Наблюдения детей в природе летом
учебно-методический материал (средняя группа)

новокрещенова вера алексеевна

Особое место для всестороннего развития детей имеют наблюдения в природе. У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитатель должен знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.

 

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

 

Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов, поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnyuyu_rabotu_v_ou_prinyato_nazyvat_ozdorovitelnoy.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Летнюю работу в ОУ принято называть оздоровительной. Этим определяется ее основная цель. Важно максимально использовать летний период для укрепления здоровья и отдыха детей.

Особое место для всестороннего развития детей имеют наблюдения в природе. У каждого летнего месяца есть свои характерные особенности, и воспитатель должен знать последовательность наступления тех или иных явлений, чтобы организовать интересные наблюдения с детьми.

Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов, поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём, станут для детей прогулки–походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения. Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму, на луг и т. д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время. Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой – экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе. После каждой прогулки, похода необходимо осмотреть детей на наличие клеща; учить детей осматривать друг друга.

Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых представлений. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.

Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) итоговым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Труд детей в природе летом"

ТРУД ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ ЛЕТОМ(методические рекомендации для педагогов)Содержание. 1.2.3.4.5.6.7.Как устроить цветник.......................................................................- Клумбы......

консультация для родителей "наблюдение за живой природой летом"

материал содержит рекомендации для родителей по наблюдению за живой природой...

Буклет "Правила безопасности детей на природе летом"

Чтобы приятный отдых с ребёнком в солнечное время не омрачался, родителям никогда не следует забывать о правилах безопасности детей на природе....

Правила безопасности детей на природе летом

Как приятно отправиться с ребёнком на природу в тёплое время года! Но чтобы приятный отдых с ребёнком в солнечное время не омрачался, родителям никогда не следует забывать о правилах безопасности...

Наблюдения за живой природой летом.

Консультация для родителей....

Буклет "Правила безопасности детей на природе летом"

Лето – пора веселья и беззаботности, в особенности для наших любимых детишек. Родителям же остается быть чрезмерно внимательными, поскольку дети остаются на долгое время без присмотра, как дома,...