Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"
материал

Марченкова Елена Валерьевна

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 г.Ярцева Смоленской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Создание предметно пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

Разработала:

воспитатель

МБДОУ детский сад №10

Марченкова Е.В.

2018 г.

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Центры активности организовываются на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим образовательным областям.

1. Образовательная область: Художественно — эстетическое развитие.

В уголке «Творческая мастерская» для развития детей можно подобрать различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном уголке должен находиться материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

«Музыкально — театрализованный» уголок. Он должен быть представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещаются маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

2. Образовательная область: Речевое развитие.

«Книжный уголок». Содержание книжного уголка должно соответствовать возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем должны находиться книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещаются фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

В уголке «Развитие речи» должны находиться различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

3. Образовательная область: Познавательное развитие.

Уголки должны быть организованы и представлены учётом индивидуальных особенностей0детей,0их чувственного опыта,0информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка.

Уголок «Природы».  Данный уголок должен содержать в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями. Помимо комнатных растений, в данном уголке должны присутствовать различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Могут быть оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности представляется многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем должен находиться материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей и проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

Уголок «Математики» (игротека). В данном уголке располагают нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, могут быть представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Игры на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдается играм, которые способны стимулировать развитие детей.

«Строительный» (конструктивный) уголок. В уголке строительно-конструктивных игр в большом разнообразии могут быть представлены различные виды и формы конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Уголок может быть дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.

4. Образовательная область: Социально-личностное развитие.

В уголке «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещаются таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

В «Нравственно-патриотическом» уголке должна быть помещена государственная символика и символика родного региона. В нем находятся пособия отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д., уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей родного региона.

Уголок «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащается необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

5. Образовательная область: Физическое развитие.

«Спортивный уголок» может содержать в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном уголке игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей

Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для  наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....

Роль здоровье сберегающей пространственной предметно-развивающей среды в развитии активной деятельности детей

Задачей каждого образовательного учреждения является создание каждому воспитаннику условий для  наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей путём укрепления здоровья....

"Организация предметно-развивающей среды по развитию игровой деятельности" карта оперативного контроля

Карта оперативного контроля по "Организации предметно - развивающей среды по развитию игровой деятельности"...

Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.

С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» -  Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...

Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...