детей в процессе создания «лэпбука, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.

3. Задачи:

1. Заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка.

2. Повышение уровня интеллектуального развития, формирование у детей познавательных интересов.

3. Формирование целостной картины спорта и здорового образа жизни.

4. Обогатить и активизировать знания детей о спорте.

Воспитательная и образовательная  функция «ЛЭПБУКА» состоит в том, что он изготовляется с детьми и их родителями. Дети вместе с родителями и педагогом собирали и изучали информацию по заданной теме. Таким образом, в ходе проектной деятельности решались следующие задачи, которые соответствуют требованиям ФГОС : формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития , умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию

4. Содержание пособия: 

включает в себя информацию познавательного характера и игры для закрепления пройденного материала о «Олимпийском движении» и «Спорте».

Мое пособие  красочно и эстетично оформлено, все составные части удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком.

1. Дидактический материал на тему «Знакомство с олимпийскими видами спорта, их история.

2. Дидактический материал «Летние олимпийские виды спорта».

3.Дидактический материал «Зимние олимпийские виды спорта».

4. Дидактический материал «История возникновения олимпиады» 

5. Дидактический материал «Олимпийскик чемпионы России».

6. Дидактический материал «Олимпийский пьедестал».

 7. Лото «Мы спортсмены».      

8. Домино «Спортивные атрибуты»  

9. Дидактическая игра пазлы « Собери и определи пиктограмму».

10. Дидактическая игра «Подбери спортсмену атрибут».  

11.  Интересные спортивные загадки.  

12. Дидактические игры «Лабиринты и раскраски».

13. Дидактическая игра «Разбери картинки по категориям спорта»

5. Место использования в педагогическом процессе:

Данный лэпбук можно использовать в свободное от основной деятельности время. Работа с «ЛЭПБУКОМ» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации. Его можно использовать как в групповой и индивидуальной работе, так же возможно использовать лэпбук в самостоятельной работе ребенка .

6. Новизна методической разработки инновационного опыта педагога:  Выводы и оценка продуктивности методической разработки:

-привитие детям любви к обучению;

-разнообразие  темы и расширение кругозора;

-обогащение активного словаря и уточнение имеющегося предметного словаря;

-обучение структурированию сложной информации;

-развитие креативности и творческого мышления;

-ознакомление детей с простым способом запоминания.

-быстрое запоминание информации, а также  загадок.

 -проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.

-проявление повышенного интереса к содержанию папки.

- развитие мелкой моторики рук.

-развитие ВПФ (мыслительных процессов, внимания, ориентации на листе бумаги).

-запоминание видов спорта и разделение их по классификации (Летние и зимние).

-обогащение словаря. «Печатание» и чтение слов на пазлах».

Вывод: Таким образом, можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

8. Материально – техническое обеспечение: для создания лэпбука мне понадобился компьютер, принтер, ламинатор, интернет ресурсы. Для сборки я использовала пластиковые элементы различной формы, алюминиевые скобы, различные виды клея.  

9.Рекомендовано:
педагогам дошкольных образовательных учреждений при  организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста.

 

А я представляю свой лэпбук, как дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема лэпбука«Физкультурный калейдоскоп»

   Цель: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Содержание папки:

1. Дидактический материал на тему «Знакомство с олимпийскими видами спорта, их история.      

2. Дидактический материал «Летние олимпийские виды спорта».   3.Дидактический материал «Зимние олимпийские виды спорта». 4. Дидактический материал «История возникновения олимпиады» 

5. Дидактический материал «Олимпийскик чемпионы России».

6. Дидактический материал «Олимпийский пьедестал».      

7. Лото «Мы спортсмены».      

8. Домино «Спортивные атрибуты»  

9. Дидактическая игра пазлы « Собери и определи пиктограмму».    

10. Дидактическая игра «Подбери спортсмену атрибут».    

11.  Интересные спортивные загадки.  

 12. Дидактические игры «Лабиринты и раскраски».    

13. Дидактическая игра «Разбери картинки по категориям спорта»

Разделы 1 - 6 несут в себе в основном информационную цель знакомят детей с возникновением олимпийского движения , развивают память и интерес к обучению.

Предлагаю и вам, уважаемые коллеги вместе с родителями, вместе со своими детьми сделать такую интересную книжку.

С чего начать создание лэпбука?

1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая – животные , насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, транспорт, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать современный вариант сказки и т. д.

2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т. е. какие под темы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек, окошечек или кармашков . Советую начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений).

3. Рисование макета. - это необходимо для дальнейшего оформления «ЛЭПБУКА» . Это творческий процесс и здесь можно проявить все ваши таланты.

4. Оформление или наполнение вашего лэпбука.

Таким образом, можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение на зарядку становись Конспект старшая группа Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту и желания заниматься физкультурой и спортом.

Развлечение на зарядку становисьКонспект старшая группаЦель: Формирование потребности в здоровом образе жизни; интереса к физической культуре и спорту и желания заниматься физкультурой и спортом...

Методические разработки по физической культуре и спорту в свободное от занятий время в ДОУ.

1.        Цель, задачи и направленность учебно-методических разработок.     - Формирование  у учащихся привычек здорового образа жизни ...

Методическая разработкапо здоровосбережению.

Семинар - практикум "Цветок здоровья вышей семьи"...

Авторское Методическое пособие по физическому воспитанию младших дошкольников

Методическое пособие по физическому воспитанию младших дошкольников представлено в виде картотеки комплекса ОРУ, подвижных игр, бодрящей гимнастики, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики, физм...

Научно-методическая статья по теме "Инклюзия в физической культуре и спорте"

Сегодня во многих учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны программы, нацеленные на обеспечение условий их успешной социальной реабилитации. Однако ...

Авторская идея: Конспект образовательной деятельности "Интересные игры в умопарке «Калейдоскоп»"

Авторская идея:Конспект образовательной деятельности "Интересные игры в умопарке «Калейдоскоп»"...

Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)

Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...