Консультация для педагогов «Здоровьесберегающая среда ДОУ согласно ФГОС ДО».
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Миркина Светлана Васильевна

 

В наше время ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей тем более процветающим становится само общество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55»

Консультация для педагогов

«Здоровьесберегающая среда ДОУ  

согласно ФГОС ДО»

Подготовила воспитатель:

                                                                                               Миркина С.В.

ЗАТО Северск

2018

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитателя»

В.А. Сухомлинский

В наше время ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей тем более процветающим становится само общество.

В настоящее время проблема оздоровления детей особенно актуальна в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. В детских садах используются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы, направленные на здоровьесбережение детей. Но пока на настоящий момент мы не можем сказать, что здоровье детей – это уже не проблема. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

А между тем, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дошкольный возраст – самый поддающийся воздействиям период, в этом возрасте ребёнок быстро обучается и усваивает, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и детьми.

Предметно-развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Согласно ФГОС ДО в дошкольных учреждениях должна быть создана такая предметно-развивающая среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.

Только правильно организованная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребёнка.

Создавая здоровьесберегающую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие:

  • принципам здоровьесберегающего обучения (приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы);
  • принципу формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет ощущаемым;
  • принципу создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности.

Для реализации этих принципов необходимо использование всех видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и создание предметно-развивающей среды, способствующей здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль за питанием детей, профилактические мероприятия и др.);
  • физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка);
  • обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности);
  • образовательные (воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
  • обучение здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, игротренинги, игротерапия, самомассаж);
  • коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.).

Предметно-развивающая среда должна быть:

  • содержательно насыщенной (оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.);
  • трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д.);
  • вариативной (наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
  • доступной;
  • безопасной.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей; реализацию различных образовательных программ; ну и, конечно же, сохранению здоровья детей, как физического, так и эмоционального.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. При этом важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми. А так же, чтобы предметная среда не только развивала, но и укрепляла здоровье детей, как психическое, так и физическое.

В группе могут быть созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в детском саду играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребёнка. Помимо основных, она несёт ещё и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребёнка, как психическое, так и физическое.

Литература:

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с.21–28.
  2. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr
  3. Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.).  - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 14-16.
  4. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
  5. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
  6. ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.  

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ согласно ФГОС ДО» Центр физической активности

«Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ согласно ФГОС ДО»  Центр физической активности...

консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС"

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, будущих первоклассников без ущ...

Консультация для педагогов " Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках ФГОС ДО"

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а...

Предметно- развивающая среда группы, согласно ФГОС.

Образовательная среда- часть совокупность условий целенаправленно создаваемых в целях обеспечения  полноценного образования и развития детей.Согласно ФГОС в ДОУ, развивающая предметно пространств...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

. Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодейст...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Что такое здоровьесберегающие технологии?  Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных пробле...

Консультация для педагогов "Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО"

В последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встает особенно остро, как перед родителями, так и перед педагогами. Если обратиться на несколько десятилетий назад, то можно ув...