Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников».
учебно-методический материал

Маслова Людмила Анатольевна

Существует большое разнообразие видов арттерпии и один из них – изо- терапия. Она предлагает человеку  выразить свои чувства и переживания с помощью рисования, лепки, конструирования, работы с природным материалом,  помогая тем самым найти новые способы общения с миром, делая этот процесс радостным, интересным и успешным для каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Мастер – класс

«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников».

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема мастер – класса «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»  на первый взгляд не связана с работой воспитателя. Вы можете сказать, что это работа психолога.

Я бы хотела услышать ваши ожидания от нашей сегодняшней встречи (2 – ответа).

Я надеюсь, что смогу ответить на ваши вопросы и каждый из вас получит то, что ожидает.

У каждого из вас есть силуэт человечка. Возьмите любой  фломастер и раскрасьте его в соответствии со своими ощущениями и ожиданиями. Голова – это ваши представления о теме мастер – класса.  Тело – ваши ощущения, чувства, эмоции ожидаемые  от предстоящей работы. В конце нашей встречи мы к ним вернемся.

Итак, что же такое  арт – терапия?

Это инновационная технология, выражающаяся  в заботе об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье  личности, группы, коллектива.

Привлекательность   этого метода для современного человека состоит в том, что арт- терапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

Существует большое разнообразие видов арттерпии и один из них – изо- терапия. Она предлагает человеку  выразить свои чувства и переживания с помощью рисования, лепки, конструирования, работы с природным материалом,  помогая тем самым найти новые способы общения с миром, делая этот процесс радостным, интересным и успешным для каждого.

В процессе экспериментальной деятельности  нашим коллективом создана система комплексного сопровождения  детей группы «риска», имеющими проблемы  в эмоционально – личностной сфере,  общении и поведении. Специфика сопровождения ребенка в  ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только педагогический)  участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников.  Работая в идеологии  «команды» каждый  специалист  выполняет свои четко определенные задачи  и функции.

В процессе экспериментальной работы я использовала программу «Радуга красок», направленную на  развитие  социально и эмоционально успешной личности дошкольника  средствами изотерапии, которая является  наиболее мягким и вместе с тем очень эффективным методом  работы с трудными детьми. Ребенок  может не говорить или не может принять  своими проблемы своими, но при этом  лепит, поет, выражает себя через движение  телом.  Показаниями для проведения арт – терапевтической работы являются негативная «Я концепция», дисгармоничная заниженная самооценка, низкая степень самопринятия, трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность, неадекватное поведение.

Разработанный мной коррекционно – развивающий  цикл включает два блока встреч. В первую  входят  образовательные ситуации, помогающие детям осознать и отреагировать свои внутренние эмоциональные состояния:  «Мое настроение», «Радость», «Грусть», «Удивление», «Страх».  

Второй блок  направлен  на осознание своего личностного «Я» и формирование способов эффективного взаимодействия детей друг с другом: «Я», «Я и мои друзья», «Хоровод цветов», «Добрые дела».

Набор детей в группу осуществляется по рекомендациям педагога - психолога, который проводит углубленную психологическую диагностику, определяет характер и причину проблем ребенка и намечает  индивидуальный маршрут его сопровождения. Одновременно кружок  посещают  6 – 8 детей.  В течении года проводится 2-3 цикла занятий , что соответственно увеличивает процент охвата детей, нуждающихся в коррекционной  работе.  

Работа в технологии изотерапии рекомендует  определенную  структуру образовательной ситуации, необходимость сохранять логическую последовательность её частей, что снижает тревожность, увеличивает предсказуемость, делает обстановку более защищенной.

Основная часть  занятий посвящена созидательному творчеству. На  каждой встрече  воплощается свой образ, включающий в себя  ценностные личностные качества. Детям дается до трех заданий и при необходимости включаются логические связки или тренинговые упражнения.

Особый акцент  делается на выборе изобразительных  техник. На первых встречах  используются техники с неоформленными материалами, не закрепощающие ребенка, например, кляксография, монотипия, рисование воздухом, пальцами и т. п.  Это позволяет снизить страхи, тревожность, дает полет  фантазии.  В дальнейшем увеличивается количество парных и групповых заданий, в процессе которых детям приходиться договариваться, обсуждать, делить территорию, что способствует развитию навыков позитивного, бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.

Артерапевтическая работа предполагает большой выбор изобразительных материалов. Я предлагаю  детям все, что оставляет след на бумаге и наносим эти материалы на бумагу мы тоже всем, чем угодно.

Выбор материалов определяет характер действия детей. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки, фломастеры, позволяют усилить внутренний контроль, в то время как другие  - акварель, гуашь, глина – способствуют свободному самовыражению и позволяют передавать более широкий спектр эмоций.

В процессе работы в технологии изотерапии необходимо придерживаться ряда принципов (на слайде), важнейшим из которых является желание ребенка. Творчество без желания невозможно, как невозможен и доверительный диалог с ребенком.

 

А сейчас я  предлагаю вам принять участие в  имитационной  игре  в технологии изотерапии «Путешествие на неизведанную планету»

Имитационная игра.

Прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам небольшую памятку участника мастер – класса:

Получай удовольствие от того, что делаешь!

Позволь себе быть свободным!

Проявляй доброжелательность к себе и другим.

Постарайся быть внимательным к окружающим!

Избегай оценок и суждений!

Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

 И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!

Сегодня мы будем общаться, выражать свои чувства, ощущения, эмоции с использованием методов технологии арт – терапии.

Часть первая – ритуал  приветствия

Прежде, чем мы начнем нашу работу, нам необходимо познакомиться.  Посмотрите какой чудесный шарик у меня в руках.  Он не простотой, волшебный. Когда вы его передаете с ним передается ваше тепло, ваша доброта. Сейчас  мы будем передавать его и каждый, у кого он окажется,  назовет свое имя и  то, что он любит делать больше всего. Замечательно, мы с вами не просто познакомились, но и поделились своим теплом и положительными эмоциями. Этот шарик в течение всего  путешествия будет помогать нам. Тот в чьи руки он попадет, будет делиться с участниками  мастер класса своими чувствами, ощущениями, впечатлениями.

Часть вторая – дополнительное рисование

Сегодня я хочу пригласить вас в одно увлекательное космическое путешествие. На чем же мы полетим? Какой вид транспорта выберем?  Конечно же, космический корабль. Каждый из вас представляет свой корабль, для кого – он должен быть прочнее, для кого – то надежнее, для кого – то красивее. И для того  что бы он получился совершенным, мы нарисуем его все вместе, но только по очереди. Каждый начнет рисовать на свое листе. По сигналу колокольчика вы останавливаетесь и передаете его соседу справа. Так вы будете дорисовывать корабли других людей, пока ваш корабль не вернется к вам.

Рефлексия: Предлагаю двум участникам (тем, кому дам шарик) поделиться своими впечатлениями. Устраивает ли вас ваш корабль и внесенные в него изменения. Что вы чувствовали, когда увидели свой корабль. Какие эмоции испытывали, когда дорисовывали  чужие корабли.

Вывод: в работе с дошкольниками прием хорош для формирования чувства толерантности, умения контролировать свои чувства, эмоции, адекватно реагировать  на действия сверстников.

Часть третья – Изотворчество или свободное рисование.

Итак, наши корабли готовы. Отправляемся в полет.

Психологический настрой «Полет»

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе темное небо с яркими звездами. Мы… одна команда большого космического корабля. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо.

Крепко – крепко сожмите штурвалы. Вы чувствуете корабль взлетает, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать:

Вдох - выдох

Вдох – выдох

Вдох – выдох

Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды.

Давайте сделаем плавную посадку возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х и выдох.

Глубокий вдох и выдох так и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели.

Выходим из корабля и видим совсем незнакомую нам планету. Мы видим какой-то необыкновенной красоты цветы и совсем необычных насекомых и животных. А воздух пропитан свежестью и ароматом этой планеты. Мы протягиваем руки, чтобы дотронуться до цветов. Они протягивают свои головки к нам, как бы приветствуем нас.

Мы чувствуем, как через наши пальцы в тело проходит тепло…

Но нам пора возвращаться домой. Мы возьмем все это добро радость и чистоту с собой и поделимся со всеми людьми.

Вот мы и дома. Полет был длинным и интересным. Давайте встанем, потянем руки, встряхнем. И нарисуем ту удивительную планету, которую видели только мы.

У нас есть одна большая планета, но она абсолютно ничем не заселена.(Показываю большой шар из папье – маше)

Мы все вместе будем рисовать одну планету  в техники изотерпии.   Нужно выполнять два условия:

1. Можно рисовать в любой части планеты, любыми красками. Можно перемещаться вокруг планеты, дополнять рисунки других участников.

2. Нельзя запрещать другому человеку рисовать там, где он захочет.

 Об окончании работы нам подскажет колокольчик.

(Под звуки легкой музыки участники рисуют планету  в течении 2-3  минут)

Рефлексия с воздушным шариком. Что понравилось. Что вызвало напряжение. Легко ли было договариваться. Не раздражало ли, что в твой рисунок  кто – то вмешивается.

Вывод: Прием коллективного изотворчества очень эффективен для развития коммуникативных навыков детей, формирования умения договариваться, уступать друг другу. С другой стороны он способствует внутреннему раскрепощению, реализации своих внутренних ощущений, желаний.

Часть четвертая:  Коммуникативное рисование

Вы помните, когда мы летали на неизведанную планету, то видели необычных животных, таких на земле не увидишь. Вот их мы сейчас и нарисуем. Рисовать будем  в парах. Разбиться на пары нам помогут карточки.

Прежде чем начать рисовать нам необходимо подготовить  холст. В этом нам поможет  космический грунт, который мы набрали на неизведанной планете. (Предлагаю каждой паре контейнеры с сыпучим материалом, попересыпать его). Чувствуете, как утекает с пальцев тревога, неуверенность, раздражение. Возьмите емкость с  грунтом и засыпьте им поднос  (каждая пара готовит свое поле). Холсты для рисования мы подготовили, а теперь надо определиться с изображаемым объектом. В этом нам поможет чудесный мешочек. По очереди опускайте руку в него и нащупайте животное, которое будете рисовать. Данная техника называется коммуникативное рисование. Рисуем вдвоем одно животное в соответствии с тем, что мы почувствовали в мешочке. Главное условие – общаемся  друг с другом без слов, глазами, жестами, мимикой, красками.  Работу заканчиваем по сигналу колокольчика (2- 3 мин.).

Рефлексия с воздушным шариком. Нравится ли вам  животное, которое у вас получилось?  Легко ли договариваться без слов?  

Вывод. Данный прием развивает у детей навыки невербального общения, умения устанавливать позитивные контакты со сверстниками.

Заключительная часть игры.  Любование своими работами.

Участники передвигаются по кругу, по очереди останавливаются около рисунков, при желании комментируют их.

Завершение мастер – класса.

Возьмите своих человечков. Переверните их на другую сторону и если ваши представления и ощущения после нашей встречи изменились раскрасьте их по другому.

Я вижу, что наша встреча оказалась полезной для вас, принесла вам тепло и удовлетворение. Надеюсь, что  я сумела  убедить вас в важности изо – терапии и возможности ее использования в работе с детьми.  В ваши педагогические копилки я хочу предложить небольшие памятки, где  вы найдете рекомендации по организации занятий в технологии арт – терапии, описание основных арт – терапевтических техник и картотеки нетрадиционных изобразительных техник.

Литература:

  1. Свистунова Е.В., Горбунова Е.В. и др. Такие разные дети. Арттерапияя для дошкольников. – М. СтереоМир, 2007.
  2. Киселева М.В. Арт – теарпия в работе с детьми. – СПб, Речь, 2006.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб, Речь, 2001.
  4. Семаго Н.Я., Семаго  М.М.  Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

Мастер – класс«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348023","attribute...

«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»

Изотерапия одно из направлений арт-терапии (арт – творчество, терапия - лечение). Лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно в...

мастер-класс "Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.....

Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"

Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...

Информационно – психологическая брошюра для любознательных родителей "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников"

Мир постоянно информационно усложняется и не хватает времени для живого человеческого общения. Давайте сделаем первые шаги на встречу друг к другу и совершим небольшую экскурсию в мир детства.У каждог...

Тестопластика как средство укрепления психического здоровья дошкольника.

Группа кратковременного пребывания( 3-4 года). Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловко...