Здоровый образ жизни, как необходимое условие формирования и сохранения здоровья.
статья (старшая, подготовительная группа)

«Здоровье – это состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

«Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Скачать:


Предварительный просмотр:


 Здоровый образ жизни  как необходимое условие формирования и сохранения здоровья

Понятие «здоровье»

Ведется много разговоров  о том, какую актуальность сегодня приобретает проблема создания здорового образа жизни. Причем речь идет не только об искоренении вредных привычек, выполнении определенных гигиенических норм и правил: соблюдение режима труда, отдыха, питания, которые определяют физиологическое благополучие организма.

«Здоровье – это состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

«Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Критерии здоровья:

  1. Отсутствие или наличие хронических заболеваний (на определенный момент времени).
  2. Функциональное состояние органов и систем организма.
  3. Степень сопротивляемости организма инфекциям и неблагоприятным факторам окружающей среды.
  4. Развитие физического и нервно-психического организма и их гармоничности.

Существуют 5 групп здоровья:

I группа здоровья – отсутствие отклонений в организме

II группа здоровья – лица, имеющие склонность к острым заболеваниям, физиологическим отклонениям в результате незрелости органов и тканей или перенесенных болезней.

III группа здоровья – лица, имеющие хронические заболевания или дефекты развития, находящиеся в стадии компенсации.

IV группа здоровья – лица, имеющие хронические заболевания или дефекты в развитие, находящиеся в стадии декомпенсации.

V группа здоровья – инвалиды (люди с ограниченными возможностями  жизнедеятельности в обществе из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений)

Здоровье как научная проблема. Принципы и факторы здоровья

Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой и др.

Рассмотрим сущность понятия «здоровье».

По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психопатическое состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [25, с.176].

По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [18, с.90].

Выделяют три типа здоровья:

1) «индивидуальное здоровье» (человек, личность);

2) «здоровье группы» (семья, профессиональная группа);

3) «здоровье населения» (популяционное, общественное).

В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.

Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.

Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

По мнению М.Ю. Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье» [34, с.4].

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается: на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения.

Таким образом, важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

В настоящее время вырабатывается «метрия здоровья», т.е. количественно-качественное измерение здоровья. Выделяются до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простого выживания до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье).

Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.

           Валеология наука о формировании биологической и социальной адаптации человека к окружающей среде на основе оздоровительных технологий и здорового образа жизни.

Основоположник – И.И.Брехман и его ученик-последователь Г.К.Зайцев выделили основные принципы валеологии:

1. Принцип сохранения здоровья.

2. Принцип увеличения резервов здоровья (укрепление здоровья).

3. Принцип формирования здоровья.

Для выполнения данных принципов необходимо вести определенную системную работу по сообщению знаний и формированию навыков ЗОЖ.

         

 Факторы, влияющие на здоровье:

  1. Наследственность – это совокупность природных свойств организма, передаваемых из поколения к поколению.
  2. Медицины – это сфера жизни общества, работники которой заняты лечением болезней и их предупреждением.
  3. Образ жизни – это совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.
  4. Экология – это наука об отношениях растительных и животных  организмах друг к другу и к окружающей их среде

 Понятие ЗОЖ и его составляющие.

Составляющие ЗОЖ у старших дошкольников

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.

Выделяются основные принципы здорового образа жизни:

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов, и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

4. Рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

В настоящее время разработано 16 программ здорового образа жизни, регулирующих практически все сферы жизнедеятельности человека.

Цель этих программ – «создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека; предупредить негативные последствия – заражение венерическими болезнями, ВИЧ и т.д.»

На соблюдение принципов здорового образа жизни влияют как субъективные, так и объективные факторы.

К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни, отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта.

Среди объективных факторов здорового образа жизни детей выделяются следующие:

- «качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;

- доступность физкультурно-спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т.д.), спортивного инвентаря и т.д.»

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- «заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности» .

На физиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни старших дошкольников:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

 - интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним.

Анализ всех программ воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

Так, в базисной программе «Истоки» это направление называется «Физическое развитие», а в программе «Детство» оно формулируется: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Серьезное же внимание к формированию здорового образа жизни старших дошкольников уделяется в программе «Радуга».

Такое внимание ДОУ к физическому развитию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д.

Для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» .

Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни» .

Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья.  В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Авторы комплексных программ воспитания детей уделяют заметное внимание формированию представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни: потребности в чистоте и аккуратности, культуре поведения и самостоятельной двигательной активности и т.д.

Так, в программе «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными», на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. Если в младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться и т.п., то уже в старшем дошкольном возрасте «дети осваивают начальные представления о здоровом образе жизни; узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятельно выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т.п.».

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим – это твердо установленный, педагогический и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка.

Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня – это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение» . Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными.

Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят:

  1. Трудовая деятельность
  2. Социальная деятельность
  3. Интеллектуальная деятельность
  4. Двигательная, активная деятельность
  5. Общие и бытовые взаимоотношения

Здоровый образ жизни – это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально- психологических ситуаций.

Составляющие здорового образа жизни:

  1. Режим дня
  2. Сон
  3. Питание
  4. Движение
  5. Гигиенические навыки
  6. Эмоциональное состояние

Режим дня. Сон

Режим дня является четким распорядком дня в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, взаимопомощь, аккуратность, выдержка, и другие качества.

Ночью снижаются показатели обменных процессов, работа сердечно-сосудистой, дыхательной систем, температуры тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает информацию, нет нагрузки ни физической, ни умственной. Организм отдыхает, восстанавливается. Днем интенсивность двигательной активности возрастает.

Существуют определенные требования к режиму труда и отдыха:

  • Выполнение различных видов деятельности в строго определенное время.
  • Рациональное чередование работы и отдыха.
  • Регулярное и полноценное питание, не менее четырех раз в день в одни и те же часы.
  • Занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее шести часов в неделю.
  • Пребывание на свежем воздухе, не менее двух- трех часов в день.
  • Строгое соблюдение гигиены сна, не менее десяти часов в сутки, желательно, что бы ночной сон был в одно и тоже время.
  • Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка
  • Единство требований со стороны взрослых (соблюдение режима дня, в выходные дни, находясь с родителями).

Эти требования лежат в основе режима дня в ДОУ, который включает в себя:

  • Сон
  • Питание
  • Движения
  • Занятия

Один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни - это сон:

Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психическими процессами. Он устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток.

Нормальная продолжительность сна для ребенка 3-4 лет – 13-14 часов, а для 5-6 лет – 12-13 часов. Часть из этого времени выделяется для дневного сна. Дети 3-4 лет обычно днем спят 2 часа, а 5-6 лет – 1,5 ч. Также нужно ещё учитывать состояние здоровья ребенка – ослабленные дети нуждаются в более продолжительном сне. На ночь укладывать детей надо в 8-9 часов вечера. Для этого нужно создать спокойную обстановку, тогда ребенок быстро заснет.

 Хронические недосыпания способствуют так называемой сшибке - появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.

Гигиеной сна предусматривается укладывание на сон и подъем в одно и то же время. Для лучшего и более полезного сна нужно создать условия:

  • Удобная постель
  • Тишина
  • Затемнение окон
  • Приток свежего воздуха
  • Прием пищи, не возбуждающей организм,- за полтора, два часа до сна
  • Предварительная прогулка на свежем воздухе

Таким образом, режим сна детей складывается из ночного - примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна - примерно  два часа.

Питание

Одно из важнейших условий существования человека, сохранения его здоровья и трудоспособности является питание. Все жизненные процессы в организме находятся в большой зависимости от того, как строится питание с первых дней жизни.

В основе жизнедеятельности организма лежит обмен веществ между ним и внешней средой. При дыхании организм получает кислород, а при еде - энергию и «строительный» материал для своего тела. Правильное питание дошкольника - это строгий режим приема пищи и соотношение в суточном рационе необходимого количества пищевых веществ. Организм ребенка особенно чувствителен ко всем нарушениям питания, поэтому очень важно правильно организовывать питание. Недостаточное питание задерживает рост и развитие ребенка, понижает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

На здоровье ребенка вредно отражаются также перекармливание, однообразная пища; при избыточном питании у ребенка нарушаются процессы обмена веществ, ухудшается аппетит, иногда появляется рвота, расстраивается пищеварение. Однообразная пища может вызвать не только потерю аппетита, но и отвращение к еде. Для улучшения усвоения пищи необходимо точно соблюдать режим питания.

Завтрак - каши. Зерновые продукты содержат все витамины группы В. Каша должна быть не густая с добавлением фруктов или фруктовых йогуртов и сливочного масла. Обязательное условие приготовления каши -это частое помешивание. Сахар заменяется медом, если ребенок хорошо его переносит.

В обеденном меню ребенка должны присутствовать мясо, рыба, курица, то есть белки. Супы нужно заправлять овощами. Необходимо приучать детей к зелени - фрукты и овощи. Лучше, если ребенок будет есть фрукты и пить соки за час до обеда. И также перед ужином.

Молочные продукты. Эти продукты надо предлагать ребенку на ужин или за некоторое время до сна, потому что кальций, на который богаты молочные продукты, усвояется организмом ночью. Приучайте ребенка к натуральным продуктам: молоку, творогу, кефиру.

Сладости. Лучше предлагать детям зефир, мармелад, мюсли. Эти сладости полезней, чем шоколад, торты, жевательные резинки.

Примерное распределение суточного рациона по калорийности пищи (в граммах) у старших дошкольников:

  • Жиры - 67г.
  • Белки - 69г.
  • Углеводы - 285г.

Устанавливая режим питания дошкольника, нужно помнить о том, что ребенок должен принимать пищу 4-5 раз в день. Завтракать надо не позднее, чем через 45 минут – 1 часа после пробуждения, а ужин планировать за 1,5-2 часа до сна. Также нужно определить время обеда, полдника и ужина, в соответствии с общим распорядком в семье. А если ребенок посещает детский сад, то там уже установлен твердый режим.

          Не разрешайте детям перекусывать печеньем, конфетой и пр. в неположенное время.                          

Движения

Движение является естественной биологической потребностью растущего организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей. Движения улучшают работу опорно-двигательного аппарата, увеличивается сила, объем, эластичность мышц.

Основные движения - это жизненно необходимые для человека движения, которые он использует в повседневной деятельности. К основным движениям относятся:

  • ходьба
  • бег
  • лазанье
  • прыжки
  • метание
  • равновесие

Недостаток движений приводит к гиподинамии. В результате наблюдается понижение умственной и физической работоспособности, более быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к вредным влияниям внешней среды, приводящее в дальнейшем к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы, органов дыхания и пищеварения.

Взрослые должны как можно раньше привить детям глубокие знания и навыки по физической культуре, помочь в подборе увлекательных игр, полезных физических упражнений. Начинать следует с утренней гимнастики. Воспитатель должен заинтересовать детей, объяснить положительное влияние гимнастики на организм, на развитие необходимых человеку физических качеств.

Физические  упражнения  содействуют физическому и умственному развитию человека, имеют общевоспитательное, нравственное, эстетическое значения.

Упражнения - это различные формы движения, применяемые в первую очередь в целях физического развития.

Условно выделяются четыре основных вида:

  • Гимнастика
  • Спорт
  • Игра
  • Туризм

Чтобы физические упражнения приносили пользу необходимо знать влияние упражнений на организм ребенка. Суть любого упражнения мышечная работа и ее влияние на организм выраженной увеличением частоты сердечных сокращений и всех показателей дыхания.

В процессе физических упражнений происходит совершенствование нервной регуляции двигательных и вегетативных реакций, улучшение координации движений, повышение способности выполнять работу большей мощности и продолжительности при меньшей затрате энергии. Естественные силы природы - солнце, воздух и вода усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем.

Во время мышечной работы повышается кислородный запрос организма, он может не соответствовать его возможностям.

 У детей утомление наступает быстро, так как слабо развита способность к мышечной работе в анаэробных условиях.

Процесс образования дошкольников в области физических упражнений должен строиться так, чтобы одновременно решались задачи оздоровления, обучения и воспитания.

Любое физическое упражнение должно преследовать гигиенические цели - улучшения состояния здоровья и физического развития.

Нагрузки большой интенсивности тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Рекомендуемая двигательная активность для детей 5-6 лет не менее 10 часов в неделю. Ежедневно следует организовывать игровую двигательную деятельность:

  • Подвижные игры
  • Спортивные упражнения
  • Элементы эстафет и соревнований
  • Малоподвижные игры и хороводы
  • Развлекательные аттракционы
  • Настольные игры

Также хорошо проводить с детьми комплекс на расслабление, дыхательную гимнастику, профилактику коррекции осанки и плоскостопия, точечный и само-массаж.

Желательно давать детям задания на дом в форме утренней гимнастики, игровых упражнений совместно с родителями.

Занятия физкультурой в дошкольном возрасте развивает физические качества:

  • Ловкость
  • Сила
  • Быстрота
  • Выносливость
  • Гибкость
  • Равновесие

Гигиенические навыки

Гигиена является одним из разделов медицины, изучающей условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

Навык - это автоматизированное действие, выработанное в результате многократных повторений.

Культурно гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Гигиенические навыки включают в себя:

  • Закаливание
  • Занятия физическими упражнениями
  • Уход за телом и полостью рта
  • Использование рациональной одежды и обуви

Во избежание неблагоприятного воздействия на самочувствие и здоровье человека, а также распространения инфекционных заболеваний, следует соблюдать следующие мероприятия:

  1. Закаливание организма. Для закаливания организма используют солнечные лучи, воздух и воду в целях повышения приспособляемости организма  к  повышенной  и  пониженной  температуре  воздуха.
  2. Гигиена кожи. Для того, чтобы кожа была чистой, необходимо регулярно мыться горячей водой с применением мыла и мочалки. В дополнительном уходе нуждаются наиболее уязвимые для бактерий участки тела: руки, лицо, шея и ноги. При несоблюдении гигиены, микробы, попадая на продукты питания, средства личной гигиены, слизистые оболочки и раны, посуду и пр. могут вызвать инфекции и болезни, наносящие серьезный ущерб здоровью и часто приводящие к необратимым последствиям.
  3. Гигиена полости рта. Для поддержания нормального состояния зубов и полости рта необходимы профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний – кариеса стоматита и пародонтоза.

Существуют некоторые правила, которые должны знать все воспитатели и родители:

  1. Нужно исключить частое и неумеренное потребление ребенком сладкого – это ведет к разрушению зубов.
  2. Важно включать в рацион ребенка больше свежих овощей и фруктов, а так же молочных продуктов.
  3. Ребенок должен чистить зубы утром и вечером не менее двух минут:
  4. Боковые зубы – «подметающими» движениями от десны к краю зуба с наружной  и внутренней стороны
  5. Жевательную поверхность боковых зубов – движениями щетки вправо-влево
  6. Передние зубы – от десны к краю зуба с внутренней и наружной стороны
  7. В конце процедуры – круговые движения щетки с захватом десны при сомкнутых зубах
  8. Менять зубную щетку следует через каждые 2-3 месяца

4.  Гигиена одежды и обуви. Одежда и обувь служат для защиты организма человека от влияния окружающей среды – холода, жары, загрязнений и излучений.

Одежда должна в первую очередь обеспечивать комфорт ребенку в любую погоду, не стеснять движения – быть удобной для бытовой и игровой деятельности. Одежда должна быть красивой и соответствовать возрасту – это имеет эстетическое и воспитательное значение, так как развивает вкус.

Гигиенические достоинства одежды зависят от материалов. Большое значение имеют:

  • Тепловые свойства тканей
  • Воздухопроницаемость
  • Гигроскопичность
  • Эластичность

В летнее время имеет значение цвет одежды – костюм и головной убор должны быть светлых тонов, чтобы лучше отражать солнечные лучи.

Обувь должна быть удобной, прочной, отвечать гигиеническим требованиям и условиям носки. Она должна соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять ее от повреждений , но не затруднять движений и не вызывать чрезмерное давление на кожные покровы ,сосуды и нервные окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия для детей, родителей НОД формирование представлений о здоровом образе жизни с использованием ЭОР презентация" Витамины для здоровья"

Презентация  и конспект занятия для детей подготовительной группы;-Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.-Закрепить с детьми понятие витамины, о необходимости наличия витаминов в ор...

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние п...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Консультация на тему: «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

В настоящее время в России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли н...