Доклад «Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду»
учебно-методический материал

Полякова Наталия Ивановна

"Форма организации работы по физическому воспитанию в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду»

            Физическое воспитание ребенка в дошкольных учреждениях осуществляется всем коллективом сотрудников. За охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, решение задач физического воспитания отвечает каждый работник: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, помощники воспитателя, врач, медсестра, инструктор по физической культуре.

           В системе физического воспитания в детском дошкольном учреждении используются следующие основные организационные формы двигательной деятельности детей:

1.Учебная работа – физкультурные занятия;

2.Физкультурно–оздоровительная работа в режиме дня – утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка;

3.Активный отдых – физкультурный досуг, физкультурные праздники, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм), дни здоровья;

4.Самостоятельная двигательная деятельность детей;

5.Работа с семьей.

           Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей  младшего дошкольного, среднего и старшего. Это обусловлено особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности, зависит от распределения общего времени в режиме дня.

          Начиная со второй младшей группы, планируются по три занятия в неделю. Их продолжительность в младшей группе составляет не менее 15 минут, в средней группе – не менее 20 минут, в старшей группе – не менее 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

        При наличии у детей спортивной одежды и отсутствии медицинских противопоказаний одно из трех физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах следует проводить на открытом воздухе. В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий рекомендуется проводить на открытом воздухе. Возможны разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

- занятия по традиционной схеме;

- занятия, состоящие из набора подвижных игр большой средней и малой интенсивности;

- занятия – тренировки в основных видах движений;

- ритмическая гимнастика;

- занятия–соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;

- занятия–зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы;

- сюжетно–игровые занятия и т.д.

             К физкультурно–оздоровительной работе относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка.

            Утренняя гимнастика способствует пробуждению организма ребенка, умеренно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем организма, стимулирует работу внутренних органов и органов чувств, способствует формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждает возникновение плоскостопия.

           Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности.

          Продолжительность утренней гимнастики в   2 младшей группе – 5–6 мин, в средней группе – 6–8 мин, в старшей группе – 8–10 мин, в подготовительной группе – 10–12 мин. Оптимальное место проведения утренней гимнастики в теплое время года – игровые площадки группы, в холодное – помещение группы, спортивный зал. В зависимости от температуры окружающего воздуха, дети занимаются в облегченной одежде.

           В оздоровительный комплекс утренней гимнастики, помимо общеразвивающих упражнений. Включают дыхательную гимнастику, специальные упражнения для укрепления мышц спины и стопы. Оздоровительный бег разной интенсивности в течение 3 мин. Особое внимание уделяется совершенствованию функций внешнего дыхания, для чего детей учат сочетать движение с вдохом и выдохом, включать так называемые «дыхательные упражнения» с произношением звуков и слогов, уделять внимание формированию правильного носового дыхания. 

         Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается.

         Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. На участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту детей. Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

        Важный компонент организованной двигательной активности – подвижные игры, проводимые во время прогулки в первую половину дня. Для достижения оптимального тренирующего эффекта используют подвижные игры большой интенсивности, спортивные игры, игры–соревнования, эстафеты или бег в нарастающем темпе в течение 3–5 мин в зависимости от возраста (1–2 игры или пробежки, чередуя их с периодами самостоятельной деятельности). В летнее время подвижная игра дополняется элементами закаливания (игры с водой). В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбола, баскетбола, городки, бадминтона, настольного тенниса, футбола, хоккея. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Правильное сочетание различных видов ежедневных занятий физическими упражнениями и подвижными играми помогает обеспечить рациональную двигательную активность детей. Освоение материала программы на занятиях является основой для всех физкультурно–оздоровительных мероприятий и самостоятельных упражнений и игр детей.

        При планировании утренней гимнастики, физических упражнений и игр на прогулке, а также физкультурной минутки важно согласовать их содержание с учебным материалом занятий, учесть характер деятельности детей в разные отрезки дня, обеспечить вариативность выполнения упражнений в нестандартных условиях в целях совершенствования двигательных умений и навыков, развития двигательных качеств.

        Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных  праздников, пешеходных прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм) и дня здоровья.

       Физкультурный досуг – один из видов активного отдыха – рекомендуется проводить 1–2 раза в месяц. Длительность физкультурного досуга 20–45 мин (в зависимости от возраста детей). Во время физкультурного досуга необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Важно подбирать материал так, чтобы каждый ребенок использовал свой двигательный опыт, проявлял творчество, умел преодолевать препятствия.  При проведении досугов надо стремиться к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, неподдельной радости, обстановки, в которой дети выполняли бы задания непринужденно, с удовольствием. Очень важно при подборе заданий учитывать индивидуальные особенности и подготовленность отдельных воспитанников. Детям, слабее владеющими двигательными навыками, следует предлагать задания доступные, соответствующие их возможностям. Необходимо, чтобы все дети активно участвовали в играх и упражнениях.

       Физкультурные праздники являются своеобразной формой показа достижений детей в различных видах движений, в проявлении таких качеств, как ловкость, быстрота, ориентировка в пространстве, инициативность, настойчивость, находчивость, смелость. Физкультурные праздники дошкольников могут проходить в виде соревнований между группами, перемежающимися веселыми играми, плясками, песнями, отгадыванием загадок, аттракционами. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими переживаниями, вызывает приподнятое настроение, надолго остается в памяти. Физкультурные праздники в детском саду целесообразно организовывать не менее 2 раз в течение года: в середине года – зимний праздник (его, как правило, связывают с проводами зимы); летний праздник можно провести в период выпуска детей в школу или приурочить ко Дню физкультурника, Дню защиты детей. Физкультурные праздники следует организовывать на открытом воздухе и лишь в отдельных случаях – в физкультурном зале, бассейне. Длительность праздника не должна превышать полутора часов. Содержание программы праздника зависит от сезона года, от условий, в которых он будет проводиться, а также от подготовленности детей, от творчества и фантазии взрослых, принимающих участие в подготовке. В программе зимнего праздника должны преобладать физические упражнения и игры, характерные для зимних условий (катание с гор на санках, ледянках, элементы игры в хоккей, игры–эстафеты на льду, на снегу и т.п.). Летний праздник включает различные веселые игры, соревнования в беге, прыжках, метании, катании на велосипедах, самокатах, роликах; упражнения с мячами, скакалками и другими предметами; элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон), игры–эстафеты, веселые аттракционы (бег в мешках, перетягивание каната и др.). Сценарий физкультурного праздника следует продумывать и составлять заранее. В нем предусматривается такое чередование разнообразного материала, которое обеспечит достаточную физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными возможностями и подготовленностью детей. Подготовка к физкультурному празднику, как и к любому другому, должна вестись в процессе всей работы с детьми. Игры, упражнения, разнообразные построения разучивают постепенно на физкультурных занятиях, во время прогулок и повторяют на утренней гимнастике. Дети должны активно участвовать в подготовке к физкультурным праздникам. Они вместе с воспитателями и родителями могут приготовить различные поделки для украшения площадки, зала, где будет проходить праздник, расчистить площадку, залить каток, ледяные дорожки, горку, помочь взрослым подготовить костюмы для отдельных персонажей, расставить различные пособия и т. п. В режим детской жизни, как форма физкультурно–оздоровительной работы, входит День здоровья. Его рекомендуется проводить не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все учебные занятия, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В теплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух, в холодное – пребывание дошкольников на открытом воздухе по возможности удлиняется.

       В День здоровья,  целесообразно организовывать несложные соревнования  (например, «Самые ловкие, быстрые», «Мы молодцы – мы выносливые», «Веселая гимнастика», «Поиграем вместе с мамой (папой, бабушкой и дедушкой)», «Встречаем наших друзей – воспитанников соседнего детского сада, школьников, юных спортсменов, шефов»). Соревнования должны быть тщательно организованы, обеспечены объективным и справедливым судейством. На примере улучшения результатов в ловкости, выносливости, силе, быстроте и в технике движений разных видов следует показывать и пояснять детям роль систематического повторения упражнений, значение таких качеств, как упорство, настойчивость. Несмотря на игровую форму соревнований, дошкольников приучают к серьезному и ответственному отношению к ним, полному и осмысленному проявлению физических и волевых усилий.

      Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и увлечений. Об этом воспитатель должен постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Содержанке занятий родителей с детьми во многом зависит от их общих интересов, желания заниматься теми или иными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в тех или иных состязаниях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми, исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Советы по дозировке упражнений инструктор по фк дает с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников, подчеркивает, что необходимо учитывать самочувствие ребенка. Родителям не следует стремиться к нагрузкам, значительно превышающим те, которые указаны в программе. Важно, чтобы тренированность ребенка возрастала постепенно. Для предупреждения у ребенка переутомления от активных занятий физической культурой родителям следует вести контроль за его самочувствием (сон, аппетит, частота пульса, желание упражняться). Вялость, раздражительность, плохой аппетит, беспокойный сон, слабость, головокружение – симптомы непосильной физической нагрузки. При их появлении нагрузку нужно снизить. В то же время надо иметь в виду, что тренировочный эффект имеют лишь те занятия, в которых дети испытывают некоторое утомление, где им приходиться проявлять определенные волевые усилия, настойчивость. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям, во взаимосвязанной работе дошкольного учреждения и семьи.

         Занятия физкультурой дома представляют собой форму индивидуальной работы родителей с детьми. Она осуществляется на основании рекомендаций и методических советов инструктора по фк, предлагаемых в виде заданий на дом. Гармоничное развитие ребенка невозможно без обеспечения адекватной двигательной активности.

       Вывод: правильно подобранные упражнения для определенного возраста, способствуют лучшему и быстрому физическому развитию. Развиваются такие физические качества, как: быстрота, ловкость, гибкость. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

«Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»

                           Мишель  Монтенью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по физической культуре в детском саду

Статья содержит методические рекомендаци по организаци работы по физкультуре в ДОУ...

«Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду»

В системе физического воспитания в детских дошкольных учреждениях используются следующие основные организационные формы двигательной деятельности детей:учебная работа – физкультурные занят...

Статья.Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду.

В Данной статье говориться о видах  учебной работы которым являются физкультурные занятия....

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Организация НОД по физическому воспитанию в детском саду.»

Цели: повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.Задачи: обогатить воспитателей знаниями, практическими умениями в воспитании физической культуры детей.осуществлят...

Статья "Формы организации работы по физическому воспитанию в детском саду"

Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различно для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старше...

Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»

Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»...

Консультация для педагогов «Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС»

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эст...