Социально коммуникативное развитие: Самостоятельно мыть руки, пользоваться столовыми приборами, запра
план-конспект занятия (старшая группа)

Гарифуллина Татьяна Сергеевна

ФИО

Гарифуллина Татьяна Сергеевна

Образовательная область

Социально коммуникативное развитие

Возрастная группа

Старшая группа (5-6 лет)

Цель

Самостоятельно мыть руки, пользоваться столовыми приборами, заправлять постель, одеваться перед прогулкой.

Задачи

 

 

Умывание рук перед обедом.

 

Самообслуживание вовремя обеда.

После сна (одеваться, и заправлять постель.)

Подготовка к прогулке, возвращения с прогулки.

На развития трудовых умений

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять навыки последовательно выполнять водные процедуры:

Закатать рукава, смочить руки водой. Нанести на ладони мыло. Вспенить, растерев ладони. Вымыть тыльную сторону кисти ладонью другой руки (пальцы при этом перекрещены). Потереть ладони, перекрестив пальцы. Вымыть согнутые кончики пальцев ладонью другой руки. Вращательным движением потереть большой палец ладонью другой руки. Растереть ладонь по кругу пальцами другой руки. Помыть руки под струёй воды. Тщательно высушить руки полотенцем.

Закреплять умения приводить в порядок место принятия пищи. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Формировать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, ножом, вилкой).

Закреплять умения самостоятельно заправлять постель.

Закреплять умения самостоятельно и быстро раздеваться, складывать в шкаф одежду. Закреплять умения самостоятельно одеваться ,соблюдая алгоритм.

На формирования качеств личности 

Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от мытья рук.

Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить

Формировать трудовые умения и навыки по заправки кровати, воспитывать трудолюбие.

Воспитывать аккуратность и привычку следить за порядком в личных вещах.

Дополнительные:

По развитию словаря

Активизировать словарный запас детей в использование слов и фраз (чистоплотность, неаккуратный, неряшливый).

Активизировать словарный запас детей в использование слов и фраз (стакан чистота, аппетит)

Активизировать словарный запас детей в использование слов и фраз (комплект, постельное белье, постельные принадлежности, наволочка, подушка, одеяло, пододеяльник, матрас, простыня, покрывало).

Активизировать словарный запас детей ,побуждая употреблять названия одежды в речи..

По познавательному развитию

Закреплять культурно гигиенические навыки принятия водных процедур перед обедом.

Закреплять умения держать осанку, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться столовыми приборами, правильно вести себя за столом

Закреплять умения быстро и правильно заправлять постель.

Закреплять умения быстро и правильно раздеваться, одеваться, складывать вещи.

Планируемый результат

Дети закрепили умения мыть руки, пользоваться столовыми приборами, заправлять постель, одеваться на прогулку.

Материалы и оборудования

Глубокие и мелкие тарелки, чашки, блюдца, столовые приборы, салфетки, тарелочки под хлеб).  Мыльницы, кусочки мыла, полотенца на каждого ребенка, плакат «Правила умывания», игрушка Федора.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno_kommunikativnoe_razvitie.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Гарифуллина Татьяна Сергеевна

Образовательная область

Социально коммуникативное развитие

Возрастная группа

Старшая группа (5-6 лет)

Цель

Самостоятельно мыть руки, пользоваться столовыми приборами, заправлять постель, одеваться перед прогулкой.

Задачи

Умывание рук перед обедом.

Самообслуживание вовремя обеда.

После сна (одеваться, и заправлять постель.)

Подготовка к прогулке, возвращения с прогулки.

На развития трудовых умений

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять навыки последовательно выполнять водные процедуры:

Закатать рукава, смочить руки водой. Нанести на ладони мыло. Вспенить, растерев ладони. Вымыть тыльную сторону кисти ладонью другой руки (пальцы при этом перекрещены). Потереть ладони, перекрестив пальцы. Вымыть согнутые кончики пальцев ладонью другой руки. Вращательным движением потереть большой палец ладонью другой руки. Растереть ладонь по кругу пальцами другой руки. Помыть руки под струёй воды. Тщательно высушить руки полотенцем.

Закреплять умения приводить в порядок место принятия пищи. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Формировать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, ножом, вилкой).

Закреплять умения самостоятельно заправлять постель.

Закреплять умения самостоятельно и быстро раздеваться, складывать в шкаф одежду. Закреплять умения самостоятельно одеваться ,соблюдая алгоритм.

На формирования качеств личности  

Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от мытья рук.

Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить

Формировать трудовые умения и навыки по заправки кровати, воспитывать трудолюбие.

Воспитывать аккуратность и привычку следить за порядком в личных вещах.

Дополнительные:

По развитию словаря

Активизировать словарный запас детей в использование слов и фраз (чистоплотность, неаккуратный, неряшливый).

Активизировать словарный запас детей в использование слов и фраз (стакан чистота, аппетит)

Активизировать словарный запас детей в использование слов и фраз (комплект, постельное белье, постельные принадлежности, наволочка, подушка, одеяло, пододеяльник, матрас, простыня, покрывало).

Активизировать словарный запас детей ,побуждая употреблять названия одежды в речи..

По познавательному развитию

Закреплять культурно гигиенические навыки принятия водных процедур перед обедом.

Закреплять умения держать осанку, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться столовыми приборами, правильно вести себя за столом

Закреплять умения быстро и правильно заправлять постель.

Закреплять умения быстро и правильно раздеваться, одеваться, складывать вещи.

Планируемый результат

Дети закрепили умения мыть руки, пользоваться столовыми приборами, заправлять постель, одеваться на прогулку.

Материалы и оборудования

Глубокие и мелкие тарелки, чашки, блюдца, столовые приборы, салфетки, тарелочки под хлеб).  Мыльницы, кусочки мыла, полотенца на каждого ребенка, плакат «Правила умывания», игрушка Федора.

Технологическая карта режимного процесса :мытье рук перед обедом

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно мотивационный этап

Организация направленного внимания формирование интереса у детей к теме деятельности

Воспитатель: Дети, слышите, к нам кто - то пришел в гости, пойдемте, откроем дверь и встретим гостя.

(В группу входит, расстроенная Федора.)

Воспитатель: Здравствуй! Что случилось, почему ты такая расстроенная?

Федора «Здравствуйте! Меня зовут Федора. От меня убежала вся посуда. Вот только записку оставили « Федора, мы вернемся к тебе , но для этого ты должна научится мыть руки, вести себя правильно за столом, заправлять постель, правильно одеваться на улицу и аккуратно относится к своим вещам». Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Федорено горе», почему от Федоры убежала вся посуда? Верно, потому что Федора неапрятная, грязная. Она не следила за собой и своими вещами.

Дети слушают воспитателя

Дети знакомятся с Федорой

Отвечают на вопросы

2.

Основной этап

2.1

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в понятной для детей форме

Активизировать словарный запас детей в использование слов и фраз (чистоплотность, неаккуратный, неряшливый ).

Федора: Я к вам пришла за помощью, как мне вернуть свою посуду !

Воспитатель: Ребята, поможем Федоре? Но для начала дети, давайте вспомним, что означают эти слова - неаккуратный, неряшливый?

(Это человек, который не следит за порядком и чистотой в своих вещах и не следит за своим внешним видом.)

Что Федора в сказке сделала не так? Все верно, она неаккуратно относилась к своим вещам. Ходила всегда грязная, не умытая.

Дети слушают Федору и воспитателя

Дети отвечают на вопросы воспитателя

2.2

Ознакомление с материалом

Закрепления знаний о правилах и последовательности

Закреплять культурно гигиенические навыки принятия водных процедур перед обедом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Овладения действиями решения проблем

Воспитатель: Ребята, для того чтобы помочь Федоре, нам нужно научить ее элементарным правилам самообслуживания. Чтобы она стала аккуратная, чистоплотная. Научилась следить за собой и своей посудой. Для начала давайте научим ее мыть руки. Ребята, а для чего нам нужно мыть руки? Правильно, потому что на руках скапливается много микробов, из-за которых мы можем заболеть. А вы знаете, с чем нужно мыть руки, что бы на них не осталось микробов? Верно, нужно мыть с мылом. Ребята, а когда нужно мыть руки? Молодцы, руки нужно мыть перед едой, после туалета, после прогулки и по мере их загрязнения.

Дети слушают воспитателя

Дети отвечают на вопросы

2.3

Этап практического решения проблемы

Закрепления определенного объема знаний и преставления ?

Закреплять культурно гигиенические навыки принятия водных процедур перед обедом.

Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от мытья рук.

Ребята, а вы помните, как нужно правильно мыть руки? Ну, тогда давайте пройдем к умывальникам и покажем Федоре, как нужно мыть руки.

Закатать рукава, открыть кран, смочить руки водой. Нанести на ладони мыло. Вспенить, растерев ладони. Вымыть тыльную сторону кисти ладонью другой руки (пальцы при этом перекрещены). Потереть ладони, перекрестив пальцы. Вымыть согнутые кончики пальцев ладонью другой руки. Вращательным движением потереть большой палец ладонью другой руки. Растереть ладонь по кругу пальцами другой руки. Помыть руки под струёй воды. Тщательно высушить руки полотенцем.

Ну, что Федора, теперь ты научилась мыть руки? Федора: Да, спасибо вам ребята Воспитатель: А чтобы ты не забывала, мы с ребятами решили подарить тебе подарок – алгоритм умывания. Федора: Спасибо вам огромное, теперь я точно не забуду!

Дети отвечают на вопросы

Дети моют руки, проговаривая алгоритм

3.

Заключительный этап

Подведения итогов деятельности формирования элементарных навыков самооценки.

Воспитатель: Вот мы и помогли Федоре. Как вы думаете, на наших руках остались микробы? Правильно. Я тоже считаю, что мы победили микробы, и сделали доброе дело.

Дети слушают воспитателя

Дети отвечают на вопросы

Технологическая карта режимного момента самообслуживание во время обеда

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно мотивационный этап

Организация направленного внимания формирование интереса у детей к теме деятельности

После мытья рук.

Ребята, мы с вами научили Федору мыть руки. Но посуда так и не вернулась к ней. А ,вы помните, что было в письме, которое нам прочитала Федора? Молодцы, она должна научиться вести себя правильно за столом, пользоваться столовыми приборами.

Дети слушают воспитателя

Дети отвечают на вопросы

2.

Основной этап

2.1

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в понятной для детей форме

 Может быть, мы можем ее научить еще чему-нибудь? Молодцы ребята, сейчас у нас обед, и мы сможем научить Федору: правильно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, правильно вести себя за столом.

Дети слушают воспитателя

Дети отвечают на вопросы

2.2

Ознакомление с материалом

Закрепления знаний о правилах и последовательности

Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Формировать умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, ножом, вилкой).

Овладения действиями решения проблем

Прежде чем мы приступим к обеду, наши дежурные покажут Федоре, как нужно правильно сервировать стол. Чего не хватает у наших дежурных? Правильно фартуков. Дежурные оденьте, пожалуйста, фартуки и колпачки, а теперь можно приступать к сервировке стола. На середину стола ставится салфетницы, хлебницы. Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Стаканы ставятся в центре стола, по количеству детей.

Посмотрите, дежурные уже все накрыли. Пока наша Мария Ивановна будет раскладывать нам еду, давайте вспомним правила поведения за столом: Ребята, как мы сидим за столом? Верно, за столом мы сидим прямо и не раскачиваемся на стуле.

Дети слушают воспитателя

Дети отвечают на вопросы

Дежурные накрывают на столы проговаривая алгоритм сервировки стола.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

2.3

Этап практического решения проблемы

Закрепления определенного объема знаний и преставления ?

Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить

Закреплять умения приводить в порядок место принятия пищи.

Активизировать словарный запас детей в использование слов и фраз (стакан чистота, аппетит)

А теперь все проходим на свои места. Приятного все аппетита! Ребята не забывайте, что ложку мы держим в правой руке, а хлеб в левой. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги тоже стоят прямо. Вилка у нас всегда смотрит вниз. Во время приема пищи воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, чистоту за столом. Воспитатель обращает внимание на положение осанки, осуществляет индивидуальную работу по закреплению навыков пользования столовыми приборами. Ребята, все поели? А что мы должны сказать нашей няни за вкусный обед? Молодцы, а теперь дежурные помогают няни убирать со столов, а все остальные проходят умываться и  готовиться ко сну.

Ну  что Федора ты поняла как нужно вести себя за столом, как пользоваться столовыми приборами? Федора: Да. Спасибо ребята, что согласились мне помочь.

Дети слушают воспитателя

Дети говорят спасибо

Дети приступают к обеду

Дети отвечают: да

Дети отвечают: спасибо

Дежурные помогают убрать посуду со столов, вытирают столы.

Дети идут умываться.

3.

Заключительный этап

Подведения итогов деятельности формирования элементарных навыков самооценки.

Ребята, скажите, все ли у нас получилось? А справились ли дежурные? А Федору мы смогли научить пользоваться столовыми приборами, а правильно вести себя за столом?

Дети оценивают свою работу и работу других

Дети отвечают на вопросы

Технологическая карта режимного процесса: заправка постели после сна.

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно мотивационный этап

Организация направленного внимания формирование интереса у детей к теме деятельности

После приемы пищи воспитатель предлагает детям пройти в туалетную комнату.

Ребята мы с вами хорошо поиграли, позанимались, погуляли, и вот настало время нам с вами отдохнуть, набраться сил для игр и получения новых знаний.

Дети слушают воспитателя

2.

Основной этап

2.1

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в понятной для детей форме

Воспитатель под спокойную музыку поднимает детей. Ребятки все проснулись? А давайте вспомним, кто к нам сегодня пришел за помощью? Правильно, Федора. Ребятки, а чему мы сейчас сможем научить Федору? Верно, в письме было написано , что Федора должна научиться заправлять постель, а мы ей в этом поможем.

Дети слушают воспитателя

Дети отвечают да

2.2

Ознакомление с материалом

Закрепления знаний о правилах и последовательности

Активизировать словарный запас детей в использование слов и фраз (комплект, постельное белье, постельные принадлежности, наволочка, подушка, одеяло, пододеяльник, матрас, простыня, покрывало).

Формировать трудовые умения и навыки по заправки кровати, воспитывать трудолюбие.

Овладения действиями решения проблем

Ну, а прежде чем заправить постель, ребята, давайте расскажем Федоре , что относится к постельному белью: (наволочка, подушка, одеяло, пододеяльник, матрас, простыня, покрывало).

 Ребята, а вы все помните, как нужно заправлять постель? Ну тогда давайте вспомним и проговорим алгоритм за правления кровати, чтоб Федора запомнила это, и смогла самостоятельно заправлять кровать.

Убрать в сторону подушку, одеяло. Расправить простынь, постелить и расправить одеяло. Постелить покрывало, взбить и положить подушку в изголовье постели и накрыть покрывалом.

Дети слушают воспитателя

Дети проговаривают, что относится к постельному белью

Дети отвечают на вопросы

Дети проговаривают алгоритм за правления кровати

2.3

Этап практического решения проблемы

Закрепления определенного объема знаний и преставления ?

Закреплять умения самостоятельно заправлять постель.

Ну что Федора, ты все запомнила?

Федора: Да, я все поняла, и готова сама попробовать заправить постель. Воспитатель: Ну, тогда давайте приступим к работе. Во время самостоятельной деятельности детей, воспитатель следит за каждым ребенком. Помогает тем, кто затрудняется. Хвалит, тех у кого хорошо получается.

Дети заправляют постели

3.

Заключительный этап

Подведения итогов деятельности формирования элементарных навыков самооценки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все ли аккуратно заправили постели? А, наша, Федора справилась с заданием?

Дети  отвечают на вопросы

Технологическая карта режимного процесса: подготовка к прогулке

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

1.

Организационно мотивационный этап

Организация направленного внимания формирование интереса у детей к теме деятельности

 Молодцы, ребята мы справились с третьим заданием. Но у нас осталось еще одно. Кто помнит, какая беда у Федоры? Правильно, от Федоры убежала вся посуда. А чтоб ее вернуть она должна научиться  мыть руки, вести себя правильно за столом, заправлять постель, правильно одеваться на улицу и аккуратно относится к своим вещам».

Дети слушают воспитателя

Дети отвечают на вопросы

2.

Основной этап

2.1

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в понятной для детей форме

Детки, а какое же задание мы с вами еще не выполнили? Чему мы еще можем научить Федору? Правильно мы с вами сейчас пойдем собираться на прогулку и научим Федору одеваться в правильной последовательности.

Дети слушают воспитателя

Дети отвечают на вопросы

2.2

Ознакомление с материалом

Закрепления знаний о правилах и последовательности

Закреплять умения самостоятельно и быстро раздеваться, складывать в шкаф одежду. Закреплять умения самостоятельно одеваться ,соблюдая алгоритм.

Активизировать словарный запас детей ,побуждая употреблять названия одежды в речи..

Овладения действиями решения проблем

Воспитатель: Ну, что Федора ты готова? Федора: Готова.

Художественное слово педагога:

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться

Нужно быстро одеваться.

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Ребята, одеваемся на прогулку, и  не забываем проговаривать алгоритм одевания.

Снять групповую одежду, разуться, аккуратно сложить ее в шкафчик. Взять уличную одежду. Одеть: колготки, носки, брюки, сапоги, кофта, шапка, куртка, шарф, варежки.

Дети слушают воспитателя

Дети одеваются на прогулку, проговаривая алгоритм одевания

2.3

Этап практического решения проблемы

Закрепления определенного объема знаний и преставления ?

Закреплять умения самостоятельно и быстро раздеваться, складывать в шкаф одежду. Закреплять умения самостоятельно одеваться ,соблюдая алгоритм.

Воспитывать аккуратность и привычку следить за порядком в личных вещах.

Педагог в ходе одевания подходит к детям с Федорой и задает вопросы. Светочка, Федора хочет спросить у тебя, правильно ли она одела колготки?

Алеша, Федора хочет, чтоб ты помог ей завязать шарф.

Вика, Федора спрашивает, а почему ты так неаккуратно сложила вещи в шкаф?

Дети одеваются на прогулку в нужной последовательности.

Аккуратно складывают вещи в шкаф.

3.

Заключительный этап

Подведения итогов деятельности формирования элементарных навыков самооценки.

Федора: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли. А теперь я говорю вам до свидания, мне нужно спешить домой. Там меня ждет моя посуда и все мои вещи. Воспитатель: Конечно, Федора беги домой, и обещай, что будешь соблюдать все, чему мы тебя сегодня научили.

До свидания! Ребята, вы все такие молодцы, я вами очень довольна. Мы с вами сегодня сделали большое дело.

Дети прощаются в Федорой

Слушают воспитателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание"

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...

Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" на тему "Столовый этикет"

В данном конспекте представлены материалы по истории столовых приборов, материалы по закреплению навыков сервировки и правильного поведения за столом.Представлено много иллюстраций.Иллюстрации также м...

Учись правильно пользоваться столовыми приборами с 1 года

Обучение ребенка навыкам приёма пищи.......

Педагогический проект «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ» по социально-коммуникативному развитию для детей 2 младшей группы №10 «ЖАР-ПТИЦА»

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуаль-ность. В период дошкольного детства происходит становление личности ре...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по трудовому обучению «Научим Почемучку мыть посуду» (средняя группа) Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо трудовому обучению«Научим Почемучку мыть посуду»(средняя группа)Образовательная область: социально-коммуникативное развитие....

НОД по социально-коммуникативному развитию «Давайте за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся!»

Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Соколова Евгения Ивановна...

Консультация для родителей "Как пользоваться столовыми приборами"

Консультациядля ознакомления родителей  с правилами этикета...