Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
методическая разработка (подготовительная группа)

Галиуллина Эльмира Рашидовна

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Здоровьесберегающие технологии183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Хрусталик» г. Волжска РМЭ

Методическая разработка:

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для  детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

        Из опыта работы:

учителя-логопеда Ковакиной Е.Б.

учителя-дефектолога (тифлопедагога) Погодиной Н.В.

воспитателя Пугаловой Н.А.

музыкального руководителя Галиуллиной Э.Р.

г. Волжск

2019

Содержание

1.Введение

1.1. Актуальность

1.2.Теоретическая значимость

1.3.Практическая значимость:

1.4. Новизна

1.5.Цель,задачи.

2. Основная часть

2.1.Внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в образовательный процесс.

2.2. Процессуальная часть 

2.3.Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну здоровья» (старшая возрастная группа)

2.4. Средства контроля.

3. Заключение.  

4.Библиографический список.

                                                                                                                                                       


1.Введение

1.1. Актуальность

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране, сохранению и укреплению здоровья ребёнка.

В действующем Законе «Об образовании» определены чёткие приоритеты в строительстве образовательного процесса. Первоочередной задачей является «приоритет… здоровья человека… и свободного развития личности».

Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

В ДОУ  для детей с нарушениями зрения на первый план выходит проблема восстановления здоровья ребёнка. Дети, поступающие в  детский сад уже не здоровы, имеют не только зрительный дефект, но и другие отклонения в состоянии здоровья (в том числе нарушения деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, функциональные желудочно-кишечные расстройства и другие гастроэнтерологические заболевания, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата). Нарушение речи у детей с дефектом зрения является распространенным явлением и носит стойкий характер. Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения и являются следствием пробелов в чувственном восприятии окружающего мира слабовидящим ребенком, а также нарушениями памяти, внимания, фонематического слуха.

Восстановление, охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ  осуществляется через использование различных видов здоровьесберегающих технологий (медико-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, образовательных и др.). Коррекционно-образовательный процесс в детском саду № 28 «Хрусталик» г.Волжска для детей с нарушениями зрения ориентирован на здоровье восстановление и свободное развитие личности. «Свободное развитие личности ребёнка возможно только на основе свободы движений и чувственных впечатлений от образов мира в свободном пространстве, а также свободы выражения эмоциональных переживаний в руко- и речетворчестве» [1].

Ребёнок, имеющий нарушения зрения, изначально ограничен в свободе своих движений. Снижение остроты зрения и недостаточность состояния здоровья ведёт к возникновению трудностей накопления чувственно-практического опыта и сложностей ориентировки в окружающем мире. 

Для ребёнка с нарушением зрения свободное развитие личности без специально создаваемого «свободного пространства» невозможно, т.к. у него ограничены чувственные впечатления от образов мира и затруднены движения (как микро-, так и макроуровня) вследствие зрительного дефекта.

Для интеграции в общество ребёнку с нарушением зрения необходима  специальная коррекционно-компенсаторная психолого-педагогическая помощь. Специфика дошкольного возраста у детей с нарушением зрения заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны. Развитие потенциальных возможностей ребёнка в значительной степени зависит от того, какие здоровьесберегающие условия создают ему педагоги и родители.

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе. Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития. Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса. Такой подход развивается современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). В психолого-педагогических исследованиях установлено, что процесс личностного становления не сводится к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и др.). Здесь задействованы другие, более тонкие механизмы, обеспечивающие целостность развития личности ребенка на основе особой организации образовательной среды (В.С. Ильин). Исследование этих механизмов представлено в гуманистически ориентированных концепциях развития личности: концепции развития индивидуальности ребёнка (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк), концепции лечебной педагогики (А.А. Дубровский) и др. Проблема здоровьесбережения в обучении была представлена Л.Е. Борисовой, О.Е. Евстифеевой, В.Н. Касаткиным, И.В. Кругловой, О.Л. Трещевым,  В.И. Харитоновым.  Таким образом, анализ литературы  показывает, что проблема здоровьесбережения решается  современными педагогами - как учеными, так и практиками, но в коррекционной работе с детьми со зрительным диагнозом имеется ряд трудностей.

  1. Проблема реализации в полном объеме логопедических и тифлопедагогических задач развития речи дошкольников с учетом медико-эргономистических установок офтальмологической службы.
  2. Отсутствие в специальной дефектологической и методической литературе применение здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях дошкольников со зрительным дефектом.

Систематическая и целенаправленная помощь  ребенку  с нарушением зрения  в сочетании с адекватным использованием здоровьесберегающих методов и приемов  на различных этапах обучения способствует сохранению здоровья и повышению эффективности образовательного процесса.

1.2.Теоретическая значимость  заключается в разработке содержания и форм использования методов и приемов здоровьесберегающих технологий в обучении детей с нарушением зрения.

1.3.Практическая значимость:

*Сохранение и укрепление здоровья дошкольников, повышение качества образовательного процесса, сделать процесс обучения более увлекательным, эмоционально-насыщенным.

*Создание методической копилки по данной проблеме.

* Разработка модели здоровьесберегающего образовательного пространства для детей дошкольного  возраста с нарушением зрения на  основе интеграции двигательной и познавательной деятельности.

1.4. Новизна заключается в поиске оптимального варианта использования здоровьесберегающих технологий в системе работы с детьми с нарушением зрения.

1.5.Цель: сохранение здоровья дошкольника и повышение эффективности образовательного процесса  через внедрение в практику здоровьесберегающих технологий .

Задачи:

  • создать оптимальные здоровьесберегающие условия;
  • использовать  здоровьесберегающие методы и приемы  в образовательной практике;

2. Основная часть

2.1.Внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в образовательный процесс.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в детском саду инноваций, позволяющих сохранить здоровье детей. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те приемы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику развития. Совокупность  здоровьесберегающих методов и приемов  затрагивает исправление дефектов речевой деятельности, формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы  возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В связи с этим была определена структура внедрения здоровьесберегающих технологий и методик в образовательный процесс. (Схема 1).

схема 1

Структура внедрения здоровьесберегающих  методик в

образовательный процесс ДОУ с нарушением зрения

2.2. Процессуальная часть 

 В основе практической работы , наряду с традиционными подходами, необходимо использовать нетрадиционный подход. В результате целенаправленных здоровьесберегающих упражнений, действуя на резервные возможности нервной системы можно добиться восстановления слухового, зрительного восприятия, улучшение внимания, памяти, речи и психосоматического состояния проблемного ребенка.

Использование и введение здоровьесберегающей деятельности на занятиях учителя-логопеда можно вести в двух направлениях:

1.  Модифицировать дидактические игры и пособия таким образом, чтобы их выполнение включало двигательные акты или смену динамических поз;

2.  Использовать новые здоровьесберегающих методики и технологии и их творческое интерпретирование.

 (Схема 2)

Включение  в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий

Артикуляционная гимнастика +биоэнергопластика

Использование цвета

Дыхательная гимнастика

Развитие моторики

Фонетическая ритмика

Аурикулотерапия

Су Джок терапия

Зрительная гимнастика

Полоролевая социализация

Кинезеологические упражнения

Валеологическое просвещение

Коммуникативные игры

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем

Серия занятий «Уроки здоровья»

Полоролевая социализация детей.

В детском саду созданы условия для полоролевой социализации детей. В.Ф. Базарный утверждает, что у мальчиков и девочек разный мозг, разные темпы физического созревания, разные уровни активации, разные интересы, разные эмоциональные доминанты. Дошкольный период детства (онтогенеза) является наиболее значимым для речевого развития детей, а также гендерной социализации мальчиков и девочек. Гендерный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные особенности дошкольников, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия, соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола.

 Согласно наблюдениям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. Психологи отмечают, что период включения в занятие у детей, зависит от пола. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учитывая эту особенность, самый трудный материал планируется на первую половину занятия. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Учитывая все эти особенности, на занятиях необходимо использовать  красочный материал, подача  материала – от частного к общему, эмоционально окрашена.

 Особенностью мальчиков, по мнению ученых-психологов,  является то, что с ранних лет у них возникает острая потребность в понимании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как воспринимают его самого, что он может, кем и каким станет взрослым. Для организации оптимального процесса обучения мальчиков используются  принципы, разработанные учеными-нейропсихологами Т.П. Хризман и В.Д. Еремеевой. Логопедические занятия  проводятся в быстром темпе – это как раз то, о чем пишет В.Ф. Базарный, мальчик готов действовать сразу, в отличие от девочки. Использование разнообразных нестандартных логических заданий в учебно-воспитательном процессе позволяет мальчикам становиться собранными, организованными, внимательными. Работа на занятии в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений создает условия для проявления индивидуальных особенностей каждого мальчика, формирует на занятии атмосферу доверительных отношений: каждый имеет возможность высказать свою точку зрения, предложить свой вариант, привести примеры из личного опыта. Для мальчиков преимущественно использование зрительных стимулов, объяснение задания должно быть четким, немногословным.  Все эти условия дают возможность детям избавиться от речевых комплексов, быстрее преодолеть имеющуюся у некоторых из них замедленную реакцию, проявить себя среди сверстников.

Итак, мы считаем, что в педагогической работе  необходимо учитывать  психофизиологические особенности детей. Для оптимального процесса обучения и воспитания использовать на занятиях принципы работы с мальчиками: быстрый темп подачи материала, высокую двигательная активность, поисковую деятельность, элементы соревновательности, большое количество логических заданий, подход к формированию правил через практические действия и очень важно, чтобы объяснение материала и инструкция к заданиям были чёткими и немногословными, и принципы работы с девочками: невысокий темп подачи материала, использование красочного материала с предпочтением красного спектра; при сообщении важного момента концентрация внимания на нём; эмоционально окрашенная подача материала; увеличение количества  повторений пройденного материала; подача материала от частного к общему; подача абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций.

Зрительная гимнастика проводится дозировано в течение дня с использованием игровых и речедвигательных элементов. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

Развитие моторной сферы у детей.

Как правило, у  детей с нарушением зрения, имеются определенные нарушения моторики.  Проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». На протяжении всей коррекционной работы необходимо проводить   массаж кисти, пальцевые упражнения. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует  осмысленному их использованию. Эти упражнения используют все педагоги. (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, тифлопедагог, воспитатели). На наш взгляд,  коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта.  При проведении упражнений необходимо помнить: у детей долгое время ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому занятия необходимо проводить в форме игры. Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Систему упражнений, можно  разделить  на блоки. Только после полноценного овладения одним блоком можно переходить к следующему.

Первый блок. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

Второй блок. Развитие кинетического компонента двигательного акта. Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно. Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью. Сжимать резиновые игрушки, направляя воздушную струю в ту или другую сторону.

Третий блок. Развитие динамической координации движений. Движения выполняются сначала поочерёдно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно. Развитие реципрокной координации движений. В предложенной методике развития тонкой моторики у дошкольников использованы идеи, приёмы, упражнения из разных источников, однако она является не компилятивным обобщением, а системой, позволяющей эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.
Методику можно использовать самостоятельно и в качестве начального этапа коррекционной работы с дошкольниками. Известно, что развитие тонкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми старшего  дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика 
 Цель:

  •  укрепление  мышц  артикуляционного  аппарата
  •  развитие  силы, подвижности  и точности движений  органов,  участвующих  в  речевом процессе
  • объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады  

Биоэнергопластика

Цель:

  • развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук
  • активизация интеллектуальной деятельности ребенка
  • развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи
  • формирование умения действовать по словесным инструкциям

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.

На основе методических рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской разработан  комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике для пальцев и языка.          

Мышление и учение необходимо закреплять обязательно движением. Для подтверждения этой мысли процитируем академика И.П. Павлова: «Любая мысль заканчивается движением». К закрепляющим движениям можно отнести проговаривание информации вслух, прописывание на бумаге, перебирание четок, ритмичные постукивания и покачивания. Даже жевание и вязание во время обучения способствуют лучшему запоминанию. Неподвижный ребенок не обучается!
        У детей с нарушением зрения и речи  речевые нарушения сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о  повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей, а также в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. У некоторых детей наблюдается церебрастенический синдром, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушении, функций внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости - признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; а в других - с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

 Следовательно, детям с недоразвитием речи необходимо, прежде всего, развивать двигательную активность. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.В.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Использование в логопедической практике «буквоупражнений»  в сочетании с дыхательной гимнастикой позволит:

  • Освоить разнообразные буквенные обозначения звуков речи.
  • Обучить упражнениям, укрепляющих мышцы спины, живота, формировать хорошую осанку.
  • Формировать правильное дыхание, длительность ротового выдоха

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться, как начинают плакать или смеяться другие. Кроме того, дети очень любят подражать (друг другу, взрослым и даже животным). Все эти природные способности детей с успехом использует фонетическая ритмика.

Работая с детьми, необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых — разновременность созревания и развития психических функций.

 При развитии более поздних в плане формирования психических процессов следует опираться на уже созревшие механизмы и функции. Такой благоприятной почвой для развития речи являются эмоции и движения — значительно более «древние» свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников.

Развивая моторику и эмоции у детей, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного развития речи.

Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от движения к речи, что с успехом и реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента — эмоциональный, двигательный, речевой — и использующая механизм их функционального единства.

 Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий — эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.

 Использование цвета ( это немало важно для детей с нарушением зрения) в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Цвет используется при автоматизации звуков у детей.Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.

 Необходимо отметить два небольших ограничения.

  1. Автоматизация звука в цвете возможна лишь на более продвинутом этапе, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях).
  2. Если в названии цвета встречаются два трудных для произношения звука (а это можно обнаружить почти в каждом слове), то один из звуков у ребенка должен быть либо сохранным, либо полностью автоматизированным.

Можно использовать  цвет и для дифференциации звуков. Например, желтый цвет. Предлагаем детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д.), а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.).

Некоторые виды работ по автоматизации звуков в цвете:

1. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Синий василек. Синяя страна. Синее небо. Синие сливы.

2. Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам. (Есть) синий василек. (Нет) синего василька. (Подошел) к синему васильку. (Вижу) синий василек. (Любуюсь) синим васильком. (Думаю) о синем васильке.

3. Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок.

Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты. Розовая бабочка прилетела на розовую полянку. Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике. Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.

4. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов.

Одна розовая ягода. Две розовые ягоды. Пять розовых ягод.

5.Составление предложений по демонстрации действий.

Я положил на желтую салфетку желтого жука. Я рисую желтым карандашом желтого жирафа. Желтая жаба скачет по желтой дорожке.

6. Подбор родственных слов.

Зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка.

7. Объединение предметов по смыслу (по ассоциации). Красное платье — красные пуговицы. Красные пуговицы можно пришить на красное платье. Белая чашка  -  белое молоко. Белое молоко можно налить в белую чашку. Зеленый кузнечик — зеленая трава. Зеленый кузнечик живет в зеленой траве.

8. Составление описательных рассказов. Это белая бабочка. Она прозрачная и легкая. У нее четыре белых крылышка. И так далее.

  1. Сочинение сказок. Проектная деятельность детей. Детские проекты «Радуга сказок», «Цветные сказки  для девочек и мальчиков».

Су Джок терапия - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу можно проводить на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. В Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.

Аурикулотерапия - система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.  

  На каждом занятии необходимо использовать  технологию раскрепощенного развития детей профессора В.Ф. Базарного (занятия проводятся в двигательном режиме, с частой сменой поз, используются  зрительные ориентиры, подвижная линейка, вертушки, проводится гимнастика для глаз, дыхательные упражнения). Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе здоровьесбережения  выявит, что у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;  улучшается фонематический слух; нормализуется речевое дыхание; формируется умение изменять силу и высоту голоса; улучшается ритмико-интонационная сторона речи; уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков; повышается речевая активность детей.

Валеологическая песенка-распевка – с них начинаются все музыкальные занятия. Несложные тексты поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей среди родителей являются валеологические газеты, буклеты, памятки. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В них отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Наглядные пособия помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Также могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме здоровьесохранения детей, а также статьи для родителей, взятые из других газет, журналов. Тематика газет может быть разнообразной: "Дневной сон: нужен ли и когда него отказываться", "Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка", "Тайны здоровой пищи" и др.

Таким образом, технология валеологического просвещения родителей позволяет не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

    Коммуникативные игры

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.  

Приобщение детей к здоровому образу жизни – цель серий занятий «Уроки здоровья»

Мы предлагаем конспект одного из  занятий из этого цикла, на котором будут применены здоровьесберегающие технологии, описанные выше.

2.3.Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в страну здоровья» (старшая возрастная группа)

Цель: формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи.

ОО «Физическое развитие»

Здоровье:

- формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания;

- расширять представления о составляющих компонентах здорового образа жизни (питание, движения, вода) и факторах, разрушающих здоровье;

-закрепить знания о роли гигиены для здоровья человека;

-повышать защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма при проведении игрового массажа

Физическая культура:

-продолжать формировать умение осознанно выполнять движения;

-совершенствовать двигательные умения и навыки;

-воспитывать стремление участвовать в совместных играх.

ОО «Познавательное развитие»

-развивать познавательные способности, творческое воображение, умение обобщать и делать выводы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание:

-развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься; 

- способствовать психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Самообслуживание, самостоятельность:

-формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды;

Формирование основ безопасности:

-формировать навыки безопасного поведения при выполнении физических упражнений и в играх.

ОО «Речевое развитие»

- развивать  артикуляционную моторику, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятия, межполушарные взаимосвязи.

-продолжать учить делить слова на слоги;

-закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением-

- развивать умения выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами

-- способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности ( танцевальные движения и т. п.)

Коррекционные задачи:

-Упражнять и активизировать зрительные функции детей  в процессе  различения  и называния предметных изображений в модальностях ( силуэтном, контурном, зашумлённом и схематичном изображении).

Технологии ЗОЖ:

Физкультурно-оздоровительная технология:

- физминутка «По лесной тропинке»;

-самомассаж «Постираем одежду»,  «Умывалочка»;

-дыхательные упражнения: «Ёжик», надувание мыльных пузырей

Физкультурносберегающая образовательная технология:

-беседы: «Что такое здоровье?», «Для чего нужна вода»;

 -игровое упражнение: «Полезные и вредные продукты»

Технология валеологического просвещения:

-беседа: «Как мы дышим» 

Предварительная работа:

Беседы о здоровом образе жизни, о значении воды, солнца, воздуха в жизни человека; рассматривание иллюстраций: полезные и вредные продукты, виды спорта; игры с водой, мыльными пузырями; рисование «Мы спортсмены», «Дерево здоровья».

Материал и оборудование:

Мыльные пузыри, трубочки, плакат «Зубы», картинки продукты, фонарик, картинки-схемы, смайлики.

Методы и приёмы:

Игровой – игровые упражнения «Постираем одежду», «Умывалочка», «Полезные и вредные продукты»;

Наглядный – показ выполнения заданий, плакаты, картинки – схемы, картинки полезные и вредные продукты;

Словесный – вопросы, художественное слово, пояснения, рассказ воспитателя;

Индивидуальный – помощь детям при выполнении заданий;

Практический – участие детей в играх, танцах, действия с картинками. 

Ход:

Орг. Момент:

М.р. Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Давайте пожелаем всем «Доброго утра»

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем

«Доброе утро».

1. Доброе утро!                                          Разводят руки в стороны

Улыбнись скорее!                                     и слегка кланяются друг другу.

И сегодня весь день                                   «Пружинка».

Будет веселее.                                              Поднимают ручки вверх.

2. Мы погладим лобик,                              Выполняют движения по тексту.

Носик, и щечки.

Будем мы красивыми,                                Наклоны головы к правому

Как в саду цветочки!                                  и левому плечу поочередно.

3. Разотрем ладошки                                  Движения по тексту.

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

4. Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!                                   Разводят руки в стороны.

Введение в тему:

Восп. Ребята, какого человека можно назвать здоровым? Здоровьесберегающая технология.

(Ответы детей)

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну здоровья. А путь в неё лежит через лес, где живут дикие звери.

Вы не испугаетесь? (Нет)

Тогда в путь!

Логопед:

Маленькая веселая белка (Широко открыт рот, язык расслаблен, руками дети               

Спала в теплом дупле                                                           показывают круг (дупло)

Потом она проснулась  (Коснуться кончиком языка альвеол, затем нижних зубов.

                                                                        Кисти рук опускаются и поднимаются)

Радостно улыбнулась                                     («Улыбка». Руки разводят в сторону.)

Белка выглянула из дупла                                           («Часики». Руки влево-вправо)

Быстро поглядела по сторонам

Белка была очень аккуратная, она умылась          (Круговые движения языка. Руки                                                         

 Почистила зубки                                                                                       рисуют круг)

Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх – вниз.

(Движения языка вверх – вниз с упором на верхние, потом на нижние зубы.Руки вверх-вниз)

Язычком белка цокала                                                                 («Цоканье».Хлопки)

Грибы собирала                                                («Грибок». Руками показывают гриб)

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном.

(Широко открыт рот, язык расслаблен. Руками показывают круг(дупло)

Здоровьесберегающая технология «Биоэнергопластика»

Воспитатель:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке  (прыжки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (прыжки на левой ноге)

До лужайки добежали

Там медведя повстречали

Руки за голову кладём

И  вразвалочку идём (ходьба на внешней стороне стопы)

Вдруг, мы видим у куста

Выпал птенчик из гнезда (наклоны головы в стороны, руки у лица)

Тихо птенчика берём

И назад его кладём (наклон в низ, потягивание вверх)

Вот лиса идёт по лесу

Кто там ходит интересно? (имитация лисы)

А на встречу скачет зайка

Длинноухий попрыгайка (прыжки на двух ногах)

Он лисичку увидал

Под кусточек ускакал (приседание)

Встанем, немного отдохнём (упр. на дыхание «Ёжик»)

В страну здоровья мы идём (ходьба)

Физкультурно – оздоровительная технология

Основная часть

- Ребята, вот мы и пришли. Посмотрите, как здесь интересно.

Жители страны здоровья очень любят пускать мыльные пузыри. А из чего их можно приготовить?

(Вода, мыло).

Вот и мы сейчас с вами будем надувать мыльные пузыри.

Но сначала напомните мне, как мы дышим?

(В носу  располагаются волосики –реснички, они очищают воздух, который мы вдыхаем, удерживают всё, что не должно попасть в лёгкие – пыль, микробы. Так же холодный воздух в носу согревается и уже тёплым попадает в лёгкие. Лёгкие оставляют нам чистый воздух, а взамен отдают грязный, который мы и выдыхаем).

Технология валеологического просвещения

 Лёгкие, ребята, надо тоже тренировать.

-Как можно тренировать лёгкие?

(Надувать шары, мыльные пузыри, делать дыхательную гимнастику).

Молодцы. Подойдите к столам с мыльными пузырями. Вдохните носом побольше воздуха и, не вынимая трубочки из стакана, медленно дуем в трубочку. Посмотрим, у кого получится самая высокая мыльная шапка.

(Надувание мыльных пузырей).

Тучи мыльных пузырей

Веселят собой детей

Каждый шарик словно чудо

Из зеркального стекла

Появился ниоткуда

И умчался никуда

-Закончили. Возьмите салфетки, вытрите лицо и руки.

Физкультурно – оздоровительная технология

Ребята, а для чего ещё нужна вода?

(Умываться, стирать, пить, готовить еду и т.д.).

Здоровьесберегающая образовательная  технология

- Конечно же для умывания, давайте умоемся.

Упражнение «Умывалочка».

Надо, надо нам помыться (нажимание на кончики пальцев)

Где тут чистая водица? (энергичные шевеления пальцами)

Кран откроем с-с-с (круговые вращения кистями рук)

Руки моем с-с-с (энергичное потирание рук)

Щёчки, шейку мы потрём (растирание щёк, шеи)

И лицо водичкой обольём (поглаживание лица сверху вниз)

Физкультурно – оздоровительная технология

- Ребята, говорят «Чистота залог здоровья», как вы понимаете эту поговорку?

- Правильно, чтобы расти здоровыми, мы должны содержать в чистоте не только руки, лицо и тело, но и свою одежду. Я предлагаю поиграть в игру «Постираем одежду». Я напомню правила игры:

1. Нужно разбиться на пары

2.Договориться, кто будет одеждой, а кто стиральной машиной.

3.Стираем аккуратно, нежно, ласково прикасаясь,  не торопясь.

Готовы к игре? Приступаем.  (Игра «Постираем одежду»)

Физкультурно – оздоровительная технология

- Молодцы, как вы чисто постирали одежду.

- Ребята, обратите внимание  на плакаты.

-Что на них нарисовано? (зубы)

Но почему один зуб такой грустный, плачет, а другой - весёлый, улыбается.

-Что же произошло? Как вы думаете? (Один зуб больной, а другой здоровый).

-Ребята, поможем больному зубу. Познакомим его с полезной и вредной едой.

Здоровьесберегающая образовательная технология

Логопед:

Я вам буду показывать картинки с полезной и вредной пищей. Разделите эти слова на слоги, тем способом, который я покажу. Логопед жестами показывает, как делить слово (ладони, подбородок, ноги).

- Раз, два, три слово из слогов собери. (Дети образуют круг, в соответствии с количеством слогов в слове).

Ребенок прикрепляет картинку. (Овощи-это полезная еда, прикреплю к здоровому зубу). Картинки (овощи, апельсины, рыба, чипсы, конфеты, торт)

Здоровьесберегающая технология «Кинезеологические упражнения»

-Какие полезные продукты вам дают в детском саду?

(Ответы детей)

Учитель – дефектолог:

- Славно, дружно мы трудились,

наши глазки утомились,

чтобы снять усталость с глаз

с солнышком лучистым гимнастика у нас.

Зрительная гимнастика

-Друг солнышка – фонарик,  поможет нам узнать, что необходимо для того, чтобы человек был здоров.

Дети присаживаются за столы.

-Ребята, что вы видите на листе? (ответы детей)

Ты фонарик посвети, рассмотреть картинку ты нам помоги (подходит к I столу и подсвечивая фонариком показывает  картинку с изображением овоща и фрукта: груши и моркови).

Что вы увидели? Груша это что? Морковь это что? А какие овощи и фрукты ещё полезно кушать для здоровья мы узнаем, соединив контурное  изображение и силуэтное.

…… перечисли  все овощи, изображённые на карточке.

……перечисли  все фрукты, изображённые на карточке.

-Что помогает увидеть фонарик? (подходит ко II столу и подсвечивая фонариком показывает  картинку с изображением человека, делающего зарядку)

Предлагаю встать около стульчиков и выполнить то, что изображено на картинках (упражнения по картинкам схемам под музыку)

Педагог:

(подходит ко III столу и подсвечивая фонариком показывает  картинку с изображением кровати). Пододвиньте к себе листочки, переверните их и, соединив точки, получите изображение.

-Посмотрев на смайлики, определите  настроение (ответы детей). Как вы думаете, какое настроение способствует хорошему здоровью человека? Выберите  на память о сегодняшнем занятии смайлик, который вам симпатичен.

-…… перечисли, пожалуйста,  всё что необходимо для того, чтобы человек был здоров и счастлив (зарядка, фрукты, овощи, сон, хорошее настроение  -  картинки подсказки на доске)

Воспитатель:

- Ребята, как по вашему, а хорошее настроение, смех, радость, доброжелательное отношение к окружающим помогают нам расти здоровыми?

-Да, радость, смех, улыбки продлевают нашу жизнь, ведь даже в песне поётся «Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ёщё вернётся».

-А что нам приносит  радость?

(спорт, танцы)

Заключение:

Рефлексия:

-Ребята, это был непростой танец, волшебный, он помог нам вернуться домой. Мы с вами снова в детском саду.

-Ребята, в какой стране мы с вами побывали?

-Так что же такое здоровье?

Жители страны здоровья предали для вас яблоки. Возьмите по одному и наших гостей, мы тоже угостим.

 Итог

-Давайте вместе закаляться

Холодной водой обливаться

Студёной водой умываться

Простуды зимой не бояться

2.4 Средства контроля.

  • проведение экспресс-опроса, анкетирование, анализ;
  • определение социального развития ребенка старшего дошкольного возраста

модифицированная методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной;

  • определение уровня развития детей;
  •  показатель остроты зрения у детей и заболеваемости детей

  1. Заключение.                                                                                                                                                          Использование данных здоровьесберегающих технологий позволит:
  • Повысить качество образовательной работы с детьми .
  • Раскрыть способности и интеллектуальных возможности детей,.
  • Повысить активность, заинтересованность, мотивацию к занятиям.
  1. Достигнуть положительных результатов по сохранению зрения у детей,  укреплению здоровья.                                                                                  
  2. С использованием здоровьесберегающих технологий  повысится  интерес детей к занятиям, возрастет  активность детей на занятиях.  Здоровьесберегающие методы и приемы будут способствовать эффективному усвоению  дошкольникам с нарушением зрения программного материала. У большинства дошкольников существует комплекс проблем поведенческого плана (агрессивность, СНВГ, различные страхи), что, в конечном итоге, негативным образом сказывается на уровне их обучаемости. Следовательно, построив образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий, мы сможем получить более высокий результат своей работы. Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют  данные задания.
    И.Сеченов писал: «Ребёнок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребёнку не нравится».    
  1. Библиографический список.
  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - № 2.
  2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Буденная Т.В.  Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.    
  4. Гаврючина Л.В.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Гончарова Е.В., Кузнецова Т.Л. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников // Педагогические науки. - 2007. - № 3
  6. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд.психол.наук. - Волгоград: Учитель 2009.
  7. Ткачева В.И. Играем каждый день // Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001. -
  8. .Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. М.: «Экзамен», 2006.
  9. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста./ Дошкольная педагогика №6, 2003.
  10. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г
  11. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В, Индивидуальная подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения: Пособие для логопедов. М., 1998.

   12. Нищева Н.В. Разноцветные сказки. – Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2003.

   13. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – Санкт – Петербург: Речь, 2002.

   14. Пожиленко Е.А Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Использование здоровьесберегающих технологий для профилактики плоскостопия, улучшения осанки детей дошкольного возраста.

инновационные технологии в работе по профилактике плоскостопия и нарушении осанки...

Коррекционная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Космическое путешествие»

Коррекционная образовательная деятельностьс детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Космическое путешествие»...

Конкурс. Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОО и НОО для работы с детьми по формированию мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его ...

Коррекционно-образовательная деятельность с ребёнком младшего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: «Зайчик яблоко нашёл»

Цель: закрепить знания ребёнка о фруктах (яблоке) .Коррекционно - образовательные и воспитательные задачи:Развивать логическое мышление, зрительное внимание, мелкую моторику.Учить ориентироваться в...

Статья «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Пластмассовые шарики.

В статье представлен накопленный опыт по созданию нетрадиционного оборудования, изготовленного из ппастмассовых шариков для сухого бассейна. Оборудование мотивирует детей с нарушением зрения на двигат...