ФИТБОЛТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛЯЦИИ ПОСТУРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
статья

Карлова Нина Степановна

Двигательное развитие детей с синдромом Дауна имеет характерные особенности, присущие только этой патологии, и, вызывающие изменения в сисстеме постурального контроля. Использование фитбола представляет большие возможности для развития функции равновесия уу детей с синдромом Дауна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fitbol._dauny.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Карлова Н.С.

Инструктор по физической культуре

СПб ГКУЗ СПНДР № 13 Адмиралтейского района

ФИТБОЛТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛЯЦИИ ПОСТУРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Развитие двигательных качеств у детей с синдромом Дауна должно

осуществляться с учетом особенностей, характерных для этого заболевания.

К специфическим особенностям следует отнести:

  • Сниженный мышечный тонус.

Практически все дети с синдромом Дауна появляются на свет с той или иной степенью мышечной гипотонии, которая уменьшается по мере взросления, но мышечный тонус все же не достигает нормы. Эта особенность служит основной причиной, затрудняющей формирование движений.    

- Недостаточность и однообразие реакций равновесия.

Чувство равновесия ребенка с синдромом Дауна развивается дольше, такому малышу требуется гораздо более интенсивный тренинг, направленный на совершенствование равновесия, особенно равновесия в движении или динамического равновесия. Если не уделять внимания этой проблеме, двигательное поведение ребенка будет однообразным и скованным, поскольку для него будут недоступны движения, требующие поворотов, боковых сгибаний и скручивания (ротации) туловища, а ведь именно такие движения необходимы для того, чтобы свободно чувствовать себя в бытовых ситуациях, для красивой походки, будущих занятий спортом.

  • Недостаточная стабилизация положения суставов.

Дети с синдромом Дауна первых лет жизни не могут как следует стабилизировать суставы в нужном положении. Устойчивость и подвижность тела обеспечиваются согласованной работой разных мышечных групп, которая необходима для стабилизации не только суставов конечностей, но и позвоночника. У людей с синдромом Дауна способность управлять напряжением или расслаблением мышц вокруг суставов снижена, и, кроме того, они зачастую не могут полностью активизировать эти мышцы, а также имеют слишком эластичные связки. По этой причине движения детей с синдромом Дауна часто бывают «смазанными», эти малыши порой могут казаться неловкими, недостаточно четко и точно переставляя ноги или пытаясь взять какой-то предмет. Если у обычных детей с увеличением возраста наблюдается постепенное уменьшение мобильности суставов, то при синдроме Дауна в связи с пониженным мышечным тонусом заметное уменьшение подвижности суставов происходит только между пятью и десятью годами.

  • Искаженная проприоцептивная информация.

 Мышечная гипотония, которая стоит первой в списке причин особого двигательного развития, влияет на способность ощущать свое тело, чувствовать его. Проприорецепторы, разбросанные по всему организму человека, постоянно информируют мозг о мышечных сокращениях или расслаблениях, о положении тела в пространстве, обеспечивая возможность произвольно им управлять. У детей с синдромом Дауна из-за мышечной гипотонии проприоцептивная информация искажается, им труднее ориентироваться в управлении телом, поэтому, например, они могут не успевать вовремя напрячь или расслабить ноги, совершая прыжок, или выставить руку для опоры.

Перечисленные особенности вызывают нарушения в так называемой системе постурального контроля, то есть в процессе координации различных систем организма, обеспечивающих возможность принимать и сохранять положения тела в покое и в движении. Именно нарушения в системе постурального контроля и порождают особенности, формирующие типичный для ребенка с синдромом Дауна двигательный профиль.

Кроме перечисленных нарушений, с ростом ребенка возможно появление, а впоследствии формирование и закрепление патологических компенсаторных поз и движений, которые препятствуют нормальному, физиологическому развитию двигательной сферы. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.

Детям с синдромом Дауна  необходимы специальные занятия, направленные не только на освоение новых двигательных навыков, но и на улучшение качества движений, а также расширения двигательного разнообразия (Е.В. Поле, П.Л.Жиянова, Т.Н.Нечаева, 2010).

Основными задачами на практических занятиях будут являться:

  • повышение эмоционального тонуса ребенка,
  • стимуляция мышечного тонуса,
  • стимуляция вестибулярного аппарата,
  • предупреждение формирования или коррекция порочных положений.

Чтобы ребенку хотелось выполнить то или иное действие, необходима

мотивация. Хорошим стимулом, побуждающим выполнить упражнение, является фитбол. Большой, яркий мяч с вкусным запахом несомненно привлечет внимание ребенка. Еще до начала занятий повысится эмоциональный тонус ребенка, что будет способствовать повышению эффективности занятий.

        Использование фитбола представляет большие возможности для развития функции равновесия у детей с синдромом Дауна. В первую очередь, это создание качающейся опоры, причем движения можно производить с разной амплитудой, скоростью, в различных направлениях. Рефлекторное сокращение мышц туловища, возникающее во время изменения движения, стимулирует состояние нервно-мышечной системы, способствует перераспределению мышечного тонуса, активизирует механизмы нервно-мышечной передачи. Усиление эффекта наблюдается при сочетании качающейся плоскости и уменьшении площади опоры.   При выполнении упражнений на мяче в положении неустойчивого равновесия в выполнение жизненно важной задачи: подержания равновесия включаются все возможности сенсорного и моторного звеньев системы постуральной регуляции.

Перемещения на мяче в трех плоскостях активизируют вестибулярный аппарат и проприоцепторы шейной области, способствуя формированию вестибуломоторных связей, обеспечивающих выполнение целенаправленной двигательной активности.

Занятия на мячах с детьми с синдромом Дауна следует проводить  только

с поддержкой ребенка или при совместном выполнении  со взрослым.

        Все упражнения, которые выполняет ребенок на мяче (неустойчивая поверхность) в той или иной степени направлены на повышение тонуса постурального контроля в связи с необходимостью удерживать тело в положении устойчивого равновесия.

        Учитывая гипотонию мышц у детей с синдромом Дауна и, вследствие этого затруднения при удержании тела в вертикальном положении, оптимальным будет начинать занятия в положении лежа  или сидя на мяче, тем самым снижая положения центра тяжести  тела. Кроме этого, положение лежа дает возможность изолированно воздействовать на различные группы мышц. Поскольку при выполнении практически всех упражнений выполняется несколько задач одновременно, предполагается логичным объединить их в группы по исходному положению.

        Упражнения, выполняемые из положения сидя на мяче:

- ребенок сидит между коленей взрослого, ноги опущены. Взрослый, поддерживая ребенка за туловище, раскачивает мяч  в стороны, вперед-назад, меняя амплитуду и скорость движения мяча. Это же упражнение можно выполнять, если у ребенка ноги находятся в опоре на мяче.

- ребенок сидит на мяче, с опорой на ноги. Взрослый стоит, поддерживая ребенка за туловище или за руки. Прыжки на ягодицах, одновременно на обеих и с ягодицы на ягодицу.

         Упражнения направлены на формирование реакций равновесия и развития асимметричных реакций (боковое сгибание и ротация туловища).

        Упражнения в положении лежа:

        - Ребенок лежит на животе. Взрослый удерживает его за ноги или за бедра. Раскачивание мяча в стороны. Движение мяча от ног к голове и обратно.

        - Положение лежа на спине. Такие же движения мяча.

Выполнения этих упражнений стимулирует сгибание, разгибание, ротации туловища, а также выпрямительные реакции и равновесия. Происходит увеличение объема разгибания в тазобедренных суставах, укрепление мышц, выпрямляющих туловище.

        - Положение лежа на животе, руки на полу. Ребенок тянется за игрушкой, лежащей перед ним. Взрослый, фиксируя ребенка за ноги, за счет движения мяча вперед-назад, стимулирует хватательное движение. При небольших боковых движениях мяча ребенок осуществляет ротационные движения туловища.

        При выполнении этого упражнения усиливаются выпрямительные реакции. Развиваются асимметрические движения верхних конечностей, укрепляются, в первую очередь, мышцы плечевого пояса. При движении кистями по полу развивается опорная функция рук.

        Положение стоя на мяче:

        - Ребенок стоит на мяче межу коленей взрослого, сидящего на мяче. Поддержка за бедра. Раскачивание на мяче.

  • Ребенок стоит на мяче. Взрослый поддерживает его за руки.

Легкое покачивание мяча.

        То же положение. Ходьба на мяче (Перенос веса тела с одной ноги на другую).

- Ребенок стоит на мяче на коленях. Взрослый поддерживает его за руки.

Подъем в положение стоя.

- Ребенок стоит на мяче. Взрослый поддерживает его за руки. Приседание

на мяче.

        -Ребенок стоит на мяче межу коленей взрослого, сидящего на мяче. Поддержка за бедра. Прыжки на мяче.

- Ребенок стоит на мяче. Взрослый поддерживает его за руки. Прыжки на мяче.

  • Ребенок стоит на мяче. Взрослый поддерживает его за руки.

Спрыгивание с мяча на руки, на мат, в сухой бассейн.

        Упражнения направлены на стабилизацию тела в пространстве, стимуляцию вестибулярного аппарата, нормализацию тонуса мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела.

  • Ребенок (дети) стоит рядом с мячом. Хлопанье по мячу

расслабленными ладошками, кеглями, под команду или ритмичные хлопки взрослого. Меняется темп, частота ударов.

Упражнение высоко эмоциональное. Стимулирует координацию,

мышечный тонус конечностей.

ЛИТЕРАТУРА

1.Жиянова П.Л. «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна». -  М.: 2002

2. Кузьмина С.В. Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2010.

3. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. М.: Монолит, 2003.

4. Е. В. Поле, П. Л. Жиянова, Т. Н. Нечаева. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. Практическое руководство

для родителей. Благотворительный фонд «Даунсайд Ап». М.: 2010.

5.   Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте.-СПб.,1999.

6. Сайкина Е.Г.,Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах».-СПб., 2008.

7.Уиндерс П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна: руководство для родителей и специалистов / пер. с англ. Н. С. Грозной. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2003. 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с синдромом Дауна - кто они?

Статья освещает проблемы развития детей с синдромом Дауна....

Статья Двигательная активность детей с синдромом Дауна

  Двигательная активность детей с синдромом Дауна. Методика работы по формированию навыков крупной моторики и ориентировки в пространстве у детей с синдромом Дауна....

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....

Художественное творчество, как средство развития мелкой моторики рук у детей с синдромом Дауна

ЦЕЛЬ : развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна  в разных видах художественной деятельности....

Стимуляция сенсорного развития у детей с синдромом Дауна

Развитие некоторых чувств начинается еще до появления ребенка на свет. Эти чувства иногда называют базовыми. Их стимуляция в течении первого года жизни ребенка оказывает решающее влияние на развитие е...