Картотека подвижных и спортивных игры в старшей группе.
материал (старшая группа)

Акопян Эрмине Валериевна

Подвижные игры имеют важное значение для формирования личности дошкольника. Они не только способствуют физическому развитию, но и учат взаимодействовать со сверстниками, дают представления об окружающем мире, вооружают ребёнка целым комплексом умений и навыков, которые пригодятся ему и в школе, и во взрослой жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_i_sportivnye_igry_v_starshey_gruppe.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные и спортивные  игры в старшей группе.

Подвижные игры имеют важное значение для формирования личности дошкольника. Они не только способствуют физическому развитию, но и учат взаимодействовать со сверстниками, дают представления об окружающем мире, вооружают ребёнка целым комплексом умений и навыков, которые пригодятся ему и в школе, и во взрослой жизни. На воспитателях старших групп лежит задача привить детям любовь и интерес к подвижной игре, её творческому преобразованию. Это осуществимо, если педагог будет проводить подвижные игры в детском саду с учётом методических требований, сам проявлять инициативу и творчество.

«Медведь и пчёлы»

Учить детей забираться на гимнастическую стенку и слезать с неё. Развивать ловкость, быстроту.

Ход игры

Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки, на противоположной стороне — луг, в стороне — медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12—15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчёлы, которые живут в улье. Медведи — в берлоге. По условному сигналу пчёлы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за мёдом и жужжат. Как улетят, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся мёдом. Как только воспитатель подаст сигнал «медведи», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.
После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы, если необходимо, оказывает помощь.

«Охотники и зайцы»

Совершенствовать навыки прыжков на обеих ногах и метания в цель. Развивать ловкость, скорость и ориентирования в пространстве.

Ход игры

«Зайцы» сидят в своих «норках», расположенных с одной стороны площадки. «Охотники» обходят площадку и делают вид, что ищут «зайцев», потом идут на свои места, прячутся за «деревьями» (стульями, скамьями) на другой стороне.
На слова воспитателя: «Зайчик прыг-скок, прыг-скок в зелёный лесок» «зайцы» выходят на площадку и прыгают. На слово «Охотник!» «зайцы» бегут к своим «норкам», один из «охотников» целится мячом им под ноги и в кого попадёт, того забирает с собой. «Зайцы» вновь выходят в лес, и «охотник» ещё раз охотится на них, но бросает мяч второй рукой. При повторении игры выбирают новых «охотников».

«Гуси-лебеди»

Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Ход игры

На одном конце площадки проводится черта — «дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома — «логово волка». Остальное место — «луг». Одного ребёнка воспитатель назначает пастухом, другого — волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовёт их: «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». — «Есть хотите?». — «Да-да-да». — «Так летите». — «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». — «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, преграждает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3–4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначаются новые волк и пастух.

«Хитрая лиса»

Развивать у детей выдержку, наблюдательность, ловкость. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг.

Ход игры

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит: «Я иду искать в лесу хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

«Самолёты»

Учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние между друг другом, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры

I вариант: дети бегают по площадке, изображая самолёты (расставив руки в стороны). Самолёты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются в полет. Игра продолжается 2–3 мин.
II вариант: дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это — самолёты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолёты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолёты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3–4 раза.

                  «Ловишка, бери ленту»

Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.

Ход игры

Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга — ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой.

                                     «Совушка»

Развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

Ход игры

На площадке обозначается гнездо совы. Остальные — мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» — все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в своё гнездо.

                    «Бездомный заяц»

Совершенствование кратковременного быстрого бега и бега с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения.

 Ход игры

Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети — зайцы располагаются в домиках (начерченных на земле кругах). Бездомный заяц убегает от охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным и должен сейчас же бежать. Через 2–3 мин воспитатель меняет охотника.

                                          «Не оставайся на полу»

Закреплять умение ритмично двигаться под звуки бубна или хлопков, спрыгивать с возвышения на две ноги, развивать ловкость.

Ход игы

Выбирается ловишка, который бегает по залу вместе с детьми. Как только воспитатель произнесёт: «Лови!», все убегают от ловишки и взбираются на предметы — скамейки, кубы, пеньки. Ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых дотронулся ловишка, отходят в условленное место.

«Автомобили»

Развивать ловкость и быстроту, закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную.

Ход игры

Каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднятый зелёный флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется

«Затейники»

Учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, творчество.

Ход игры

Выбирается водящий — затейник, который встаёт в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:

  • Ровным кругом друг за другом
    Мы идём за шагом шаг.
    Стой на месте! Дружно вместе
    Сделаем вот так…

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, которое все должны повторить. Игра продолжается с другим затейником.

                          «Золотые ворота»

Развивать ловкость, внимание.

Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Ход игры

В игре участвуют 10–20 человек. Выбирают 2 игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Затем они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей проходят через ворота. При этом они говорят (или поют):

  • Золотые ворота
    Пропускают не всегда:
    Первый раз прощается,
    Второй запрещается,
    А на третий раз
    Не пропустим вас!

Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встаёт позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца. Когда все игроки распределены, то устраивается перетягивание каната между двумя группами. При этом используется канат, верёвка, палка, или дети берут друг друга за пояс.

                                 «Сбей кеглю»

Учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5–2 м, бегать за мячом, передавая его другим детям. Развивать глазомер, силу и точность броска.

Ход игры

На одной стороне зала чертят 3–4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5–2 м от них обозначают шнуром линию. 3–4 ребёнка подходят к линии, становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.

                                      «Кот и мыши»

Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Ход игры

Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель или ребёнок. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернутся в норки, кошка ещё раз проходит по залу, затем возвращается на своё место и засыпает.

                                 «День и ночь»

Повышение скорости реакции на сигнал.

Ход игры

Посередине площадки проводится линия. Параллельно ей по обе стороны на расстоянии 20—30 шагов чертятся линии «домов». Играющие делятся на 2 равные команды, которые становятся у средней линии, отступив от неё на полшага, и поворачиваются лицом к своим «домам». По жребию одна команда «день», другая — «ночь».
Воспитатель становится сбоку средней линии и неожиданно произносит: «День!». Игроки команды «день» поворачиваются и начинают догонять игроков команды «ночь», которые убегают в свой «дом». Пойманных игроков пересчитывают и отпускают к своим. Затем команды снова выстраиваются у средней линии спиной к ней, и воспитатель начинает игру возгласом: «День!» или «Ночь!», стараясь, чтобы он всегда был неожиданным для игроков. Каждый раз пойманных пересчитывают и отпускают.

                              «Пастух и стадо»

Закрепить умение перепрыгивать через препятствие, быстро ориентироваться в пространстве. Развивать слуховое восприятие.

Ход игры

На одной стороне площадки с помощью гимнастической скамейки или реек, положенных на кубы, огораживается овчарня. Из числа играющих выбирается пастух. Остальные — овцы.
Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел».
Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?». Каждый раз пастух называет какое-либо (число до 10). Овца отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается.
Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где мое стадо?». Все овцы отзываются: «Бе, бе, бе…» — потом замолкают.
Пастух начинает искать овец — идет на их голоса, овцы стоят на своих местах. Когда пастух дотронется до кого-нибудь, он говорит: «Овечка, овечка кто ты?». Овечка отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это.
Если он ошибся, все овцы начинают блеять, и кто-нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место.
Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» — и игра продолжается до тех пор, пока он узнает пойманную овечку.
Тогда он снимает повязку и становиться овечкой, а овечка — пастухом.

                                    «Обезьянки»

Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, встать лицом к ней и взобраться до 3—4 рейки. Это обезьянки. Остальные дети сидят или стоят и смотрят, как обезьянки собирают на деревьях фрукты. Затем на деревья взбираются другие обезьянки.

«Ловкая пара»

Развивать глазомер, достигая хорошего результата.

Ход игры

Каждая пара детей получает большой надувной мяч. Встав рядом, они кладут его на плечи, прижимают головой. По сигналу идут или бегут до условленного места и обратно, стараясь не уронить мяч. Побеждают те, кто успешно выполнил задание и вернулся первым.

«Фрукты и овощи»

Закрепить знания детей о фруктах и овощах, умение действовать по команде.

  Ход игры

Дети делятся на 2 команды и выбирают, кто что будет собирать. Далее по сигналу воспитателя бегут к муляжам, раскиданным в обруче, находят необходимый и бегут к своей команде. Добежавший ребёнок задевает рукой следующего, и тот продолжает эстафету. Выигрывает та команда, которая не просто прибежала первой, но и правильно собрала только овощи или фрукты.

«Удочка»

Закреплять умение перепрыгивать через движущийся предмет. Развивать глазомер, координацию движений, ловкость.

Ход игры

Дети стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку над самым полом, дети подпрыгивают на двух ногах вверх, так, чтобы мешочек не задел их ног. Описав 2–3 круга, педагог делает паузу и подсчитывает пойманных на удочку «рыбок».

«С кочки на кочку»

Закреплять умение перепрыгивать с одного кружка на другой, продвигаясь вперёд, с уменьшением размера круга. Развивать глазомер, координацию движений, ловкость.

Ход игры

На земле чертят 2 линии — 2 берега, между которыми болото. Играющие распределяются парами на одном и другом берегу. Воспитатель чертит на болоте кочки на разном расстоянии друг от друга: 30, 40, 50, 60, 70 см. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, отталкиваясь двумя ногами или одной, не становясь между кочками, стараясь перебраться на берег. Тот, кто оступился, остаётся в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подаёт увязшему ребёнку руку и показывает прыжками путь выхода из болота.

«Ручеёк»

Развивать координацию движений, быструю ориентацию в пространстве, воспитывать дружеские отношения.

Ход игры

Все дети, разобравшись по парам, строятся в одну колонну, повернувшись в затылок друг другу. Берутся за руки, подняв их высоко у себя над головами, образуя тем самым импровизированную арку. Один оставшийся игрок и будет ручейком. Он встаёт, повернувшись лицом к колонне, а затем, наклонившись немного, идёт вперёд внутри так называемой арки, выбирает одного из участников и, взяв его за руку, уводит за собой.
Новая игровая пара встаёт позади колонны, становясь последней, а игрок, оставшийся при этом без пары, идёт к самому началу шеренги и проделывает тот же путь, что и предыдущий участник, выбирая себе пару и уводя её бегом вслед за собой. Игра может продолжаться бесконечно долго до тех пор, пока не надоест ребятам.

«Классы»

Развивать умение прыгать на одной (правой или левой) ноге, толкая перед собой предмет; ориентироваться в пространстве на ограниченной площадке, соразмерять свои прыжки с размером клеток. Развивать глазомер, меткость.

Ход игры

На земле чертят обычные «классы» из 6—8 клеток (в 2 ряда по 3—4 клетки), у последней клетки рисуется полукруг — «огонь». Ребёнок бросает плоский камешек, плиточку в первую клетку, а затем прыгает в неё на одной ноге. Он должен здесь остановиться, взять камешек и продолжать прыгать до конца. Затем прыжки начинают, забрасывая камешек во вторую клетку и т.д. Играют в классы по нескольку человек, по очереди. Если ребёнку не удалось попасть камешком в нужную клетку или во время прыжков он наступил на линию, то игру продолжает следующий игрок. Если же камешек упадёт в «огонь» или ребёнок наступит ногой на линию «огня», то он должен начать игру сначала — бросать камешек начиная с первой клетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей старшей группы

Подвижные игры широко используются в детском саду как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Предлагаемые игры доступны в любую погоду и любое время года. Старшие дошкольники с удовол...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 - 6 ЛЕТ)

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ( 5 - 6 ЛЕТ)...

Картотека подвижных игр для детей старшей группы

Картотека подвижных игр для детей старшей группы...

Картотека подвижных игр для детей старшей группы Игры с бегом

Картотека подвижных игр для детей старшей группы Игры с бегом Карточка 1 Мышеловка. Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Он...

Картотека подвижных игр для детей старшей группы.

Перечень подвижных игр для детей....

Картотека подвижных игр для детей старшей группы.

ХИТРАЯ ЛИСА Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.Описание:  Играющие стоят по кругу на расстоянии одног...

Картотека подвижных игр для детей старшей группы

Картотека подвижных игр  в ДОУ с детьми старшей группы! Очень удобны в применении! Карточки создавала сама!...