Мастер-класс «Здоровый педагог-здоровый ребёнок»
материал

Ручкина Анна Александровна

Профессия педагога очень энергоёмкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchkina_master-klass.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10

г. Вязьма Смоленской области

Мастер-класс

«Здоровый педагог-здоровый ребёнок»

Ручкина Анна Александровна

2017г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на сегодняшней встрече!

Профессия педагога очень энергоёмкая. Она требует огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
И сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
             Вместе с учебной нагрузкой растёт нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация может привести к эмоциональному истощению, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жёсткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций и он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Синдром выгорания развивается не сразу, на это уходит приличный промежуток времени. Но у разных людей период развития синдрома различается: кто-то «сгорает» за 5 лет, у кого-то организм борется дольше, у кого-то – меньше. У некоторых даже при напряженной работе синдром выгорания не проявляется вовсе, так как человек прекрасно сочетает и работу, и хороший отдых.

Существует несколько стадий выгорания:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

- Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств,  свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но …. как-то скучно и пусто на душе;

- Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;

- Возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; все чаще хочется сказать «Не лезьте ко мне, оставьте  в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

- Возникают недоразумения с детьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

- Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей  - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения.

 Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

- Притупляется представление о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

- Такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Универсального рецепта от «сгорания» нет, – протекание процесса, способы выхода из него зависят от структуры и психологических особенностей личности.Решения проблемы профессионального и эмоционального выгорания могут быть разными.
Сегодня мы научимся приёмам, которые помогут вам избежать и предупредить эмоциональное выгорание.

Упражнение “Ассоциации”

 Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

 Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.

«Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать на работе. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришёл вам в голову, и изобразите его на листе бумаги».

 После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.

Упражнение “Ведро мусора”

 Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

  Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

 После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение «Зеркало».

Педагогам предлагается отгадать загадку:

И сияет, и блестит

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет,

Все как есть оно покажет.

                                               (зеркало)

«Посмотрите внимательно на самого важного в вашей жизни человека – самого себя. На вас смотрит самый симпатичный, удачливый, ответственный, жизнерадостный, полный оптимизма человек.  

(Получится, что каждый из педагогов увидит собственное отражение в зеркале, а значит самого себя).

В течение дня мы часто хвалим детей, родителей, а себя любимых?

Именно Вы являетесь тем резервом, который способен справиться с любыми трудностями. Поэтому чаще смотрите в зеркало на себя любимую. Чаще улыбайтесь своему отражению, говоря приятные слова».

Упражнение «Гора с плеч»
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряжённость, быстро восстановить силы. Упражнение «Гора с плеч» можно использовать с целью сброса психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины; контроля за осанкой и уверенностью в себе. Выполняется оно, стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Несколько приемов.

Отработав много лет в детском саду, педагоги начинают чувствовать, что они начинают опустошаться, т. е. «терять счастье». Происходит это от того, что каждый день вы отдаёте частичку себя другим. Наши души, как наполненные сосуды, по мере пользования ими, имеют свойство опустошаться. Предлагаю послушать древнюю притчу.

Древняя притча «Счастье»

Господь слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Господь, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Мы ищем счастье тут и там,

За ним мы бродим по пятам,

Ему твердим мы бесконечно -

С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,

Мы долго, вглядываясь в лица.

Найти пытаемся ответ -

В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,

Что счастье - чьих-то рук творение…

Вопрос для обсуждения:

Скажите, почему Бог положил в ладонь оставшийся кусок глины?

Как вы думаете: Счастье - чьих рук творение?

Все ваши мысли верные. Мы с вами сами творцы своего счастья. И перед нами стоит нелёгкая задача, сделать счастливыми не только себя, но и свою семью и своих воспитанников. Я Вам желаю счастья!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Здоровый педагог-здоровый ребенок"

Данная разработка будет интересна как начинающим педагогам-психологам, так и психологам с большим стажем работы....

Мастер-класс «Здоровый педагог – здоровый родитель – здоровый ребёнок»

Педагог обязан развивать в своих воспитанниках привычку, стремление к здоровому образу жизни. И конечно, как и в других сферах воспитания личности, помощь родителей в данном вопросе очень важна....

Мастер-класс "Здоровый педагог - здоровый ребенок!

quot;Эмоциональное выгорание" - характеристика, причины возникновения. Рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции....

мастер класс "Здоровый педагог - здоровый ребенок"

Практическое занятие с воспитателями...

Мастер класс "Здоровый педагог - здоровые дети"

laquo;Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе»....

Мастер-класс «Здоровый педагог — здоровые дети»

Цель: Формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии, как залоге успешности в педагогической деятельности, умения и желания заботиться о своём здоровье и здоровье детей....