Консультация для педагогов «Развитие творческих двигательных способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Наталья Александровна

Детям совершенно так же, как и взрослым,

хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого надо делать.

Объяснить им, и они будут беречься.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих  двигательных способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных

здоровьесберегающих технологий»

Детям совершенно так же, как и взрослым,

хочется быть здоровыми и сильными,

только дети не знают, что для этого надо делать.

Объяснить им, и они будут беречься.

         С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка, его творческих способностей. Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности.

Основной формой реализации педагогического опыта являются специально подобранные нетрадиционные здоровьесберегающие технологии, служащие фундаментом для развития  творческих и физических качеств у детей.

 Это:

  • Игротерапия  – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры.

 Основная цель игровой терапии - помочь ребенку

выразить свои переживания наиболее приемлемым для него

образом – через игру, а также проявить творческую активность в

разрешении сложных жизненных ситуаций, "отыгрываемых” или

моделируемых в игровом процессе. Очень хорошие результаты дает

групповая игротерапия для детей замкнутых, стеснительных,

некоммуникативных.

В работе с детьми по игротерапии используются вещи, с которыми

они любят играть, так называемые "взрослые вещи”: телефоны,

плеер с наушниками, фотоаппарат, украшения, детские спортивные снаряды. Детям важно пользоваться ими понарошку, так как именно с этими предметами

связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение.

Сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью

кукол, поможет детям осознать причины своего поведения и понять свои слабые и сильные стороны.

  • Сказкотерапия  – это воспитание и лечение сказкой.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций. Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

  • Музыкотерапия

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность.

«Слушать музыку- это искусство, 

которому надо учиться»         

  •  Коммуникативные игры и танцы

Невербальное общение- это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание, это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой.  Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной деятельности детей и педагога, на занятиях ритмики, на праздниках, в самостоятельной деятельности.

Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.

Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки.

  • Ритмопластика - укрепляет различные группы мышц и осанку

развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус, развивает умение чувствовать и передавать характер музыки, развивает умение правильно и красиво двигаться.

Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощению. Основывается на методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся детей. Здесь используются элементы движений и упражнения, выполняемые в сюжетной игровой форме с музыкой.

  • Биоэнергопластика - развивает  внимание, воображение развивает пространственное мышление, стимулирует развитие речи быстроту реакции и воспитывает эмоциональную выразительность.

 Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела и рук.  Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, улучшают внимание, память, мышление, оптимизируют психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствуют коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.

«Чем больше уверенности в детской руке, тем ярче речь ребенка. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.» 

В.А.Сухомлинский.

  • Креативная гимнастика  -  развивает способности детей: мышление, самовыражение, познавательную активность, воображение, фантазию, раскрепощенность. Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, игр, направленных на развитие физических качеств.

 Креативная гимнастика это:

-Музыкально-творческие игры.

-Образно-игровые движения (упражнения с превращениями)

  • Игрогимнастика - служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, направленные на расслабление мышц, дыхание и укрепление осанки.
  • Игровой самомассаж - способствует формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
  • Игровой стретчинг носит имитационный характер и выполняется по ходу занятия, состоящий из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений. Образно-подражательные движения развивают двигательную деятельность, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание. " Стретчинг – комплекс упражнений основаный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
  • Минуты тишины  - снятие эмоционального напряжения.

Минуты тишины - это специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей, коррекция настроения и отдельных черт характера.

Дети познают мир через услышанные звуки.

  • Минуты шалости - миниигры для поднятия настроения, психологическая разгрузка. Очень полезно использовать в минутах шалости коммуникативные танцы и игры.

Ведущий по сигналу (удар в бубен) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается…. Повторный сигнал ведущего через 1-2 минуты объявляется конец шалостям.

  • Улыбкотерапия

Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

От улыбки станет всем светлей…

     Вышеперечисленные формы использую на занятиях следующим образом. В вводной части физкультурного занятия не только разогревают мышцы и суставы, но и «настраиваются» чувства, т.е. подготавливают детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Проводя «эмоциональную разминку», учим своих воспитанников «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, «Грустный и веселый», «Гномы и великаны», «Холодно - жарко» и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем. Все это помогает гармоническому развитию личности.

На занятиях воспитывается чувство коллективизма, интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики. С этой целью предлагаются детям специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его па полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.

Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений («корова», «улитка», «силачи»). В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение.

Чтобы поднять настроение, используется упражнение, которое называется «Салют». Дети принимают свободную позу, закрывают глаза и вспоминают, как впервые с радостным чувством нетерпеливо ожидали прекрасное зрелище -праздничный салют. Произносится: «Огонь». После чего дети вскидывают руки вверх, подпрыгивая, кричат: «Ура», вкладывая в этот крик радость и ликование.

В заключительной части занятия для восстановления организма  можно провести упражнение на расслабление. Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности.

Оздоровительные занятия проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития.

Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры-забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют:

-созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями.

повышению уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

стабильности эмоционального благополучия каждого ученика;

повышению уровня речевого развития;

снижению уровня заболеваемости;

стабильности физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Используемая литература:

  •  «Плоскостопие у детей 6-7 лет. Профилактика и лечение», автор И.Н. Лосева.
  • «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ», автор Кузнецова.
  • «Занимательная физкультура в детском саду», автор К.К. Утробина.
  • «Занятия физической культурой в ДОУ», авторы Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.
  • Элементы программы «Здоровье» Алямовской,- журнал "Обруч".
  • «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми» - Е.Н. Вареник, М.Ю. Картушина.
  • «Танцевально-игровая гимнастика для детей» - Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.
  • «Организация двигательной деятельности детей в детском саду»- Т.Е. Харченко
  • «Физическая культура в детском саду» - О.Б. Казина
  • Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку вы...

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов     «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с помощью лепки"

Всегда говорю о том, что особая роль отводится математике - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и оп...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данная технология способна решать следующий комплекс задач:- развитие художественного восприятия и формирование эстетических чувств и эмоций дошкольников;- приобщение детей к художественной культуре и...

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Педагогическая технология развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности....

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...

Консультация для педагогов "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста"

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста...