Педагогический проект Тема: «В здоровом теле, здоровый дух!» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Шушан Георгиевна Игнатян

Наряду со множеством педагогических технологий дошкольного образования, технология здоровьесбережения стоит на первом месте. Именно она способствует усвоению знаний и умений детей в большей степени. Часто болеющий ребенок не в состоянии развиваться на одном уровне со своими сверстниками: он часто пропускает детский сад, плохо запоминает новую информацию, на занятиях и в самостоятельной игровой деятельности пассивен. Высокая заболеваемость детей связана не только с генетической наследственностью, экологическими факторами и несоблюдением основ здорового образа жизни, но и с увеличением нагрузки образовательных программ на организм ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербург

Педагогический проект

Тема:

«В здоровом теле, здоровый дух!»

для  детей старшего дошкольного возраста

                                                                                ГБДОУ №20

                                                             Кировского района Санкт-Петербурга

Богданова Н.В.

Введение

        Наряду со множеством педагогических технологий дошкольного образования, технология здоровьесбережения стоит на первом месте. Именно она способствует усвоению знаний и умений детей в большей степени. Часто болеющий ребенок не в состоянии развиваться на одном уровне со своими сверстниками: он часто пропускает детский сад, плохо запоминает новую информацию, на занятиях и в самостоятельной игровой деятельности пассивен. Высокая заболеваемость детей связана не только с генетической наследственностью, экологическими факторами и несоблюдением основ здорового образа жизни, но и с увеличением нагрузки образовательных программ на организм ребенка.

Такое состояние дошкольников вызывает беспокойство не только педагогов и родителей. На эту проблему обращает своё внимание и общественность. Научный центр здоровья детей РАМН подсчитал, что лишь 10% детей в возрасте 6-7 лет остаются полностью здоровыми перед поступлением в школу. Эта действительно пугающая цифра не оставит равнодушным ни одного ответственного взрослого. Поэтому современное общество  направляет все свои требования об укреплении детского организма в основных программах и нормативных документах дошкольного образования. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает нам на создание образовательной среды, «которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей» (п. 3.1). А федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ ставит приоритетом «охрану здоровья воспитанников».

Авторы, разрабатывающие примерные образовательные программы для дошкольных учреждений, предлагают в большинстве своем планирование программ физического воспитания и развитие двигательного режима. Однако, для профилактики детских заболеваний этого критически недостаточно. Занятия и упражнения, направленные на формирование двигательной активности дошкольников, не учитывают организацию всего периода пребывания в детском саду.

Здоровьесберегающие же технологии предполагают планирование профилактических мероприятий для ребенка в каждый из режимных моментов в течение дня. Поэтому было принято решение разработать и апробировать данный проект в течение 3 месяцев. В его основу положено создание комфортного режима, который предполагает оздоровительно-профилактическую работу во всех видах детской деятельности.

Ключевые проблемы

Для выявления ключевых проблем, на решение которых направлен проект, построена матрица SWOT-анализа.

Факторы

Преимущества

Недостатки

Внутренние факторы ОУ, влияющие на результативность проекта

1.Возможность систематически осуществлять профилактические мероприятия.

2. Поддержка педагогического коллектива.

3. Оснащение необходимым оборудованием, создание комфортных условий для реализации проекта.

4. Укомплектованность штата сотрудников (инструктор по ФК, муз. руководитель, медицинская сестра, психолог)  

1. Возможный карантин, эпидемия.

2. Низкая посещаемость детей в период реализации проекта.

Возможности

Угрозы

Внешние по отношению к ОУ факторы, влияющие на результативность проекта

1. Посещение социально-значимых объектов (библиотеки, выставки, спортивные комплексы, бассейн)

2. Привлечение родителей для совместной деятельности в семье.

1. Отказ социальных объектов и родителей участвовать в мероприятиях.

2. Несоблюдение режима дня и профилактических мероприятий в семье.

Из анализа внешних и внутренних факторов видно, что для реализации проекта есть все данные, способствующие эффективно его реализовать. Матрица SWOT-анализа позволила увидеть все возможности и наметить основные направления в методической разработке. Однако следует отметить тот факт, что внешние факторы плохо контролируются педагогами. Именно с этой стороны и выявляются главные проблемы, способные повлиять на качество осуществления запланированной деятельности.

Стратегия проекта

Целью проекта является создание условий для общего укрепления здоровья детей подготовительной группы в дошкольном учреждении и в семье.

Задачи, позволяющие достичь поставленной цели:

  1. Формировать у дошкольников знания, умения и навыки соблюдения правил здорового образа жизни;
  2. Способствовать выработке чувства ответственности за свое собственное здоровье;
  3. Тренировать в соблюдении ежедневных гигиенических процедур, режимных моментов и оздоровительных мероприятий;
  4. Воспитывать стремление заниматься спортом;
  5. Привлекать внимание родителей к проблеме соблюдения режима дня дошкольника, к совместной деятельности с ребенком.

Этапы и сроки реализации проекта

  1. Первый этап – подготовительный (октябрь)

- Изучение нормативно – правовой базы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, ФГОС ДО, САНПиН – 2013, «Психолого-педагогические требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;

- Определение цели и задач проекта;

- Изучение литературы по теме;

- Подбор методической литературы;

- Обсуждение вопроса с коллегами, совместное изучение медицинских карт детей с мед. сестрой;

- Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании;

- Разработка системы занятий и соблюдения КГН в режимных моментах;

- Подготовка развивающей среды и условий для реализации проекта;

- Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки);

- Создание познавательных презентаций, интерактивных обучающих игр, подбор готовых презентационных видео.

2. Второй этап – практический (ноябрь – декабрь)

- Реализация задач согласно разработанному планированию;

- Внедрение эффективных здоровьесберегающих технологий, форм, методов и приемов в ежедневную работу с детьми;

- Внесение необходимых корректив в содержание проекта;

- Активное включение в проектную деятельность родителей (законных представителей) воспитанников.

3. Третий этап – заключительный (январь)

- Анализ эффективности проекта;

- Определение практической значимости;

- Планирование дальнейших действий по данной теме;

- Презентационное выступление о результатах проекта на педагогическом совете.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Ожидаемый результат

Индикаторы его достижения

Снижение заболеваемости воспитанников.

Увеличение процента посещаемости детьми ДОУ.

Сформированные у детей знания, умения и навыки соблюдения правил здорового образа жизни.

Увеличение уровня ЗУН и осознанное соблюдение элементарных правил ЗОЖ.

Сформировано чувство ответственности за свое здоровье.

Повышение качества, регулярности и самостоятельности в выполнении КГН.

Развито умение соблюдать ежедневные гигиенические процедуры и режим дня.

Соблюдение режима дня, умение рационально использовать свое время.

Привита привычка заниматься спортом.

Увеличение количества воспитанников, записавшихся на спортивные секции, танцы; повышение функциональных возможностей организма.

Повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления воспитанников.

Позитивная динамика уровня активности родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Риски (сложности) при реализации проекта и пути их преодоления

В ходе реализации проекта могут возникнуть некоторые сложности. Перечисленные риски могут существенно повлиять на ход здоровьесберегающих мероприятий. Риски и возможные пути их преодоления представлены в следующей таблице:

Риски

Пути преодоления

Недостаточная компетентность родителей в области сохранения и укрепления детского здоровья, их низкая заинтересованность.

Повышение знаний родителей путем проведения консультаций, мастер-классов, родительских собраний,  круглого стола, наглядности  (буклеты, папки-передвижки,  памятки)

Неудовлетворенность родителей результатами в ходе проекта.

Корректировка перспективного плана работы над проектом.

Индивидуальные беседы с родителями.

Хронические заболевания детей.

Мотивация родителей на адекватное лечение и профилактические мероприятия.

Психоэмоциональное напряжение задействованных педагогов.

Создание благоприятных условий для работы (посильная помощь, поддержка, при необходимости корректировка плана работы)

Возвращение к старым, малоэффективным формам работы.

Изучение инновационных эффективных методик по здоровьесбережению дошкольников.

Ограничение возможностей материально-технической базы ДОУ.

Создание нетрадиционного оборудования из подручных средств.

Перспективное планирование работы над проектом

Октябрь (подготовительный этап)

1. Изучение нормативно-правовой базы

- Конституция Российской  Федерации;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН»,  2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»

2. Изучение психолого-педагогической литературы

Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка»

Баль Л.В. «Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников»

Васильева М.А., Гербова В.В. Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

Ильюшенков В.В. «Здоровье и образование»

Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы»

Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений»

Хакимова Г.А. «Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста»

 Передовой педагогический опыт коллег-педагогов в сети интернет.

3. Обсуждение вопроса совместной деятельности с коллегами

Определение эффективных форм и инновационных методик по вопросам сохранения и укрепления общего здоровья детей.

Инструктор по ФК: проведение запланированных в годовой программе занятий, участие в утренних гимнастиках, проведение индивидуальной работы с нуждающимися в этом детьми, проведение спортивных мероприятий, разработка рекомендаций воспитателю и родителям (законным представителям) воспитанников.

Медицинская сестра: совместное изучение медицинских карт воспитанников, выявление хронических заболеваний и противопоказаний, составление практических рекомендаций родителям по укреплению и сохранению здоровья в зимний период.

Музыкальный руководитель: включение в запланированные годовой программой занятия элементов нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, участие в проведении совместных мероприятий, подбор музыки для гимнастик в режимных моментах.

Психолог: разработка мероприятий с родителями, поддержка и психологическое сопровождение всех участников педагогического проекта.

4. Родительское собрание

Обсуждение вопроса с родителями. Выявление потребностей, пожеланий.

Анкетирование «Валеологическое воспитание»

Поиск активных родителей, готовых помочь в реализации проекта.

5. Подготовка развивающей среды

Учет требований ФГОС ДО к РППС: содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, безопасность, вариативность, доступность.

Создание и наполнение центра физического развития и познавательно-исследовательской деятельности.

Традиционное оборудование:

массажёры разного вида, массажные коврики, кистевые экспандеры, гимнастические палки, дартс для метания, дуги для подлезания, бренно балансир, кегли, ленточки, султанчики, цветные следы и ладошки на полу, массажные мячи «ёжики» , кольцеброс, тоннель для подлезания, массажная дорожка для ходьбы, обручи гимнастические, канат (разной толщины), мячи разного размера, мешочки с песком, гантели разного веса, шнуры разного размера, флажки.

Нетрадиционное оборудование:

Бросалочки, моталочки, бутылки разного веса, гантели из бутылочек, «бильбоке», спортивные кубики, корзинки из пластиковых бутылок, колечки из контейнеров от киндер яиц, массажеры.

Дидактический материал:

Плакаты, постеры, разрезные картинки, фотоальбом «О спорт, ты жизнь», картотека дидактических, подвижных и народных игр, картотека гимнастик и физкультминуток, лото «Как расти здоровым», «Валеология», альбом «Виды спорта», предметные картинки «витамины», «полезные и вредные продукты», алгоритмы умывание, личной гигиены, плакат «Если ты поранился», «Части тела», видеотека (презентации и фильмы), аудиотека (музыка для подвижных игр и гимнастик), круги Луллия.

6. Подбор литературных произведений

«Семь сказок о здоровье» И. Сёмина

«Спортивные сказки» Т.А. Шорыгина

«Сказочный справочник здоровья» А. Лопатина

«Азбука здоровья в картинках» детская энциклопедия

«Хочу стать чемпионом» Г.П. Шалаева

«Букварь здоровья» Л.В. Баль

«50 уроков здоровья для маленьких и больших» Н.Б. Коростелева

«Что такое хорошо и что такое плохо» Маяковский В.

«Мы с приятелем» С. Михалков

«Визгкультура» Г. Остер

Загадки о здоровье (картотека)

Ноябрь-декабрь (практический этап)

Организация оздоровительной работы

Формы работы

Сроки исполнения

Двигательный режим

Утренняя гимнастика

Физкультминутки, динамические паузы

Ежедневно по 3-4 минуты во время каждого занятия

Подвижные и малоподвижные игры

Ежедневно, несколько раз в день

Оздоровительная гимнастика после сна

Ежедневно

Физкультурные занятия

По расписанию (2-3 раза в неделю)

Физкультурно-оздоровительные досуги

1 раз в 2 недели

Спортивный праздник

1 раз в течение проекта

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно

Индивидуальная работа

Ежедневно утром, в течение дня, на прогулках на воздухе

Охрана психического здоровья

Релаксационные упражнения

Ежедневно по мере необходимости

Уголок уединения

Ежедневно по мере необходимости

Музыкальные паузы

Ежедневно

Спокойные мелодии перед сном

Ежедневно

Закаливание

Одежда по сезону

Ежедневно

Прогулки на воздухе

Ежедневно 2 раза в день

Босохождение по тактильным дорожкам

Ежедневно 2 раза в день

Умывание прохладной водой, обмывание рук до локтя

Ежедневно 1 раз в день

Полоскание горла кипяченной и охлажденной подсоленной водой

Ежедневно 1 раз в день

Игры с водой и песком в центре исследовательской деятельности

По желанию детей

Проветривание помещений без детей

Ежедневно 3 раза в день

Витаминизация

Компот из сухофруктов, лимонный чай

Во время обеда

Добавление в блюда зелени, чеснока

Ежедневно по раскладке меню

Ароматизация помещений чесноком, луком (контейнеры с отверстиями)

3 раза в неделю, каждая вторая неделя

Перспективное планирование продуктивной деятельности

Познавательные занятия

Исследовательская деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Работа с родителями

Нетрадиционные формы

Ноябрь

ООД:

1. «Если хочешь быть здоров»

2. «Здоровое питание – здоровый организм»

3. «Чистота, чистота – ах, какая красота»

Презентации:

«Секреты долгой жизни»

«Полезные и не полезные продукты»

«Виртуальная экскурсия в поликлинику»

Мультфильмы:

«Митя и микробы»

«Неумойка» (1964 г.)

«Королева зубная щетка» (1962 г.)

«Движение – залог здоровья»

Опыт «Чистый – грязный воздух»

Опыт «Чистая - грязная вода»

Опыт «Вредные продукты»

С/ игра «Повар», сюжет «Готовим здоровую пищу»

С/р игра «Поликлиника», сюжет «На приеме у педиатра»

Д/и «Часы здоровья»

Д/и «Полезное-вредное»

Д/и «Хорошо-плохо»

Игра-инсценировка «Мойдодыр»

Круги Луллия «Здоровье»

Лэпбук «Здоровым быть хочу»

Разрезные картинки, лото, домино

Игровой досуг «Здоровье в порядке», «Чистая семья»

Коллективная аппликация «Полезные и вредные продукты»

Лепка «Витамины для аптеки»

Рисование «Чистым быть хочу – вас я научу»

Конструирование из бумаги в технике оригами «Овощи и фрукты-полезные продукты.

Информация на стенде «Будь здоров»:

- правильно чистим зубы;

- прививки: за и против;

- иммунитет ребенка.

Консультации:

«Правильное питание – залог здоровья»

«Соблюдение КГН»

«Ежедневные прогулки с ребенком»

Мастер-класс «Здоровое питание»

Памятка «С добрым утром»

Игровой стретчинг:

«Сказка про утенка»

«В гостях у Дуба»

«Сказка о море»

«На лесной полянке»

Терренкур в группе:

Станция «Парковая зона»

 «Лабиринты»

Станция «Водный мир»

Упражнения с элементами йоги:

«Полулотос», «Дельфин», «Озеро», «Чайка»

Кинезотерапия:

«Колечко», «Лягушка», «Кот»

Тактильный бассейн (разноцветные многогранные камешки)

Декабрь

ООД:

1. «Дружба со спортом»

2. «Режим дня»

3. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Презентации:

«Виды детского спорта»

«Вредные привычки и режим дня»

«Виртуальная экскурсия на стадион»

Мультфильмы:

«Ваше здоровье» (1965 г.)

«Про бегемота, который боялся прививок»

«Птичка Тари» (1976)

Опыт «Микробы»

Опыт «Зубы»

Опыт «Испорченное яйцо»

Опыт «Кока-кола»

С/р игра «Спортивные соревнования», сюжет «Тренировка», «Показательные выступления»

С/р игра «Семья», сюжет «Режим дня»

Д/и «Угадай вид спорта»

Д/и «Правила гигиены»

Д/и «Угадай-повтори»

Игра-инсценировка «Айболит»

Игровая папка-раскладушка «Режим дня»

Разрезные картинки, лото, домино

Игровой досуг «Спортсмены»

Итоговое мероприятие «Мама, папа, я – здоровая семья»

Коллективная аппликация «Режим дня»

Рисование «Мой вид спорта»

Лепка «Дети на зарядке»

Конструирование из настольного конструктора Лего «Стадион»

Информация на стенде «Будь здоров»:

- характеристики здорового ребенка;

- как научить ребенка самостоятельно выполнять КГН;

- спортивная семья.

Консультации:

«Соблюдаем режим дня»

«Спортивные секции детям 6-7 лет»

Круглый стол «Режим дня дошкольника»

Буклет «Лечебный массаж в домашних условиях»

Игровой стретчинг:

«Зимняя сказка»

«Карнавал»

«Морское путешествие»

«Деревня Простоквашено»

Терренкур в группе:

Станция «Дорожки»,

 «Полянка»

Станция «Стена»

Упражнения с элементами йоги:

«Кролик», «Алмаз», «Кошка», «Свеча», «Гора»

Кинезотерапия:

«Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос»,

Тактильный бассейн (разноцветные многогранные камешки)

Январь (заключительный этап)

1. Анализ эффективности проекта

Проведение сводной диагностики знаний, умений и навыков дошкольников

Анкетирование родителей по итогам проекта.

Обсуждение эффективности за круглым столом с коллегами, принимавшими непосредственное участие в работе над проектом.

2. Определение практической значимости

Сбор данных по организованной РППС

Оформление картотеки эффективных приемов и методов сохранения и укрепления здоровья детей.

3. Презентационное выступление на педагогическом совете

Доклад «Систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей с использованием эффективных форм работы» (презентация + речь)

4. Планирование дальнейшей деятельности по теме проекта

Использование нетрадиционных форм работы в ежедневных режимных моментах.

Систематическое проведение оздоровительных мероприятий и спортивных досугов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние п...

Картотека стихов о здоровье и здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста

Чтоб здоровье сохранить,Организм свой укрепить,Знает вся моя семьяДолжен быть режим у дня....

Сценарий праздника здоровья и здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формирование культуры здорового образа жизни. Расширение знаний о здоровом образе жизни и о мерах профилактики.Задачи:Образовательные:- формировать у детей пр...

День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух" старший возраст

Тематическое мероприятие, посвященное Дню здоровья "В здоровом теле - здоровый дух" для детей старшего возраста...