Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) по вопросам формирования основ здорового образа жизни дошкольного возраста (из опыта работы)
материал (старшая группа)

Барабанова Анна Андреяновна

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих различные отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста уровня общей заболеваемости среди дошкольников. Именно поэтому актуальным направлением деятельности нашего ДОУ сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит «в обучении здоровью с самого раннего возраста». Одним из принципов «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» является ответственность каждой семьи за воспитание и развитие ребёнка и за сохранение его здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № »





Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) по вопросам формирования основ здорового образа жизни дошкольного возраста

(из опыта работы)



Подготовила

воспитатель

МДОУ д/с №

Новокуйбышевск

Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) по вопросам формирования основ здорового образа жизни дошкольного возраста

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих различные отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста уровня общей заболеваемости среди дошкольников. Именно поэтому актуальным направлением деятельности нашего ДОУ сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Установка на здоровый образ жизни у человека не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, по словам И. И. Брехмана, состоит «в обучении здоровью с самого раннего возраста». Одним из принципов «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» является ответственность каждой семьи за воспитание и развитие ребёнка и за сохранение его здоровья. Решение задачи по развитию жизнесохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья её членов, включает в себя: пропаганду образа жизни семей, культивирующих ЗОЖ; вовлечение семей и детей в систематические занятия физической культурой и спортом, развитие форм семейного отдыха; внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно- спортивных технологий в работу образовательных организаций. Основным принципом ФГОС ДО является сотрудничество Организации с семьёй. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. В связи с этим работа с родителями на мой взгляд должна включать диагностическое (аналитическое и рефлексивное), образовательное, информационное, интерактивное направление и проводиться взаимосвязано с воспитательно-образовательной работой по формированию у детей ценностей ЗОЖ. Проведённый анализ проблемы выявил, что работа с родителями должна вестись в три этапа.

На первом – аналитическом этапе реализуется диагностическое направление. На данном этапе выясняли:

1. Имеющийся опыт, затруднения и запросы родителей в вопросах формирования здоровья детей, ЗОЖ, семейных подходов к оздоровлению детей, традиций воспитания здорового ребёнка, пожеланий к организации оздоровительной работы в ДОУ;

2. Изучение детско-родительских отношений;

3. Информирование родителей о результатах медицинской диагностики состояния здоровья детей.

С целью изучения условий по воспитанию и развитию ребёнка в семье, выяснения семейных подходов и просвещённости родителей в вопросах воспитания и формирования здоровья детей, образовательных потребностей родителей, выявления запросов и пожеланий в организации укрепления здоровья детей в ДОУ, а также для дальнейшей работы с семьёй по данному вопросу был проведён опрос на тему «Здоровое воспитание в семье» и анкетирование на тему «Условия здорового образа жизни в семье». Были проведены индивидуальные беседы, целевые наблюдения за характером детско-родительского общения в утренние и вечерние часы. Анализ анкет родителей показал, что уровень знаний и умений в области воспитания привычек ЗОЖ у большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку требуется медицинская или психологическая помощь. В целом были сделаны выводы, что родители имеют элементарные представления об формировании здоровья детей, но имеют потребность в их обогащении. В результате анализа были поставлены задачи работы:

  1. Повышение уровня теоретических знаний и практических умений коллектива ДОУ и родителей в вопросах культуры здоровья;
  2. Формирование у детей осознанного отношения к здоровью и здоровьесберегающего поведения;
  3. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Для решения поставленных задач разработаны основные положения:

- интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различных видах совместной деятельности родителей с детьми;

- внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ и семейное воспитание;

- разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности родителей и детей;

- формирование привычки к ЗОЖ у дошкольников, педагогов, родителей;

- обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка, обогащение двигательного опыта и развитие физических качеств и в соответствии с индивидуальными возможностями и состоянием здоровья каждого ребёнка в ДОУ и семье.

На втором – формирующем этапе реализуются образовательное, информационное и интерактивное направления системы годового интегрированного планирования работы всех сотрудников ДОУ по повышению компетентности родителей, включающая разнообразные формы, которая реализуется параллельно с работой с детьми по темам «Здоровье-здоровый организм», «Личная и общественная гигиена», «Физическая культура», «Рациональное питание», «Закаливание», «Режим дня», «Безопасность». В реализации содержания образовательного компонента в работе с семьёй важно обращать внимание на роль окружающих взрослых в формировании здоровьесберегающего поведения ребёнка. Были определены задачи работы с родителями, педагогами и детьми. При решении поставленных задач используются традиционные формы (анкетирование, совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки, консультации, родительские собрания, беседы, наглядно-тестовая информация, дни открытых дверей) и нетрадиционные формы работы с семьёй (проект, отражающий спортивные семейные традиции, семейные клубы, проекты, читательские конференции, мастер-классы, школа будущего первоклассника). С помощью информационной корзины родители знакомились с профилактикой и лечением различных заболеваний у детей, основными параметрами их физического развития. На каждый учебный год разрабатывается перспективный план работы, в который включаются разнообразные мероприятия с участием родителей и для родителей, проводятся конференции, презентации семейного опыта, тренинги, дискуссии, родительские встречи, дающие сплочение родительского и детского коллектива. Через координационный план интегрируется работа различных специалистов ДОУ с детьми и с родителями по формированию основ культуры здоровья у детей. Пути интеграции проходят через:

- комплексное проведение мониторинга и обсуждение его результатов; - координацию планов сотрудников ДОУ;

- совместное проведение различных мероприятий.

Самый эффективной формой работы с семьёй по данному вопросу явились занятия в семейных клубах «Молодая семья», «Школа мам». Клубы строят свои взаимоотношения с семьёй на принципах добровольности, взаимопонимания, личной заинтересованности. Цель создания клубов - объединить усилие семьи и сотрудников ДОУ в вопросе воспитания и развития ребёнка, предоставить возможность родителям общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания. На третьем – рефлексивном этапе реализуется диагностическое направление с целью оценки результативности проведённой интегрированной работы сотрудников ДОУ с семьёй по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Результаты диагностики, проведённой после цикла занятий, показали, что дети в достаточной степени овладели знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье. Выстроив систему работы по проблеме взаимодействия с родителями по формированию культуры здоровья детей дошкольного возраста мы достигли позитивных изменений в уровне знаний детей, родителей, педагогов по культуре здоровья, снизилась заболеваемость детей и повысился интерес родителей к проводимым мероприятиям в ДОУ. В целом эффективность работы прослеживается в возросшем уровне компетентности родителей и дошкольников в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Литература

  1. Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р.
  2. Указ Президента РФ № 761 от 01.06.2012г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г.»
  3. Анохина И.А., Кувшинова И.И. Интегрированный подход в работе с семьёй по формированию у дошкольников основ культуры здоровья {Тест}: сборник материалов из опыта работы дошкольных образователных учреждений Самарской области. – Самара: СИПКРО, 2014.- С 26 -54
  4. Полтавцева, Н. В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова, И. А. Гаврилова. – М.: Флинта, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ( Обобщение опыта работы)

Выступление на педсовете. Воспитатель первой кв. категории МДОБУ "Азановский детский сад "Колосок", Медведевского района, Республики Марий Эл. В материале обобщается опыт работы по формировапнию основ...

«Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)

   Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому наше дошкольное учреждение стал...

Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»)

Дошкольный возраст является  началом всех начал. В этот период у ребенка наиболее быстрыми темпами развиваются функциональные системы организма, закладывается фундамент здоровья. Поэтому сохранен...

Повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей) в вопросах формирования здорового образа жизни.

В контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено совершенствование системы взаимодействия с семьям воспитанников, ...

«Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников в рамках клуба «Молодая семья»

Мы работаем, потому что верим:Семья – одна из самых больших ценностей в жизни  современного человека.Мы работаем, потому что знаем:Материнство – счастье, Отцовство –радость, в к...

Статья на тему «Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ»

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты повышения компетенции родителей( законных представителей)  в вопросах воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»...

Мастер-класс для педагогов "Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания финансовой грамотности своих детей средствами квиз-игры «О детях и деньгах»

Цель игры: сформировать у родителей представления об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в вопросе «Что такое деньги для ребёнка?»Задачи игры:1. акту...