Методическая разработка для педагогов детского сада. Тема "Дыхательная гимнастика"
методическая разработка

Елпатова Ольга Анатольевна

Это практическое пособие предназначено для педвгогов детского сада, воспитанников 3-7 лет, родителей, будет полезна людям разного возраста, в том числе с ослабленным здоровьем. Направленность пособия познавательно - оздоровительная. Пособие состоит из трех частей: теоретической, практической и приложения.В теоретической части рассказывается об истории возникновения дыхательной гимнастики, ее преимуществах и особенностях использования в работе с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dyhat_gimnastika.docx76.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  автономное учреждение

          детский сад №2 городского округа города Райчихинска

                                                                                             

                                                                                                  Утверждаю

                                                                                                   Заведующая  МДОАУ д/с № 2

                                                                                                    Серёжникова С.А.______________

                                                                                                « ____» ________________2019г.

                                                                                               Утвержден на педагогическом

                                                           совете от

                                                                                                 «______»_____________ 2019г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ДЕТСКОГО САДА

ТЕМА: «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»

 2019-2020  УЧЕБНЫЙ ГОД

Срок реализации 1 годhttp://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=f01b26f5870aff2bba8a5c996fdeaec1-135-144&n=24

Составитель : инструктор по

                                         Физической культуре высшей  квалификационной категории

                                                                                             Елпатова О.А.

Г. Райчихинск

2019г.

Природа всё продумала до мелочей, и наша цель – сохранить то, что нам дано,   поскольку человеческий организм – это уникальный и неповторимый мир, который требует бережного отношения к себе.

Актуальность

      Согласно современной государственной доктрине, здоровье детей – это ценность для нашей страны в целом.   В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом. Поэтому педагогам стоит  уделять большое внимание дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, что будет способствовать развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

      Исследования ученых-медиков показывают, что у дошкольников дыхательные мышцы являются слабыми. Поэтому их необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов.

           Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода.

 Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм ребенка:

положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;  улучшает дренажную функцию бронхов; - восстанавливает нарушенное носовое дыхание; способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению воспалительных образований, восстановлению нормального крово - и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений; повышает общую сопротивляемость организма, его тонус.

               Пособие состоит из трех частей: теоретической, практической, приложения. В теоретической части рассказывается об истории возникновении дыхательной гимнастики, ее преимуществах, особенностях использования в работе с детьми.

               Практическая часть пособия содержит материал для обучения детей дыхательным упражнениям, с учетом возрастных особенностей.

              В приложении размещены интересные высказывания и факты о правильном дыхании и дыхательной гимнастике.

              Это практическое пособие предназначено для педагогов детского сада, воспитанников 3-7 лет, родителей, будет полезна людям разного возраста, в том числе с ослабленным здоровьем.

        Направленность пособия: познавательно-оздоровительная. Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных формах активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждения.  Дыхательная гимнастика -  это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.

Цель: Познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, обучить приёмам проведения дыхательной гимнастики. Задачи: - Развить осознанный интерес у педагогов, детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни; поэтапное овладение (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;

 - овладеть навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;

 - создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности.

Теоретическая часть

         Дыхательные практики: история и день сегодняшний: Дыхательная гимнастика – одна из древнейших практик, известных человеку для улучшения физического и психического здоровья. Попытки изучения дыхания, связь его с состоянием психики, здоровья были предприняты еще в древние времена, в последующем, на различных этапах развития философии, естествознания получили дальнейшее развитие. Специализированные системы тренировки дыхания появились в древних цивилизациях Китая и Индии. Они имеют многовековую историю, но до сих пор применяются в профилактических и лечебных целях. В Индии дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью йоги. Они носят название «пранаяма», что означает «управление дыханием».

      Существует несколько методик дыхательной гимнастики для детей: по К. П. Бутейко,  А. Н. Стрельниковой, Мюллера, по системе йоги.

 Преимущества дыхательной гимнастики

1. Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба,

бег, плавание - особенно.

2. Дыхательная гимнастика - отличная профилактика болезней.

3. Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная - в работу включаются все мышцы.

4. Гимнастика доступна всем людям.

5. Для занятий гимнастикой не требуется особых условий - специальной

одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения и прочих).

6. Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.

7. Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного

аппарата и грудной клетке.

8. Гимнастика показана и взрослым, и детям.

 Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

         Как выполнять упражнения? Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, что вдох важно делать лишь через нос. А вот плечи при этом поднимать не нужно. Выдох должен быть плавным и длительным. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы щеки ребенка при этом не  раздувались.

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте! ”.

3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

    Дыхательную гимнастику для детей можно проводить как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятий должна быть хорошо проветрена, но лучше проводить гимнастику на свежем воздухе при температуре выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра.

Практическая часть

Комплекс  профилактических упражнений для верхних дыхательных путей 2 младшая группа.

1."Часики"

Тик-так, тики-так

Часики затикали.

Часики вперед идут,

За собою нас ведут.

И. п. – стоя, ноги слегка расставлены.

1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох) ;

2 - взмах руками назад – «так» (выдох) .

2."Петушок"

-Что ты делаешь, дружок,

Голосистый Петушок?

Крыльями взмахнул петух,

И уселся на лопух.

И. п. – о. с.

1 – поднять руки в стороны (вдох) ;

2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох) .

3."Семафор"

Самый главный на дороге,

Не бывает с ним тревоги.

И. п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.

1 – поднимание рук в стороны (вдох) ;

2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох) .

4."Гуси летят"

Мы по тропочке бежали

И гусей вдруг увидали,

Гуси высоко летят.

На детей они глядят.

И. п. – о. с.

1 – руки поднять в стороны (вдох) ;

2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох)

5."Ёжик"

От гусей мы убежали

Ёжика вдруг увидали.

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

И. п. – о. с.

1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;

2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы.

(8 раз.)

6."Пчёлы"

Вот веселая пчела

Детям меда принесла.

Села нам на локоток,

Полетела на носок.

И. п. – ноги слегка расставлены.

1 – развести руки в стороны (вдох) ;

2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох)

7."Дыхание"

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. – о. с.

1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;

2 – плавный выдох через нос.

 Комплекс № 2. (средняя группа)

                 Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

-куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

-какая часть тела приходит в движение при вдохе и  выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

-какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

-какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);

-тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

        Дышим тихо, спокойно и плавно

Учить  детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно.

               Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4—10раз.

       Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

                  Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

                    Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3.  Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

                         Радуга, обними меня

Цель: та же.

Исходное положение - стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунд.

3.  Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает, вентилирует легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

9. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Комплекс №3  (средняя группа)

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. «Подыши одной ноздрёй».

 Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. «Ёжик».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. «Губы «трубкой».

Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

4. «Ушки».

 Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

5. «Пускаем мыльные пузыри».

При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

6. «Язык «трубкой».

Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

 Повторить 4-8 раз.

 «Насос».

 Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

  8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10-1.htm

Комплекс   3-5 лет №4

Упражнение № 1 «Перекличка животных»

Воспитатель распределяет между детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

 Упражнение № 2 «Трубач»

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу». Воспитатель хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в «трубу».

 Упражнение № 3 «Топор»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – «ух!» – на длительном выдохе.

Упражнение № 4 «Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «кар!».

 

Упражнение № 5   «Гуси»

Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: «га». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести го, «гы».

Звуковая дыхательная гимнастика 5-7 лет

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

 

Упражнение 2. НАСОСИК.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

4.Д/у «. МЫШКА И МИШКА.

 У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)

У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт.

 

6. ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

 

Упражнение 7. КУРОЧКИ.

Выполняйте вместе с детьми. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

 

Упражнение 8. ПЧЁЛКА.

Покажите детям, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.

Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)

Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).

Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

 

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.

Предложите детям «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а дети, произнося «зу-зу» машут  руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Пусть дети встряхнут расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

 

 Комплекс 5 (3-5 лет)

Часики.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

 Трубач.

Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

 Петух.

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.

 

Каша кипит.

Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

 Паровозик.

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

 На турнике.

Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.

 

Шагом марш!

Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.

 Летят мячи.

Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.

 Насос.

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

 Регулировщик.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

 Вырасти большой.

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

 Лыжник.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

 Маятник.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.

 Гуси летят.

Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

 

Семафор.

Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

  Комплекс 6 (4-6 лет)

 

1. Снег.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки.

2. Кораблики.

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. Футбол.

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

4. Буль-бульки.

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

5. Волшебные пузырьки.

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. Дудочка.

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. Губная гармошка.

Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

8. Цветочный магазин.

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

9. Свеча.

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

10. Косари.

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

КОМПЛЕКС 7 (5-7 лет)

1. Разминка

     Помните о вдохе! Нюхайте воздух!  Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

 Мы сегодня так играем – нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох. Гарью пахнет – ох-ох!

 1.«Ладошки»

И.п.: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения).

  • Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза).
  • Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды — пауза;
  • Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

 Помните! Активный вдох носом — абсолютно пассивный, неслышный выдох через рот.

Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4 вдоха.

Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.

 В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

2. «Погончики»

И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8. вдохов-движений.

 Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

 Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.

3. «Насос» («Накачивание шины»)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стой-ка — о.с.). ;Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно — шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена.

 Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага.

 Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя. Ограничения: при травмах головы и позвоночника; при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре не кланяйтесь низко. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот, но не открывайте его широко.

 Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

4. «Кошка» (приседание с поворотом)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох.

Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать).

Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии.

 Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)

И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест- накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

 Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

 Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лежа.

 Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца (ИБС), врожденными пороками, перенесенным инфарктом в первую неделю тренировок не делать упражнение «Обними плечи

   6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу — вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!

 Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

 Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя.

 Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника и смещениях межпозвонковых дисков упражнение «Большой маятник» делайте, ограничивая движения: слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при наклоне назад.

   7. «Повороты головы» (вправо — влево)

И.п.:- станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо — сделайте шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево — «шмыгните» носом с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть!  Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».

 Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. (Это упражнение напоминает «китайского болванчика»).

Головою покачаем – влево-вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки? »Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

 Помните! Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот!).

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

9. «Маятник головой» («Маленький маятник») (вниз-вверх)

И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) — резкий, короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) — тоже вдох. Вниз-вверх, вдох «с пола» — вдох «с потолка». Выдох должен успевать «уходить» после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно и не слышно, либо, в крайнем случае, — тоже через нос).

Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород».

Собирайся народ, поиграем в «Сад-огород»!

Вверх мы голову поднимем – фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно, а внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –а  внизу растет редиска.

Африканский фрукт – банан, овощ синий – баклажан,

От лимона – аромат, нюхать лук не каждый рад.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника не делайте резких движений головой в упражнениях «Повороты головы», «Ушки» и «Маятник головой». Поворачивайте голову чуть-чуть, но обязательно шумно «шмыгайте» носом.

Делайте эти упражнения сидя, а «Повороты головы» и «Ушки» можно даже лежа.

10. «Перекаты»

 А. И.п.: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус — тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге (нога в колене слегка сгибается), одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко «шмыгая» носом (левая нога в носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед — назад, приседание — приседание, вдох — вдох.

 Помните:

 1) приседание и вдох делаются строго одновременно;

 2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем;

 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.

 Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

 Б. И.п.: станьте правая нога впереди, левая — сзади. Повторите упражнение с другой ноги.

 Упражнение «Перекаты» можно делать только стоя.

11. «Шаги»

А. «Передний шаг» (рок-н-ролл). И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом.

Аты-баты, аты-баты, а сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем, быстро воздух мы вдыхаем.

 После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновение принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой слегка приседайте и шумно «шмыгайте» носом (левое колено вверх — и.п., правое колено вверх — и.п.). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой. Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кистей рук на уровне пояса. Упражнение «Передний шаг» напоминает танец рок-н-ролл.

Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот.

 Норма: 8 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Передний шаг» можно делать стоя, сидя и даже лежа.

 Ограничения: при заболеваниях сердечнососудистой системы (ИБС, врожденные пороки, перенесенный инфаркт) не рекомендуется высоко (до уровня живота) поднимать ноги. При травмах ног и тромбофлебите это упражнение выполнять только сидя и даже лежа (на спине), очень осторожно, чуть-чуть поднимая колено вверх при шумном вдохе. Пауза (отдых) — 3-4 секунды после каждых 8 вдохов-движений, можно продлить ее до. 10 секунд.

 «Передний шаг» высоко колени не поднимать!

Б. «Задний шаг». И.п. то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно «шмыгните» носом. Затем обе ноги на одно мгновение верните в и.п. — выдох сделан. После этого отводите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте легкое танцевальное приседание.

 Это упражнение делается только стоя.

 Помните! Вдохи и движения в нашей гимнастике делаются строго одновременно.

 Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.        

Приложение

Интересные факты о дыхании

                   Интересно то, что люди не так внимательны к своему дыханию. Дыхание тесно связано с энергией нашего тела, а также с обменными процессами, происходящими в организме. Если человек дышит неправильно, он может даже навредить себе. Издревле йоги считали, что от качества нашего дыхания зависит качество и продолжительность нашей жизни, поэтому и была разработана глубокая и подробная система пранаямы.

  • Если вы привыкли дышать ртом, то со временем, это может привести к сокращению челюсти, что, в свою очередь, оборачивается кривыми зубами (или возвращением кривизны зубов после того, как вам удалят скобы).
  • Дыхание ртом — одна из главнейших причин, почему у детей развивается шепелявость при разговоре.
  • Чем более интенсивно вы дышите (эффект гипервентиляции лёгких), тем более голодным вы становитесь, т.к. глубокое и ритмичное дыхание стимулирует производство желудочного сока, а также клеточный обмен веществ.
  • В нашем носу есть система 4-х ступенчатой фильтрации. Если же вы дышите носом, то первые три ступени вы сразу пропускаете, что естественно, может привести к различным проблемам, типа больного горла, тонзиллита и даже к ушным инфекциям.
  • Астма часто диагностируется ошибочно. Не редкость, что она передается по наследству, и если вы с ней родились, то она останется с вами на всю жизнь. Однако, правильно подобранное дыхание по программе, а также перемены во внешних факторах могут избавить вас от зависимости от ингаляторов и стероидов на всю жизнь!
  • Если часто вдыхаете через нос, а выдыхаете через рот, то может нарушиться баланс углекислого газа в организме, что приведет к его потере. Задержка дыхания может увеличить уровень углекислоты, что сбалансирует уровень pH.
  • Если легкие развернуть на плоскую поверхность, то они смогут покрыть теннисный корт!

Задумывались ли мы над тем как дышим, и, вообще, о лёгких?

  • Лёгкие имеют поверхность примерно в 100 квадратных метров;
  • Вместимость воздуха при вдохе у правого легкого больше, чем у левого;
  • Ежедневно взрослый человек вдыхает 23 000 раз, и столько же раз выдыхает;
  • Соотношение продолжительности вдоха к выдоху при обычном дыхании составляет 4:5, а во время игры на духовом музыкальном инструменте – 1:20;
  • Максимальная задержка дыхания 7 минут 1 секунда. Обычный человек за это время должен более сотни раз вдохнуть и выдохнуть;
  • Невозможно чихать с открытыми глазами;
  • В среднем человек делает 1000 вдохов за час, 26000 за сутки, а за год 9 миллионов. В течение всей жизни женщина вдыхает 746 миллионов раз, а мужчина – 670.

Между прочим, борьба с храпом тоже имеет много интересных фактов, в частности, она ведётся уже 120 лет. Первое изобретение в этой сфере было зарегистрировано Патентным комитетом США в 1874 году. За это время было запатентовано более 300 устройств способных бороться с храпом. Некоторые из них были запущены в массовое производство. К примеру, был изобретён автономный электрический приборчик, прикрепляемый к уху. Он представлял собой миниатюрный микрофон, предназначенный для определения силы звука производимого храпом, и генератор обратного сигнала. Когда человек начинал храпеть, его будил усиленный прибором шум. Другой изобретатель предлагал крепить своё устройство к коренному зубу вместе с соединительной кнопкой. Согласно замыслу автора, она должна давить на мягкое нёбо и предотвращать вибрацию, которая происходит при храпе. Однако многие из них так и остались в единственном экземпляре.

Кроссворд «Дыхание. Органы дыхательной системы

 Дыхание. Органы дыхательной системы.

1.Инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём.

2. Дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками ткани.

3. Оболочка, покрывающая лёгкое.

4. Воспаление лобной пазухи.

5. Обмен газов между клетками и окружающей средой.

6. В них происходит газообмен.

7. Широкая трубка, состоящая из хрящевых полуколец с мягкой стороной.

8. Процесс, при котором лёгкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.

9. Полость, состоящая из нескольких извилистых ходов, разделённых сплошной перегородкой на левую и правую части.

10. Опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. 11. Воспаление миндалин. 12. Щитовидный хрящ мужчин.

13. Полость, относящаяся к верхним дыхательным путям.

14. Дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью.

15. Процесс, когда при дыхании с поверхности лёгких испаряется вода, что приводит к охлаждению крови и всего организма.

16. Полость, относящаяся к нижним дыхательным путям.

17. Специалист, занимающийся лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.

18. Клетки носовой полости, воспринимающие запахи.

19. Воспаление гайморовых пазух.

Берегите дар быть здоровым человеком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во всех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направ...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

Прогулка - один из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент,требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ф...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

Методическая разработка представляет собой развернутые конспекты проведения прогулок во сех возрастных группах на все сезоны и включает в себя разнообразие игровых упражнений для дошкольников, направл...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду».

Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Оздоровительные прогулки в детском саду».

Современный период можно назвать временем поиска наиболее эффективных путей введения инноваций в практику работы детских садов. Педагогическими коллективами уделяется внимание организации образователь...

Методическая разработка для воспитателей детского сада «Прогулки в детском саду» в младшей группе

Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма....

Методическая разработка для педагогов детского сада по теме: "Су - Джок терапия для детей дошкольного возраста 4 - 7 лет

Это практическое пособие предназначено для педагогов детского сада, воспитанников 3 - 7 лет, родителей, будет полезна людям разного возраста, в том числе с ослабленным здоровьем..Су - Джок терапию мож...