Картотека физкультминуток
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ефременкова Ольга Владимировна

Физкультминутки со словами и пошаговыми действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutki.docx79.25 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ФИЗМИНУТОК

Содержание картотеки физминуток

№ /п

Лексическая тема

Название физминутки

1

Овощи и фрукты. (Труд в садах и огородах).

«Компот»

«Яблоко»

«Овощи»

«Ах, какой же урожай!»

2

Осень. Грибы и ягоды.

«За малиной»

«Грибы»

3

Деревья и кустарники.

«Осеннее дерево»

«Ветер и листья»

«Деревья в лесу»

4

Откуда хлеб пришел.

«Колоски»

5

 Домашние животные и их детеныши.                                                              

«Собака»

«Кошка»

6

Дикие животные и их детеныши.

« На водопой»

7

Дикие птицы. (Зимующие, перелетные, водоплавающие).

«Птички»

8

Зима. Зимние месяцы.

«Зима»

9

Родная страна. Наша планета. Мой город.

« Родина»

10

Моя семья.

«Семейная зарядка»

11

Мебель.

«Мебель»

12

Посуда.

«Посуда»

13

Одежда.

«Зимняя прогулка»

14

Новый год.

«Новый год»

«Наша ёлка»

15

Бытовая техника.

«Чайник-ворчун»

«Утюг»

16

Животные и птицы холодных стран.

«Кто на Севере живёт?»

17

Животные и птицы жарких стран.

«Я по Африке иду»

18

Обитатели рек, морей и океанов

«Сом»

«Море волнуется»

19

Профессии.

«Все профессии нужны»

20

Орудия труда. Инструменты.

«Старый клён»

21

День Защитника Отечества. Военные профессии.

«23 февраля»

22

 Транспорт. ПДД.

«Весёлый поезд»

«Машины»

23

8 марта. Женские профессии.

«Повара»

«Мама спит»

24

Перелетные птицы весной.

«Птицы»

25

Весна. Первоцветы. Комнатные растения.

«Шаловливые сосульки»

26

Насекомые.

«Гусеница»

«Кузнечики»

27

Красная книга. Лес, поле, луг.

«Вместе по лесу идём»

28

Освоение космоса.

«Космонавт»

«Космос»

29

День Победы.

«Мы пока что дошколята»

30

Весна. Обобщение.

«На лугу растут цветы»

«Весна, весна, красная»

31

Школа. Школьные принадлежности.

«Переменка»

32

Лето.

«Мы с друзьями»

33

Времена года.

«Осень»

«Снежинки»

«Снеговик»

«Летний дождь»

1.Овощи и фрукты (Труд в садах и огородах).

Физминутка «Компот»

Будем мы варить компот.

Маршировать на месте.

 Фруктов нужно много. Вот.

Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.

Варим, варим мы компот,

Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ.

Хлопать в ладоши. 

Физминутка «Яблоко»

Вот так яблоко! 

Встали.

Оно         

Руки в стороны.

Соку сладкого полно.  

Руки на пояс.

Руку протяните,  

Протянули руки вперед.

Яблоко сорвите.  

Руки вверх.

Стал ветер веточку качать,  

Качаем вверху руками.

Трудно яблоко достать. 

Подтянулись.

Подпрыгну, руку протяну 

Подпрыгнули. 

И быстро яблоко сорву! 

Хлопок в ладоши над головой.

1.Овощи и фрукты.

Физминутка «Овощи»

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем                            

   «Таскают»

И картошки накопаем.                                

 

«Копают»

Срежем мы кочан капусты,                            

«Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный,                

Показывают круг руками три раза.

Щавеля нарвем немножко                            

 

«Рвут».

И вернемся по дорожке.                                

 

Шаги на месте.

Физминутка «Ах, какой же урожай!»

Ах, какой же урожай, 

Дети стоят лицом в круг,

 отвести поочерёдно руки вправо – влево.

Побыстрее собирай! 

Правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону.

Выкопай картошку с грядки, 

Чтобы было всё в порядке.

Имитация копания огорода.

Огурцы сорви быстрей, 

Наклониться, правой рукой«сорвать огурец».

Чтобы съесть их поскорей. 

Движение зубами с закрытым ртом.

Срежь капусту, посоли, 

Маму с папой угости.

Правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево.

Выдерни морковь, редиску,

Имитация выдёргивания овощей.

Поклонись им в пояс низко. 

Выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо.

Ай, какой же урожай

Руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы.

Ты в корзину загружай!

Руки развести в стороны, направив их движение к себе.

2. Осень. Грибы и ягоды.

Физминутка «За малиной»

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.                      

Дети водят хоровод, взявшись за руки.

Спелых ягод наберем, наберем.                              

Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды.

Солнышко высоко,            

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.

А в лесу тропинка.            

Наклоняются и пытаются достать пол.

Сладкая ты моя,                  

Ягодка-малинка.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Физминутка «Грибы»

Утром дети в лес пошли        

Шаги с высоким подниманием ног.

И в лесу грибы нашли.            

Размеренное приседание.

Наклонялись, собирали,          

Наклоны вперед.

По дороге растеряли.              

Ритмичное разведение рук в стороны.

3. Деревья и кустарники.

Физминутка «Осеннее дерево»

Дождик осенний из туч моросит,

Броски расслабленными кистями рук.

Дерево, сбросив листочки, стоит.

Руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев)

Ветер осенний ветви качает,

Плавно покачивают руками.

Листья под деревом ветер гоняет.

Присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш…»

Физминутка «Деревья в лесу»

Руки подняли и помахали,

Это деревья в лесу.

Машут руками.

Локти согнули, кисти встряхнули –  Ветер сбивает росу.

Руки согнуты в локтях, встряхивают кистями рук.

Плавно руками помашем, Это к нам птицы летят.

Взмахивают  руками.

Как они сядут – покажем,

Руки сложили назад.  

Приседают, руки назад.

Физминутка «Ветер и листья»

Ветер по лесу летал,

ветер листики считал

Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Опускают руки, приседают.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

Кружатся на носочках на месте.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Приседают, опустив руки.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

        

4. Откуда хлеб пришел.

Физминутка «Колоски»

        

Посажу я в землю хлебное зерно.

Дети присели.

Из земли поднимется колосом оно.

Дети поднимаются, поднимают руки.

Много, много зёрнышек в этом колоске.

Дети кружатся вокруг себя.

Вот уже лежат они на моей руке.

Протягиваем ладони вперёд.

Посажу их в землю, и пойдут ростки.

Дети присели.

Весело потянутся к солнцу колоски.

Потянулись, поднялись на носочки.

Не один уже, а вот сколько их растёт!

Взялись за руки в кружок.

Так и буду делать каждый, каждый год…

Подняли руки.

А однажды на поле гляну поутру,

Сделали круг большим.

Как один я столько хлеба соберу?

Развели руки в стороны.

На моей ладошке хлебное зерно…

Показали на ладошке зёрнышко.

Посажу-ка в землю - пусть растёт оно!

Присели на корточки.

5. Домашние животные и их детёныши

Физминутка «Собака»

Вот собака здесь сидит,

Дети присели на корточки.

На ребят она глядит.

Повороты головой налево, направо.

Мы пойдем ее погладим,

Встают, «гладят» рукой собачку.

И на место снова сядем.

Присели

Чтоб к собачке подойти

Шагают.

Надо речку перейти.

Делают широкий шаг вперед.

Мы к собачке подбежим,

Бегут на месте.

А залает – убежим.

Разворачиваются, бегут на месте.

Физминутка «Кошка»

Осторожно, словно кошка,

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Сяду и в клубок свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

 

Движения делаются по тексту

                6. Дикие животные и их детеныши

Физминутка « На водопой»

Жарким днем лесной тропой

Дети идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

Идут, громко топая.

За мамой-лисицей крался лисенок,

Идут крадучись.

За мамой-ежихой катился ежонок,

Передвигаются в глубоком приседе.

За мамой-медведицей шел медвежонок,

Идут вперевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата,

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Скачут, сделав «ушки» из ладоней

Волчица вела за собою волчат.

Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.

Останавилваются.

7. Дикие птицы

 

Физминутка «Птички»

Маленькие птички,                            

Птички-невелички,                              

Дети встали и изображают птичек, машут руками.

По лесу летают,     Песни распевают.

                     

«Летают»

вокруг столов

Буйный ветер  налетел,                    

Руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону.

Птичек унести хотел.                          

Двумя руками обнимают себя.

Птички спрятались в дупло.

Дети садятся на свои стульчики.

Там не тронет их никто.                    

«Прячутся»- закрывают  голову руками.

8. Зима. Зимние месяцы.

Физминутка «Зима»

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.      

Имитация лепки снежков.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.        

Шагаем, высоко поднимая колени

И на лыжах мы бежим, мы бежим.                

Пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях.

На коньках по льду скользим, мы скользим.  

Плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях.

И снегурку лепим мы, лепим мы.                  

Соответствующие движения.            

Гостью-зиму любим мы, любим мы.              

Развести руки в поклоне и поставить на пояс.

9. Родная страна. Наша планета.

Мой город.

Физминутка « Родина»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля -

Приставляют правую ладонь ко лбу

вижу нивы и поля, - «козырьком», смотрят вправо-влево.

Это русская природа,

Разводят руки в стороны перед собой.

Это Родина моя.

Ставят руки на пояс.

Вижу горы и долины,

Сводят руки над головой – «гора».

Вижу степи и луга -

Плавно опускают перед собой сведённые руки ладонями вниз.

Это русское раздолье,

Разводят руки в стороны перед собой.

Это Родина моя.

Ставят руки на пояс.

Слышу пенье жаворонка, слышу трели соловья -

Прикладывают поочерёдно правую

и левую руку к уху, прислушиваются.

Это русская сторонка,

Разводят руки в стороны перед собой.

Это Родина моя.

Ставят руки на пояс.

10. Моя семья.

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною
Летом и зимою

Хлопки руками.

Мы во двор выходим
Дружною семьёй.

Маршируют на месте.

Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.

Взявшись за руки, образуют круг.

Мама руки поднимает,

Руки поднять вверх и опустить.

Папа бодро приседает

Присесть и встать.

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.

Руки на пояс, повороты туловища.

Я сама бегу трусцой

( А я сам бегу трусцой)
И качаю головой.

Наклоны головы вправо-влево.

11. Мебель.

Физминутка «Мебель»

На кровати можно спать, 

Руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху.

Стулья, стол – переставлять. 

Руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки.

В шкаф я книги буду ставить, 

Поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз.

Кресла буду застилать. 

Руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх.

С полки буду пыль стирать, 

Правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью.

Тумбу – в чистоте держать. 

Левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди.

И скажу вам без прикрас,

Эта мебель – просто класс! 

две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв большие пальцы вверх.

12. Посуда.

Физминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник.

Дети надули животик.

Очень важный, как начальник.

Одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

Легли, вытянулись.

13. Одежда.

Физминутка «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой,

Погладить себя за плечи.

Но мы пойдем гулять с тобой.

Шаги на месте.

Я надену шапку,

Имитируем движение «надеваем шапку».

Я надену шубку,

Показываем, как надеваем шубку.

Я надену шарфик,
Потуже завяжу.

«Завязываем» шарфик.

А потом красивые,

Тёплые, пушистые

Показываем кисти рук.

Крошки – рукавички
На ручки натяну.

Поглаживаем тыльную сторону ладоней.

И хотя я маленький,

Руки на пояс.

У меня есть валенки.

Ноги поочередно выставляем на пяточку.

На горку поднимусь

Руки поднять вверх.

И с горки прокачусь!
У-у-у-ух!

Быстрое движение рук вниз.

14. Новый год

Физминутка «Новый год»

У всех Новый год,
И у нас Новый год.

Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.

Возле ёлочки зелёной

 Хоровод, хоровод.

Оба круга движутся вокруг ёлки в разные стороны.

Пришёл Дед Мороз,
К нам пришёл Дед Мороз.

Продолжая держаться за руки, делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.

Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс!

Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.

Он добрый у нас,
Он весёлый у нас,—

Делают шаг с притопом, одновременно хлопают, поворачиваясь в разные стороны.

Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс.

Взявшись за руки, идут двумя кругами в разных направлениях.

Физминутка «Наша ёлка»

Наша ёлка велика

Круговое движение руками.

Наша ёлка высока

Вставать на носочки.

Выше мамы, выше папы

Присесть и встать на носки.

Достаёт до потолка

Потянуться.

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы ёлка захотела

В гости к нам прийти опять!

Пляшут, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс.

15. Бытовая техника.

Физминутка «Чайник-ворчун»

Я чайник - ворчун,

хлопотун, сумасброд,

Шагаем на месте.

Я всем на показ выставляю живот,

Руки на пояс, повороты туловища влево – вправо.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

Хлопаем в ладоши.

- Эй, люди, я с вами

 почайпить хочу!

Прыжки на месте.

Физминутка «Утюг»

Раз, два, три, четыре -  
С мамой мы утюг купили.

Хлопают в ладоши.

Будем гладить, а потом

Имитируют глажку белья.

Всё на полки уберем.

Показывают, как убирают на полку.

Ну, а с папой мы вдвоём
Пылесосом пол протрём.

Имитируют уборку.

С делами мы управимся,

Хлопают в ладоши.

К телевизору усядемся.

Приседают.

16. Животные и птицы холодных стран.

Физминутка «Кто на Севере живёт?»

По ледяной пустыне Медведица идет,

За нею медвежата торопятся вперед.

Медленно идут по кругу, имитируя движения животного

Трещит мороз жестокий,

Руками обнимают себя.

Повсюду снег и лед.

Повороты из стороны в сторону.

По полынье холодной

За нерпой морж плывет.

Плавательные движения руками.

Бегут, спешат олени, Им виден путь едва.

Бег на месте с подниманием колен .

Над ними тихонько кружит

Полярная сова.

Поворот вокруг себя с поднятыми руками.

17. Животные и птицы жарких стран.

Физминутка «Я по Африке иду»

Я по Африке иду,

 Замечаю на ходу,

Ходьба на месте,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф.

Руки вверх, потягивание.

У меня над головой Пальма зашуршит листвой,

Наклоны в стороны с поднятыми руками.

Но придется приседать,

Чтобы фиников набрать.

Приседания.

А огромный серый слон

Круг руками

Посылает нам поклон.

Наклоны вперед.

Мы прогулку завершим

Ходьба на месте.

И на место поспешим.

Садятся на свои места.

18. Обитатели рек, морей и океанов.

Физминутка «Сом»

Я сом большой,

Развести руки в стороны.

Усатый,

Показать.

На грудке – полосатый.

Рывки рук перед грудью.

Я плаваю в воде -

Соединить кисти рук, делать движения влево – вправо.

Не догнать меня нигде.

Физминутка «Море волнуется»

Море волнуется — раз!   

Шагаем на месте.

Море волнуется - два!

Наклоны туловища влево-вправо.

Море волнуется — три!

Повороты туловища влево-вправо.

Морская фигура, замри!

Присели.

19. Профессии.

Физминутка «Все профессии нужны»

Я – шофёр, помыл машину,

Сел за руль, расправил спину.

Загудел мотор, и шины

 Зашуршали у машины.

Имитация  вождения автомобиля.

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор.

Подметание.

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.

Повороты, приставив ладони к глазам.

А сапожник сапоги

Для любой сошьёт ноги.

К сапогам прибьёт подковки,

И пляши без остановки.                

Шитьё, прибивание молотком, пляска.

Наши лётчики – пилоты

Приготовились к полёту.

Руки в стороны, наклоны корпуса.

А портной сошьёт для нас

Брюки – просто высший класс!

Имитация шитья.

Я  - маляр, шагаю к вам

С кистью и ведром,

Свежей краской буду сам

Красить новый дом.    

Плавные взмахи руками вверх-вниз.

20. Орудия труда. Инструменты.

        Физминутка        «Старый клён»

На поляне перезвон —

Это пилят старый клен.

Поперечная пила

Охватила полствола,

Дети встают парами,изображают работу пилой.

Рвет кору и режет жилки,

Брызжут желтые опилки.

Поднимают руки вверх,

Только крякнул старый ствол

И пошел, пошел, пошел.

Медленно наклоняются.

Грянул наземь левым боком,

Ложатся на левый бок.

Утонул в снегу глубоком.

Потягиваются.

        

21. День Защитника Отечества. Военные профессии.

Физминутка «23 февраля»

 Февраль, февраль, зима и солнце!

Руки вверх опускаем через стороны в низ.

И первых птичек переклик!

Махи руками.

Сегодня выглянул в оконце:

Руками закрыть лицо и выглянуть.

Застыл, к стеклу лицом приник.

Приложить тыльную сторону ладони ко лбу.

Мои друзья — вчера мальчишки

Руки к себе, от себя.

Сегодня выросли и вдруг

Руки на пояс.

Все как один, забросив книжки,

На каждое слова шаг.

За руки взялись, встали в круг

Встать в круг.

И обещали мамам, сестрам

Повернуться вправо-влево.

Границы родины беречь,

Сделать замок и поднять вверх.

Беречь наш мир — и птиц, и солнце,

Меня в окошке уберечь!

Хлопки на каждый слог.

22. Транспорт. ПДД.

Физминутка «Веселый поезд»

Десять вагонов – десять ребят,

Мчатся вагоны и громко гудят.

Дети встают друг за другом, изображая поезд. Стоящий впереди «локомотив» начинает движение  семенящим шагом. Руки согнуты в локтях, имитируют движения поршней на колесах поезда.

Мчатся вперед по буграм, по откосам.

Каждому хочется быть паровозом.

Движение продолжается. После слов «каждому хочется быть паровозом» дети меняют направление движения.

Вот запыхтел «чу-чу-чу» паровоз,

Десять вагонов в горку повез.

Десять вагонов отстать не хотят,

Тоже стараются, тоже пыхтят.

Дети двигаются медленнее, изображая возросшие усилия паровоза, одновременно проговаривая «чу-чу-чу»

Каждый ногами работает ловко.

Ехали, ехали – стоп! Остановка.

Движение становится более быстрым. На слове «стоп» дети останавливаются.

23. 8 Марта

Физминутка «Машины»

На улице нашей

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

Дети двигаются из одного конца группы в другой,

держа в руках воображаемый руль.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход!

Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.

Я — примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

Маршируют.

Физминутка «Повара»

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет,

Левая  рука   перед 

  собой 

«держит кастрюлю»,

правая

рука,   сжатая   в  

 кулак,

  «помешивает суп».

Это проще простого: Это раз — и готово!

Делают чёткие шарка-

ющие  движения ладо

нями перед собой —

 4 раза.

(Если мама готовит обед!)

Разводят руки в стороны.

Но бывает, что некогда маме

Руки опущены вниз,  по-

жимают плечами.

И обед себе варим мы сами,

Прижимают   ладони  

 к  груди.)

И тогда

(Не пойму, в чём секрет!) —

Руки   опущены   вниз, 

пожимают плечами.

Очень трудно готовить обед!

Проводят   тыльной 

 стороной   ладони   по 

лбу («вытирают пот »).

Физминутка «Мама спит»

Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.

Дети идут на цыпочках.

Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
Я на пяточках хожу,
Маму я не разбужу.

Дети идут на пятках, спина ровная.

Я на кухню проскользну,

Подарок мастерить начну.

Семенящий шаг.

24. Перелетные птицы весной.

Физминутка «Птицы»

Пой-ка, подпевай-ка,

2 хлопка.

Десять птичек — стайка.

3 шага.

Все известны для детей:

Это птичка - соловей,

Правую руку поднять вверх.

Эта птичка - скворушка,

Левую руку поднять вверх.

Серенькое перышко.

Руки вверх, вниз.

Это птичка - коростель,

Правую руку в сторону.

Это птичка — свиристель,

Левую руку - в сторону.

Это — зяблик, это — стриж,

4 хлопка. 

Это - развеселый чиж,

Руки вверх, вниз.

Ну, а это - злой орлан.

4 хлопка.

Птички, птички, по домам!

Полетать по залу.

25. Весна. Первоцветы.

Физминутка «Шаловливые сосульки»


Шаловливые сосульки

Руки поставить на пояс и весело подпрыгивать.

Сели на карниз.

Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик.

Шаловливые сосульки

Подъем и опускание плеч.

Посмотрели вниз.

Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль.

Посмотрели, чем заняться?

Пожать плечами.

Стали каплями кидаться.

Руками изображаем это действие.

Две сосульки вниз смотрели

Повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз.

И на солнышке звенели:кап-кап, дзинь-дзинь,

В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели  и…растаяли!!!

Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются.

26. Насекомые.

Физминутка «Гусеница», Е. Егоров.

Этот странный дом без окон 

У людей зовется «кокон».

Дети лежат на спинах, вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.

Свив на ветке этот дом, 

Переворачиваются на левый бок, подкладывают ладонь под щеку.

Дремлет гусеница в нем. 

Переворачиваются на другой бок, руку под щеку.

Спит без просыпа всю зиму.

Переворачиваются на спину, потягиваются лежа.

Но зима промчалась мимо –

Март, апрель, капель, весна… 

Медленно садятся.

Просыпайся, соня – сонюшка! 

Потягиваются сидя.

Под весенним ярким солнышком

Встают, потягиваются стоя.

Гусенице не до сна — Стала бабочкой она!

Бегут по кругу, машут руками, как бабочка.

Физминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Энергичные движения плечами.

Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Стоп!

Прыжки на месте.

Сели,

Травушку покушали,

Приседания

Тишину вокруг  послушали,

Повороты головы вправо-влево

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

Прыжки на месте

27. Красная книга. Лес, поле, луг.

Физминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

Ходьба на месте.

Тысяча цветов вокруг!

Потягивания — руки в стороны.

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

Потягивания — руки вверх.

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

Дети садятся.

28. Освоение космоса.

Физминутка «Космонавт»

Я хочу стать космонавтом,

Поднять руки вверх.

Надеваю я скафандр,

Присесть и постепенно вставать.

Полечу я на ракете

Соединить руки над головой.

И открою все планеты!

Обвести руками большой круг.

Физминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

Ходьба на месте. 

В космос мы летим опять.

Соединить руки над головой. 

Отрываюсь от Земли,

Подпрыгнуть. 

долетаю до Луны.

Руки в стороны, покружиться.

На орбите повисим,

Покачать руками вперед-назад.

И опять домой спешим.

Ходьба на месте.

29. День Победы.

Физминутка «Мы пока что дошколята»

Мы пока что дошколята,

Но шагаем, как солдаты.

Ходьба на месте.

Раз, два — дружно в ногу,

Ходьба по кругу.

Три, четыре — тверже шаг.
На парад идут солдаты — Они смелые ребята.

«Взять под козырек».

30. Весна. Обобщение.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

Потягивания – руки в стороны.

К солнцу тянутся цветы

С ними потянись и ты.

Потягивания – руки вверх.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

Махи руками.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

Наклоны.

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Руки вверх.

«Весна, весна, красная»

Весна, весна красная!

 Приди, весна, с радостью,

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

С радостью, с радостью,
С великой милостью:

Идут в противоположную сторону по кругу.

Со льном высоким,

Останавливаются, поднимают руки вверх,встают на носочки, вдох.

С корнем глубоким,

Приседают, опускают руки, выдох.

С хлебами обильными.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

31. Школа. Школьные принадлежности.

Физминутка «Переменка»

Переменка! Переменка!

Дети двигаются по кругу друг за другом.

Отдохните хорошенько:

Выполняют поскоки.

Можно бегать и шуметь,

Бегут по кругу.

Танцевать и песни петь,

Выполняют танцевальные движения.

Можно сесть и помолчать,

Приседают.

Только, чур, - нельзя скучать!

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.

        

32. Лето.

Физминутка «Мы с друзьями»

Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка!

Ходьба на месте.

Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.

Наклоны вперёд.

А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места!

Повороты влево-вправо.

Снова мы идём по лесу.

Ходьба на месте.

А вокруг — так интересно!

Потягивания — руки в стороны.

Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.

Садятся.

33. Времена года

Физминутка «Осень»

Осень. По утрам морозы.

Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх.

В рощах желтый листопад.

Плавные движения над головой влево-вправо

Листья около березы

Медленно приседают,

Золотым ковром лежат.

делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.

В лужах лед прозрачно-синий.

Встают, плавно разводят руки в стороны.

На листочках белый иней.

           Е. Головин

Поднимаются на носочки, руки вверх

Физминутка «Снежинки»

Закружились, завертелись 

 Белые снежинки.       

                            

Покружиться на месте.

Вверх  взлетели белой стаей 

Поднять руки.

Легкие пушинки. 

Покружиться на носках.

Чуть затихла злая вьюга - 

Опустить руки, встать прямо.

Улеглись повсюду. 

Присесть, руки к полу.

Заблистали, словно жемчуг, 

Встать, руки вперёд.

Все дивятся чуду. 

Развести руки в стороны.

Заискрились, засверкали  

Белые подружки.

Руками выполнить  движение         «ножницы».

Заспешили на прогулку    

Дети и старушки.

Шаги на месте.

        

33. Времена года

Физминутка «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком,

«Рисуют» обеими руками большой круг.

И станет ком снеговиком

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа,

встают прямо, как бы держа воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка —

Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика.                    

           В. Егоров          

Разводят руками, пожимают плечами.

Физминутка «Летний дождь»

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!

Шлепаем по лужам.

Дети идут по кругу друг за другом, шлепая ногами.

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!

Зонтик нам не нужен.

Останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой.

Нам не страшен сильный дождь!

Выполняют прыжки на носочках, руки на поясе.

Лето наступило!

Тянутся вверх, раскинув руки.

Ну, промокли мы. И что ж?

Пожимают плечами.

Будем мыться с мылом!

                         Н Нищева

Улыбаются. Показывают, как намыливают руки.

Картотека физкультминуток

для старших дошкольников

Бегут, бегут со двора.
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Бабочка. 
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Самолёты.
Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

Белки. 
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке.)

Листики. 
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

Бегал по двору щеночек.
Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Будем прыгать и скакать! 
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Буратино. 
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, (руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки)

Быстро встаньте. 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Грибок
Гриша шел-шел-шел,
(ходьба на месте)
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
(наклоны корпуса вперёд)
Положил их в кузовок

Весёлые гуси 
(Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Весёлые прыжки
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Самолёт
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Мы сегодня рисовали
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь. (Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Снова рисовать начнем.
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем —
Снова рисовать начнем. (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за педагогом.)

Аист.
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

Вместе по лесу идём.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Ёлка. 
Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

Во дворе растёт подсолнух. 
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Вышел зайчик.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)

Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Солнце.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Зарядка.
Каждый день по утрам
делаем зарядку.
Очень нравится нам
делать по порядку:
Весело шагать,
весело шагать.
Руки поднимать,
руки опускать.
Руки поднимать,
руки опускать.
Приседать и вставать.
приседать и вставать.
Прыгать и скакать,
прыгать и скакать.

Во дворе стоит сосна
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Осенние листья.
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад,
Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят.
На каждую строчку четыре шага в такт.

Удивляемся природе
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. (Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд.)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки. (Дети садятся.)

Овощи
В огород пойдем,
маршировать на месте
Урожай соберем.
идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем,
имитировать, как таскают
И картошки накопаем,
копают
Срежем мы кочан капусты
срезают
Круглый, сочный, очень вкусный.
показать руками
Щавеля нарвем немножко
«рвут»
И вернемся по дорожке.
идти по кругу, взявшись за руки

Фрукты
Будем мы варить компот.
маршировать на месте
Фруктов нужно много. Вот.
показать руками - "много"
Будем яблоки крошить,
имитировать: как крошат
Грушу будем мы рубить,
рубят,
Отожмем лимонный сок,
отжимают,
Слив положим и песок.
кладут, насыпают песок
Варим, варим мы компот,
повернуться вокруг себя
Угостим честной народ.
хлопать в ладоши

А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Гриша шел
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Обуваемся
Я умею обуваться,
топать ногами
Если только захочу,
Я и маленького братца
Обуваться научу.
руки перед грудью, показывают "маленького братца"
Вот они, сапожки,
наклон вперед
Этот с правой ножки,
погладить правую ногу
Этот с левой ножки.
погладить левую ногу

Стая птиц
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Птички
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

ЛОСИ
На полянку вышли лоси
скрестить руки и поднять их над
Дружная семья:
головой (пальцы прямые,
раздвинуты),
Папа лось идет с рогами,
шагают на месте,
высоко поднимая колени,
А лосенок с рожками;
на месте переступают с носочка
на носочек (отрывая от пола
только пятки), указательные
пальцы обеих рук приставляют
ко лбу (рожки);

Мама длинными ногами
переходят на высокий шаг с
«большими рогами»;
А лосенок – ножками.
повторяют шаги лосенка.

Уточки
Наши уточки с утра –
Идут по кругу вперевалочку, подражая
Кря – кря- кря! Кря – кря- кря!
походке уток
Наши гуси у пруда –
Идут по кругу, вытянув шеи вперёд и
Га – га- га! Га – га- га!
отставив руки – «крылья» назад
Наши курочки в окно –
Останавливаются, встают лицом в круг,
Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!
бьют руками по бокам
А как Петя – петушок
Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх,
Рано – рано поутру
поднимаются на цыпочки
Нам споёт: ку – ка – ре – ку!

Домашние животные
Мы пришли на скотный двор,
Дети ходят обычным шагом.
Для животных здесь простор.
Рядом луг с густой травой
И прекрасный водопой.
Превратимся мы в коней ,
Ходят с высоко поднятыми коленями
Грациозных,стройных.
И гуляем по лугам ,
Светлым и привольным.
-Цок-цок-цок.
А теперь табун галопом
Бегают с высоко поднятыми коленями
Быстро скачет по лужку.
-Иго-го,-кричим мы громко
Молодому пастушку.
Мух корова отгоняет,
Делают повороты в сторону, «отгоняя мух»
Бьёт хвостом туда-сюда.
Больно оводы кусают.
Мошек столько,что беда.
На пригорках и в канавках
Делают наклоны вниз
Овцы мирно щиплют травку,
Наклоняются к земле,
Звонко блеют они : «Бе-е-е».
Скачут козлики по лугу,
Прыгают
Рожками бодаются.
«Ме-е-е»,-кричат друг другу,
Весело играются.

Шеей крутим осторожно
Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И на место вновь вернёмся. (Дети садятся.)

Солнце землю греет слабо
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

На дворе у нас мороз
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)

Снегири.
Вот на ветках посмотри,
Хлопать руками по бокам.
В красных майках снегири.
Наклонять голову в сторону. 
Распушили пёрышки,
На первое слово каждой строчки частое
Греются на солнышке.
потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам.
Головой вертят,улететь хотят.
Повороты головы.
Кыш!Кыш! Улетели!
Дети разбегаются по комнате, взмахивая руками,
За метелью! За метелью!
как крыльями.

Головою три кивка.
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Мы на лыжах в лес идём.
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога. (Дети машут руками, словно работают лыжными палками.)
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит. (Вращение туловищем вправо и влево.)
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок -
Вот и скрылся наш дружок! (Прыжки.)
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься. (Дети садятся за парты.)
Головою мы вращаем,
Будто твёрдо отвечаем:
«Нет, не буду, не хочу!»
Это детям по плечу. (Вращение головой вправо и влево.)

Мы не будем торопиться
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

Посуда
Вот большой стеклянный чайник,
«надуть» живот, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник.
другая - изогнута, как носик
Вот фарфоровые чашки,
приседать
Очень хрупкие, бедняжки.
руки на поясе
Вот фарфоровые блюдца,
кружиться,
Только стукни - разобьются.
рисуя руками круг
Вот серебряные ложки,
потянуться, руки сомкнуть над головой
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
сделать большой круг

Дружно встали на разминку
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)

Шофер
Быть шофёром хорошо,
Дети бегут по кругу,крутят «воображаемый руль.
А лётчиком лучше.
Бегут, расставив руки в стороны как крылья.
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
Остановились, наклонили воображаемый сосуд.
Завожу пропеллер.
Круговое движение правой рукой.
«В небеса ,мотор,вези,
Бегут, расставив руки.
Чтобы птицы пели.»

«Маляры»
Маляры извёстку носят,
Идут по кругу,держат в руках воображаемые вёдра.
Стены кистью купоросят.
Лицом в круг, изображают движения кистью.
Не спеша разводят мел.
Наклонились, «мешают в ведре»
Я бы тоже так сумел
«Красят».

Самолёт
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)

Паровоз кричит
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!» (Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад.)

А над морем — мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Весёлые прыжки
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)

К речке быстрой.
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Но не отправимся домой

Мамам дружно помогаем
Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)
Через двор растянем ловко
Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)

Солнце
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

Цапля ходит по воде
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице,
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

«Коля-неряха»
Коля, Коля Николай, за собою убирай!
Дети идут по кругу друг за другом.
У тебя ленивы руки:
Хлопают в ладоши
Под столом ремень и брюки,
Приседают.
Не в шкафу рубаха,
«Рисуют» четырёхугольник
Николай-неряха.
Грозят пальчиком и качают головой.

Раз — цветок, два — цветок
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйся до носочков.
Раз — цветок, два — цветок.
А потом сплетём венок. (Наклоны вперёд, сначала к правой ноге, потом к левой.)

Космос.
А сейчас мы с вами, дети
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

Космонавт
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивания — руки вверх.)
А внизу леса, поля —
Расстилается земля. (Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны.)

Наша Родина -Россия.Столица Родины-Москва.
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

Часы
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голов то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.

Моя семья.
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)

День Победы.
Оловянный солдатик стойкий
Оловянный солдатик стойкий,
На одной ноге постой-ка.
На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге.)
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую — к груди,
Да смотри — не упади! (Шагаем на месте.)
А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.)
Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)

На параде
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)
Насекомые.
Паучок
Паучок под лавку
Упал.
Ненароком лапку
Сломал.
В городскую лавку
Сходил
И другую лапку
Купил. (На строки 1—3 все произвольно прыгают на двух ногах. Со словом «сломал» переходят на прыжки на одной ноге. На две последние строки исполняют подскок с поочередным выставлением ноги на пятку.)

Прыгайте кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

Скоро в школу.
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток

Карточки с описанием движений в соответствии с текстом физкультминуток....

Картотека физкультминуток и гимнастики для глаз

Комплекс физкультминуток и гимнастики для глаз предназначен для детей дошкольного возраста с целью предупреждения утомляемости и профилактики нарушений зрения...

Картотека физкультминуток

Физкультминутки для занятий...

картотека физкультминуток

веселые физкультминутки...

Картотека Физкультминуток

Картотека физкультминуток будет полезна воспитателям, а также и родителям...