Консультация для родителей "Как воспитать здорового ребенка"
консультация (средняя группа)

Азиханова Айгуль Герасимовна

Консультация для родителей "Как воспитать здорового ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak-vospitat-zdorovogo-rebenka.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАК   ВОСПИТАТЬ

ЗДОРОВОГО    РЕБЕНКА

                                                                              Воспитатель Доровых Римма Вениаминовна

                                                 Нижневартовск 2015

Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. Основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В настоящее время роль педагогики оздоровления стремительно растет.         Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Одной из первостепенных научно-практических задач валеологии – науки о том, как научиться быть здоровым – должна стать разработка новых методик формирования у детей доминирующих потребностей сохранения здоровья. Здоровье – это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Таким образом, понятие "Здоровье" включает физический, психический и нравственный компоненты, т.е. здоровье – это система нравственных ценностей, и совокупность личных качеств человека, обеспечивающих ему полноценное существование и выполнение своих биологических и социальных функций.

Педагогическое оздоровление должно превратить здоровый образ жизни из общественного эталона в осознанную индивидуальную потребность детей. На основе сознания личной ответственности за свое здоровье и устойчивой мотивации к здоровому образу жизни ребенок сможет: усвоить правила здорового образа жизни, соответствие его индивидуальным особенностям и возможностям. Раскрыть внутренние резервы своего организма, повысить адаптивность  к фактором природной и социальной среды.  Воспринимать здоровый образ жизни, как норму и стиль жизни, способствующие максимальной реализации факторов устойчивости. Основной задачей программы является укрепление и сохранение здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Это задача проходит через разделы: организация рационального режима дня, создание гигиенических условий, организация закаливания, формирование культурно – гигиенических навыков, психическое здоровье, основы безопасности, познавательные занятия.

Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал  дошкольный возраст как время "фактического складывания будущей личности". Называя первые семь лет жизни периодом "очеловечения", он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение родовыми человеческими признаками: членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности. Именно в этот период возникает и интенсивно развивается способность к знаковому преобразованию действительности, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа). К большому сожалению очень мало пособий по ознакомлению дошкольников с человеком и по формированию взглядов на здоровый образ жизни. И очень важно восполнить имеющийся пробел. Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться здоровому образу жизни, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение. Психологическая готовность ребенка к  обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.       Первое обязательное условие это высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В детском саду ознакомление с человеком базируется на наблюдениях, самонаблюдениях и экспериментах. Это позволяет максимально использовать преимущества наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, присущего детям дошкольного возраста. Другим обязательным условием является формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни. Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться здоровому образу жизни, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение.

Надо всегда напоминать детям о пользе  и укрепления здоровья для долгой и радостной жизни. Необходимо умело создавать у детей установки на познание и оздоровление.

Внедрить в работу конспекты "Уроки здоровья". Игры, задания, упражнения, которые предлагаются в этих конспектах позволяют сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью, а также способствуют развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Каждый ребенок получает знания о себе, о своем теле, начинает осознавать вклад каждой системы организма, выживание и здоровье.

Специальные оздоровительные игры с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта, что, в конечном счете, способствует сохранению и укреплению здоровья.

Дети нуждаются в комплексе лечебно-оздоровительных мероприятий: соблюдение режим дня, закаливание организма, водных процедурах, физиотерапии, физическом воспитании, массаже, лечебной гимнастике, ритмике.

Игра, являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни.

Но результативно это может проходить только в том случае, если педагог не только хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих воспитанников, но и владеет рациональной технологией "встраивания" разнообразных подвижных, спортивных, оздоровительных игр в режим жизнедеятельности дошкольника и обладает широким арсеналом приемов использования их оздоровительно-развивающего и коррекционно-профилактического потенциала в неразрывном единстве.

Много интересного увидит и узнает ребенок в жизни. Но, пожалуй, самое интересное и самое непонятное – это он сам. Какой я? Что я умею? Как я появился? Из чего я сделан? Тысяча вопросов и пока значительно меньше ответов! Но попытаться познать себя человеку необходимо. Это нужно и для того, чтобы осознанно заботиться о своем здоровье, и для лучшего понимания состояния других людей, и для развития познавательных интересов, творчества, воображения, без чего человек – не человек. Но познать себя самостоятельно, без помощи взрослого не только трудно, но для  ребенка, пожалуй, и невозможно.

Главная задача – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию и научить их помогать себе, бережно относиться к органам чувств, к своему организму в целом. И естественно встает вопрос, как предлагать элементарные знания из анатомии и физиологии маленьким детям?

В народной педагогике, в фольклоре можно найти множество песенок, потешек, частушек, игр-забав, построенных на ознакомление малыша с собственным телом. Ручки, пальчики, ножки, глазки – все они "герои" многих поэтических обращений к ребенку. Народ мудро выстраивает "программу ознакомления ребенка со своим телом", понимая, что такой интерес появляется очень рано. Еще не осознавая этого, ребенок начинает любить себя, ощущать свои физические возможности, начинает сравнивать себя с другими, с радостью находить сходство.

Знакомить со своим телом, с организмом, особенно когда они еще маленькие, следует легко, непринужденно, эмоционально, играя. Воспитатели используют жизненные ситуации (общение с детьми и взрослыми, праздники). Режимные моменты (умывание, питание, укладывание спать) для того, чтобы показать ребенку, что "умеют" его руки и ноги (топать, плясать, бегать). Зачем нужны глаза, уши, язычок, почему нужно тепло одеваться в холодную погоду и многое другое. Все эти знания ребенок получает в соответствующей ситуации и поэтому они ему понятны, легко запоминаются.

Задачей ознакомления детей младшего дошкольного возраста является поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и отношения к себе.  

 В оздоровительной программе включен материал, с помощью которого педагоги развивают в ребенке интерес к миру людей и к самому себе. Она поможет  найти индивидуальный подход к каждому ребенку, развивать не отдельные качества, а целостную личность дошкольника.

Ведь именно в дошкольном возрасте через игру закладываются основные качества личности человека: основы нравственных качеств и первые нормы взаимоотношений. Успешная оздоровительная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности детей. Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Надо всегда напоминать детям о пользе  и укрепления здоровья для долгой и радостной жизни. Необходимо умело создавать у детей установки на познание и оздоровление,  воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Актуальность исследований в данной области состоит в том, чтобы помочь ребенку как можно раньше бережно относиться к своему здоровью и привить ему любовь к здоровому образу жизни.

Ввести ребенка в "Страну здоровья", - важнейшая задача воспитателя, решая которую он будет способствовать формированию у детей общечеловеческого сознания, развивать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать здорового ребенка?

Основными проблемами современного  общества является рост заболеваемости среди детей, невнимательное отношение родителей к вопросам физического развития ребенка. Тогда как именно в семье закладыв...

Родительское собрание в форме мастер - класса "Как воспитать здорового ребенка?"

Родительское собрание с учетом деятельностного подхода, в духе соревнования, которое  познакомит родителей с основными составляющими режима дня, особенностями технологии приготовления пищи для де...

ТОЛЬКО ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГ МОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА!

ТОЛЬКО ЗДОРОВЫЙ ПЕДАГОГМОЖЕТ ВОСПИТАТЬ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА!...

«Как воспитать здорового ребенка» Консультация для родителей

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?...

Консультация для родителей «Как воспитать здорового ребенка в семье»

Материал содержит рекомендации и советы для родителей,как сформировать здоровый образ жизни своего ребенка....

Консультация для родителей «Как воспитать здорового ребенка»

На сегодняшний день существует проблема вырастить ребенка здоровым.Ухудшилась экология, натуральные продукты заменяются «химией, мутируют вирусы, накапливаются генетические заболевания, преоблад...