Здоровьесберегающая модель воспитательно-образовательной системы детей младшего возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Дровецкая Светлана Николаевна

Здоровьесберегающая модель воспитательно-образовательной системы детей младшего возраста.

 

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения ; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

                          ДОКЛАД

«Здоровьесберегающая модель воспитательно-образовательной системы детей младшего возраста».

Воспитатель второй группы раннего возраста «Звездочки» Дровецкая С.Н.

Здоровьесберегающая модель воспитательно-образовательной системы детей младшего возраста.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения ; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.

Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются:

- гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)

- детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)

-тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).

В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье, развитию потребности к здоровому образу жизни.

Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

1.Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.

2.Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

3. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с младшими дошкольниками.

4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.

5.Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.

6.Облегчить адаптацию в детском саду.

7.Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

-Прогулки;

-Спортивные досуги;

- Спортивные развлечения;

-Закаливание КГН;

-Спортивные праздники;

- Недели Здоровья;

- Соревнования;

    С первых дней пребывания ребёнка в детском саду важнейшей задачей перед воспитателем  становится забота о сохранении, укреплении и обогащении здоровья детей. В особой помощи и защите нуждаются дети раннего возраста, поскольку их организм ещё недостаточно  окреп, чтобы самостоятельно противостоять заболеваниям, справляться с психо-эмоциональным состоянием, особенно в адаптационный период.   В реализации данной задачи мне помогают различные здоровьесберегающие технологии, в том числе и  нетрадиционные. О них я и хотела бы рассказать.

  Наш день начинается с комплекса утренней гимнастики. Ежедневно провожу логоритмику, артикуляционную и дыхательную гимнастику, что позволяет развивать дыхание, моторику артикуляционного аппарата и готовит к более сложным упражнениям. Проводить пока получается перед приемом пищи, за столами, пока идет подготовка к обеду или завтраку, так как  у детей идет период адаптации, кто-то ходит уже месяц, кто то пришел только вчера, дети еще не организованы и отвлекаются. Постепенно эту гимнастику планируется проводить в более непринужденной обстановке.

   Самомассаж детей провожу в забавной игровой форме, в стихах, с использованием мячиков, карандашей - прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения.

   Релаксационные паузы включаю по мере необходимости, когда дети слишком устали или напряжены. Одним они помогают снять напряжение, возбуждение, другим сконцентрировать внимание. Можно просто лечь на пол и включить спокойную классическую музыку, звуки природы.
  Перед сном я обязательно включаю детям колыбельные песенки, либо читаю колыбельные сказки, либо те же звуки природы, классику, чтобы дети смогли быстрее успокоиться и заснуть.  

  Как помочь малышу проснуться в хорошем настроении и активно продолжить день? Конечно ,же провести бодрящую гимнастику после сна. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Я использую различные виды бодрящей гимнастики: в кроватках и в групповой комнате: бодрящая гимнастика с элементами дыхательной, и  с использованием методов самомассажа. Очень нравятся детям наши массажные дорожки. Они очень яркие, красочно оформленные.

   Одним из методов здоровьесбережения, является конечно же закаливание. Пока мы практикуем воздушные ванны, хождение босиком, умывание водой комнатной температуры и полоскание ротовой полости  водой комнатной температуры. Полоскание также помогает бороться с заболеваниями ротовой полости. При проведении воздушных ванн у детей улучшаются показатели деятельности нервной системы, улучшается сон и аппетит.

   Так же в группе мы используем такой метод здоровьесбережения как - аэроингаляции. Создание в помещении концентрации фитонцидов путем испарения эфирных масел. Пока мы используем лук и чеснок, в будущем планируем так же использовать масло эвкалипта, имеющее антиинфекционное и противовирусное действие.

 Главное в проведении здоровьсберегающих мероприятий, чтобы  они были комплексными и систематическими. Как видите методы которые мы используем общедоступны и практически не затратные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми (младший возраст).

Тема (проект):   Мамин день.  Русская народная деревянная игрушка – матрешка._ «Батюшка Самовар».Тип проекта:  творческий , познавательно-игровойУчастники деятельности ( прое...

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми младшего возраста на тему "День Победы"

Предлагаемый план воспитательно – образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста построен на основе комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса. Тема реализ...