Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Давидян Алёна Владимировна

ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ является основой закаливания   и  оздоровления          детского    организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igrovogo_massazha_i_samomassazha_pdf.io_.docx182.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 комбинированного вида»

г. Краснотурьинск

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа

Разработала: инструктор ФИЗО: Давидян А.В.


ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ является основой закаливания        и        оздоровления        детского        организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.

Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.

2. Обучать элементам массажа.

3. Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей

4. Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям

5. Предотвращать        простудные        заболевания путем воздействия на активные точки.

6. Развивать интеллектуальные функции. 7. Развивать двигательную память.

8. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

9. Развивать        коммуникативные        навыки        и тактильное восприятие

Тема «Домашние животные»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж спины «Кто пасется на лугу» (для старшего дошкольного возраста)


Тема «Домашние животные»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психо-эмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж спины “Свинки»

Далеко, далеко

На лугу пасутся

Ко…

- Козы?


Положить руки на плечи ребенку, стоящему впереди, и похлопать по плечам.

Загнуть большой палец на правой руке и «рисовать» четырьмя остальными пальцами «змейку» вдоль позвоночника впередистоящего.

Покачать плечами вперед – назад.

Наклонить голову вперед.


Как на пишущей машинке        Встать друг за другом «паровозиком» и Две хорошенькие свинки        похлопывать по спине ладонями впереди Все постукивают        стоящего ребенка, на повторение потешки Все похрюкивают:                     поворачиваются на 180 и поколачивают Туки-туки-туки-тук!                  кулачками, затем постукивают

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк! пальчиками и поглаживают ладонями.

- Нет, не козы!

Далеко, далеко На лугу пасутся Ко…

- Кони?

- Нет, не кони!

Далеко, далеко На лугу пасутся

Ко…

- Коровы?

- Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко, Будете здоровы!


Покачать головой вправо-влево.

Повернуться на 180 и повторить движения 1- го куплета.

Опять повернуться на 180 и повторить те же движения.

Повернуться на 90 , покачать головой, поставив руки на пояс.

Постепенно, медленно присесть. На последний слог быстро встать на ноги и поднять руки вверх.


Самомассаж «Петушок»

Раз и два! Раз и два!        Тереть ладони друг о друга. Начинается игра.

Красим крылья и живот,        Поглаживать ладонями руки, живот, грудь, Красим грудочку и хвост,        поясницу, ноги, голову.

Красим спину, Красим ножки,

Красим гребешок немножко.

Вот какой стал петушок,         Поставить руки на пояс, горделиво выпрямиться.

Ярко-красный гребешок.        Сделать несколько полуоборотов влево – вправо.

(Ю. Черных)

Тема «Домашние животные»

Цель: благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга.


Тема «Транспорт»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж пальцев «Гусь»

Где ладошка? Тут? Тут!

На ладошке пруд? Пруд!

Палец большой – Это гусь молодой,

Указательный – поймал, Средний – гуся ощипал, Безымянный – суп варил, А мизинец – печь топил.


Показывает правую ладошку.

Гладят левой ладонью правую.

Поочередно массируют каждый палец.


Массаж спины «Паровоз» (Младший и старший дошкольный возраст)

Дети встают друг за другом «паровозиком», кладут друг другу на плечи ладони и выполняют массаж спины.

Чух-чух, пыхчу, пыхчу,        Похлопывание по спине ладонями. ворчу,

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу,        Поворот на 180, поколачивание ворчу,        кулачками.

Стоять на месте не хочу!

Полетел гусь в рот, А оттуда в живот.

Вот!


Машут кистями, двумя ладонями, прикасаются ко рту, потом к животу.

Вытягивают ладошки вперед.


Колесами стучу, стучу, Колесами стучу, стучу,

Колесами стучу, стучу, Садись скорее, прокачу!


Поворот на 180, постукивание пальцами.

Поворот на 180, поглаживание ладонями.

Чу,чу,чу!        Легкое поглаживание пальцами.

Тема «Транспорт»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психо-эмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж спины «Паровоз»

(для младшего дошкольного возраста)

Дети встают друг за другом паровозиком.


Тема «Овощи»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж спины «Борщ»

(для младшего и старшего дошкольного возраста)

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего.

Паровоз кричит: «Ду-ду! Я иду, иду, иду!»

А вагоны стучат, а вагоны говорят: «Так-так-так! Так-так-так!


Похлопывание ладошками.

Поколачивание кулачками.


Чики-чики-чики-ща! Вот капуста для борща.

Покрошу картошки, Свеколки, морковки,


Похлопывать ладонями.

Постукивать ребрами ладоней.

Полголовки лучку, Да зубок чесночку.

Чики-чики-чики-чок! И готов борщичок!

(М. Богородицкая)


Поколачивать кулачками.

Поглаживать ладонями.

Тема «Овощи»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма.

Массаж шеи «Лук» (по китайской медицине)

(для старшего дошкольного возраста)

Зеленеет лук в воде,        Левой рукой обхватывают шею с правой Пузырьки – на бороде,        стороны и потирают ее, проводя ладонью к

основанию горла.

Пузыречки, пузырьки -        Повторяют правой рукой. Шалуны, озорники!

Каждый этот пузыречек        Указательным и большим пальцем руки Очень бороду щекочет.       оттягивают кожу на шее и отпускают ее. Если так щекотать,

Всяк захочет хохотать!

Лук трясет бородой,        Большим пальцем левой руки обхватывают Навостряет стрелки:        шею слева, а остальными пальцами – Скоро буду молодой             справа, массируют шею вверх и вниз. Лежать на тарелке.

(Ю. Мориц)


Тема «Овощи»

Цель: повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм

Самомассаж пальцев «Вырос нас чесночок»

Вырос унасчесночок,        Поглаживаниемизинцапальцаправ руки сверху вниз

Перец, томат, кабачок,         Поглаживание безымянного пальца правой руки

Тыква, капуста, картошка,        Поглаживание среднего пальца пра руки

Лук и немножко горошка,        Поглаживание указательногопальц правой руки

Овощи мы собирали,        Поглаживание мизинца левой руки

Ими друзей угощали,        Поглаживаниебезымянногопальца левойруки

Квасили, ели, солили,              Поглаживание среднего пальца лев руки

Сдачидомой увозили.         Поглаживание указательного паль левой руки

Прощайженагод        Поглаживаниебольшогопальца правойруки

Нашдруг огород.         Поглаживание большогопальца л руки

ой

вой

а

ой

ца

евой

Полети на облышко,        левой руке от кисти к плечу.

Принеси нам с неба,        «Пробегают пальцами по правой руке. Тема «Насекомые»        Чтобы были летом

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психо-эмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж спины «Комары»


В огороде бобы,        Поглаживают правой ладонью левую руку В лесу ягоды, грибы,        от кисти к плечу.

В роднике водица,        Также поглаживают правую руку. Во поле пшеница.

(Русская народная приговорка)

Мой приятель Валерий Петров Никогда не кусал комаров,

Комары же об этом не знали, И Петрова часто кусали.


Дети встают друг за другом. Растирают спины ладонями.

Легко постукивают пальцами.


Тема «Насекомые»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма.

«Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь!        Легко пощипывают. Я Петрова не боюсь!

Буду я его кусать, Буду я его щипать».

Эй, Валерий, убегай,        Поглаживают ладонями. Затем Комаров догоняй.        дети поворачиваются на 180 и

повторяют массаж.

Тема «Насекомые»

Цель: стимулирует прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоционалной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм


Массаж уха «Муха»

(для старшего дошкольного возраста)

Муха-горюха        Загибают вперед всеми пальцами ушные Села на ухо.        раковины прижимают, отпускают, ощущая в

ушах хлопок.

Сидела, сидела,        Кончиками большого и указательного пальцев Никуда не летела.        тянут вниз обе мочки ушей 4 раза.

Жужжала, жужжала,        Захватывают большим и указательным

Ухо чесала.        пальцами козелок. Сдавливают, поворачивают его во все стороны.

Песню пела: «За-за-за!»- Всеми пальцами массируют ушную раковину.

Посидела, посидела, Массаж рук «Божья коровка»        Дальше полетела.


Массаж противозавитка – хрящевого выступа, находящегося сзади наружного слухового прохода.

Божья коровушка,        «Пробегают» пальцами правой руки по

Н-н-н…        Кладут ладонь на голову и закрывают глаза.

Тема «Насекомые»

Цель: мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует психо-эмоциональной разрядке, улучшению настроения.


Тема «Насекомые»

Цель: благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм

Массаж ног «Божья коровка» (для старшего дошкольного возраста)

Божьей коровки папа идет,        Сидя, поглаживать ноги снизу вверх.        Массаж рук «Улитка»

Следом за папой мама идет, За мамой следом детишки

идут,

Вслед за ними самые малышки бредут.

Красные юбочки носят они,

Юбочки с точками черненькими.

На солнышко они похожи, Встречают дружно новый

день.


Разминать их, похлопывать ладошками.

«Шагать» пальчиками.

Поколачивать кулачками.

Постукивать пальцами.

Поднять руки вверх и скрестить кисти, широко раздвинув пальцы.


Домик едет по травинке -Объезжает все росинки.

То улитка ползет, Домик на себе везет.

Вот подул ветерок, Закачался листок.

И опять по травинке

Медленно ползет улитка. другой руки.


Делают растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу.

«Пробегаются» пальчиками от кисти к плечу.

Поколачивают кулачками.

Поглаживают руки ладонью.

При повторении делают массаж

А если будет жарко им, То спрячутся все вместе

в тень. (М. Ю. Картушина)


Поглаживать ноги ладонями и спрятать руки за спину.

Ходит Мишка с        Хлопки по правой руке. пирогами.

Тема «Игрушки»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж спины «Барабан»


Здравствуй,

Мишечка-дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А лепить-то будешь ты!

Напекли мы пирогов,

К празднику стол готов.


Хлопки по груди.

Хлопки по бокам.

Хлопки по пояснице.

Хлопки по ногам сверху вниз.

Выполнять последовательно поглаживание рук, корпуса, ног.

- Бам! Бам! Что за гам?

Так шуметь не стыдно вам!

- Дядя Барабан, мы так стучали, Что перебудили целый свет.

Где-то пять копеек потеряли -Не купить теперь конфет!

- Бам! Бам! Стыд и срам! Я конфет сам вам дам!


Постукивают кулачками.

Похлопывают ладошками.

Поколачивают пальчиками.

Поглаживают ладонью.


Тема «Профессии»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения

Самомассаж «Плотник» (для старшего дошкольного возраста)

Тема «Хлеб», «Продукты питания»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения

Самомассаж «Пироги»


Мастер в руки взял фуганок,

Остро наточил рубанок,

Доски гладко настругал,

Взял сверло, шурупы взял,

Доски ловко просверлил,


Поглаживать левую руку от плеча к кисти 4 раза.

Поглаживать правую руку.

Разминать левую руку.

Разминать правую руку.

Круговые движения пальцами правой руки от плеча        к левой кисти.

За стеклянными дверями        Выполнять хлопки правой ладонью по левой руке от кисти к плечу.


Их шурупами свинтил,

Поработал долотом,


То же левой рукой.

Поколачивание по левой руке.

Сколотил все молотком.

Получилась рама -

Загляденье прямо!

Прекрасный тот работник


Поколачивание по правой руке.

Быстро перебирая пальцами правой руки, пройти ими по левой от плеча до локтя.

То же левой рукой.

Погладить левую руку.


Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем,

Будем песни распевать, Веселиться и плясать.


руке.

Погладить правой ладонью левую руку от Кисти к плечу.

Погладить левой ладонью правую руку.

Скользящие хлопки ладоней друг о друга («тарелочки»).

Зовется просто: плотник.        Погладить правую руку. (И. Лопухина)


Тема «Зимующие птицы»

Тема «Профессии»

Цель: благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж рук «Строим дом» (для старшего дошкольного возраста)

Целый день тук да тук,        Похлопывание ладонью правой руки по левой

руке от кисти плечу.


Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма.

Массаж лица «Воробей»

Сел на ветку воробей        Обеими ладонями проводят от И качается на ней.        бровей до подбородка и обратно

вверх (не слишком надавливая)

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,


Похлопывание ладонью по правой руке.

Поколачивание правым кулачком полевой руке от кисти к плечу.


Раз-два-три-четыре-пять -Неохота улетать.


Массируют височные впадины большими пальцами правой и левой руки, совершая вращательные движения.

Строим домик для зайчат. Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат. Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков, Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков,


Поколачивание кулачком по правой.

Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.

Растирание левым кулачком правой руки. Быстро «пробежаться» пальчиками правой

руки по левой кисти к плечу.

«Пробежаться» пальчиками по правой

Тема «Зимующие птицы»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения.

Самомассаж «Сорока»

(для младшего дошкольного возраста)


Тема «Зимующие птицы»

Цель: повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж пальцев «Воробьи» (для старшего дошкольного возраста)

Пять воробьев на заборе сидели,        Показывают пять пальцев левой руки.

Ока-ока-ока -

Я быстрая сорока.

Ока-ока-ока -Сорока – белобока.

Ока-ока-ока -

Я во дворе летаю.

Ока-ока-ока -

И устали не знаю.


Круговыми движениями поглаживают ладонями грудь.

Так же поглаживают бока.

Поглаживают сначала правую руку от кисти к плечу, затем левую.

Круговыми движениями поглаживают бедра и колени.


Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость.

Один улетел,

Трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали.

Один улетел, а двое остались.


Массируют большой палец.

Загибают большой палец.

Массируют указательный палец.

Загибают указательный.

Массируют средний палец.

Загибают средний.

Сидели вдвоем и снова скучали,

Один улетел,

И остался один.

Один посидел,

Да и взял, улетел.


Массируют безымянный.

Загибают безымянный.

Массируют мизинец.

Загибают мизинец.

Все пальцы сжимают в кулак.

При повторении массируют пальцы правой руки.

Тема «Явления природы»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж спины «Дождь»


Тема «Явления природы»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения

Массаж спины «Дождик»

Дети встают друг за другом паровозиком и выполняют движения

Дождь! Дождь! Надо нам        Хлопки ладонями по спине Расходиться по домам.


Дождик бегает по крыше -Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!


Встать друг за другом «паровозиком» и похлопывать друг друга по спине.

Гром! Гром, как из пушек, Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят.

Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин.


Поколачивание кулачками.

Постукивание пальчиками.

Поглаживание спины ладошками.


Дома, дома посидите -Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите -

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте -Бом! Бом! Бом!

Я уйду – тогда гуляйте… Бом…Бом…Бом…


Постукивание пальчиками.

Поколачивание кулачками.

Дождик бегает по крыше -        Поглаживание ладошками. Бом…Бом…Бом…

По веселой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!

(песня Е. Поплянской «Дождик»)

Тема «Явления природы»

Цель: тонизирует весь организм

Массаж тела «Грибной дождик»


Тема «Части тела»

Цель: тонизирует весь организм

Самомассаж «Чтобы не зевать от скуки…»

Дети делают частые хлопки руками на соответствующие слова.

Дождевые капли,

Прыгайте в ладошки!

Дождевые капли, Вымойте мне ножки!

Дождевые капли,

Бейте по спине!

Дождь грибной, но нужно Подрасти и мне!


Хлопают правой ладонью по левой.

Хлопают левой ладонью по правой.

Шлепают ладошками по ножкам от лодыжки вверх.

Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

Стучат левой рукой по правому плечу сзади.

Тянутся обеими руками вверх, выпрямляя спину.


Чтобы не зевать от скуки, Встали и потерли руки,

А потом ладошкой в лоб – Хлоп-хлоп-хлоп.

Щечки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем. Ну-ка, дружно, не зевать:

Раз - два – три – четыре - пять.

Вот и шея. Ну-ка, живо Переходим на загривок.

А теперь уже, гляди, Добрались и до груди. Постучим по ней на славу: Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут, и там, И немного по бокам.

Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим, Хлопаем, как можно выше.

(И. Лопухина, М. Картушина)

Тема «Части тела»

Цель: тонизирует весь организм

Самомассаж» «Ладошки» (для старшего дошкольного возраста)


Тема «Части тела»

Цель: тонизирует весь организм

Самомассаж «Жарче, дырчатая тучка!»

Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка, Хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой Мы пошлепаем немножко. А потом ладошкой левой Ты хлопки погромче

делай. А потом, потом, потом Даже щечки мы побьем. Вверх ладошки! Хлоп!

Хлоп! По коленкам – шлеп,

шлеп! По плечам теперь

похлопай! По бокам себя пошлепай! Можем хлопнуть за

спиной! Хлопаем перед собой! Справа – можем!

Слева – можем!

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя. Вот какая красота!


Хлопки в ладоши.

Шлепки по левой руке от кисти к плечу.

Шлепки по правой руке.

Легкое похлопывание по щекам.

Хлопки над головой.

Хлопки по коленям.

Шлепки по плечам.

Шлепки по бокам. Шлепки по спине.

Шлепки по груди.

Поколачивание по груди справа, слева.

Поглаживание по рукам, груди, бокам, спине, ногам.


Жарче, дырчатая тучка, Поливай водичкой ручки,

Плечики и локоточки, Пальчики и ноготочки, Мой затылочек, височки, Подбородочек и щечки!

Трем мочалкою коленочки.

Щеточкой трем хорошенечко

Пяточки, ступни и пальчики…

Чисто-чисто моем девочку,

Чисто-чисто моем мальчика!

(И. Лопухина)


Растереть ладошки.

Постукивать пальцами по локоточкам, кистям, затылку, вискам, подбородку, щекам.

Растереть ладонями колени, ступни, и пальцы ног.

Тема «Части тела»

Цель: мобилизует защитные силы организма, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения.

Массаж рук и ног (в соответствии с текстом)

Делая массаж, следует обратить внимание детей на правильное его выполнение: поглаживать руки надо от кисти к плечу, ноги – от щиколотки вверх до бедра.

Я в ладоши хлопаю И ногами топаю. Ручки разотру, Тепло сохраню. Ладошки, ладошки,

Утюжки - недотрожки, Вы погладьте ручки, Чтоб играли лучше. Вы погладьте ножки,

Чтобы бегали по дорожке.


Тема «Если хочешь быть здоров»

Цель: стимулирует прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм

Массаж пальцев «Умывание»

Знаем, знаем – да-да-да,        Поочередно массируют каждый палец. Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться! Лейся на ладошку

По-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку -        Энергично растирают ладони и кисти рук.

Посмелей!

Будем умываться веселей! (Н. Пикулева)

(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)

Тема «Если хочешь быть здоров»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма.

Массаж лица «Умывалочка»

Надо, надо нам помыться.        Хлопают в ладоши.

Где тут чистая водица?        Показывают руки то вверх ладонями, то тыльной стороной.


Тема «Если хочешь быть здоров»

Цель: повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм

Массаж рук «Мыло» (по китайской методике)

Каждый день я мыло мою        Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши Под горячею водою.               так, чтобы пальцы обеих рук

соприкасались.

Кран откроем – ш-ш-ш…

Ручки моем – ш-ш-ш.

Щечки, шейку мы потрем

И водичкой обольем.


Делают вращательные движения кистями («открывают кран»).

Растирают ладони друг о друга.

Энергично поглаживают щеки и шею движениями сверху вниз.

Мягко поглаживают ладонями лицо от лба к подбородку.


И в ладонях поутру Сильно, сильно мыло тру.

Мойся, мыло! Не ленись! Не высказывай! Не злись!


Неплотно сжимают в кулак пальцы одной руки и ударяют тыльной стороной ладони о середину другой

ладошки.

Сжав руку ладонью другой руки, массируют ее, проводя пальцами от локтя до запястья и обратно.

удивится: - Дочка, какая же ты мастерица.

(И. Лопухина)

Тема «Семья. Мама»

Цель: стимулирует прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью.

Массаж пальцев «Подарок маме» (Для старшего дошкольного возраста)


Тема «Птицы»

Цель: повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж пальцев «Грачи»

Маме подарок я сделать решила.

Коробку с катушками тихо открыла,

Нитки и пяльцы достала я с полки,

Вдела зеленую нитку в иголку. Мамин наперсток – на

дочкином пальце. Белую ткань я надела па пяльцы. Иголкой веду за

стежочком стежочек. Я вышиваю чудный цветочек: Сначала - зеленые стебельки, После – веселые лепестки,

В центре цветка –

ярко-желтый кружок.

Я закрепляю последний стежок. Я разминаю уставшие пальцы. Я убираю старинные пяльцы. Нитку с иголкой в

шкатулку кладу. В мамину комнату тихо

иду. Встану на низкую табуретку

И на комод постелю я салфетку. В комнату мама войдет,


Скользящие движения ладонью о ладонь.

Поочередно растирать пальцы левой руки, как бы надевая на каждый палец.

«Колечко» из сжатых пальце правой руки.

Поочередно растирать пальцы правой руки, затем левой.

Потереть ладони друг о друга. Сжимать и разжимать пальцы.

Переплести пальцы обеих рук и сделать «качельку».

Встают на ноги. Протягивают руки вперед.

Покачать головой, поставив руки на пояс.


Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи.

Первый грач испек пирог, А второй ему помог,

Третий грач накрыл на стол, А четвертый вымыл пол. Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три четыре, пять, Выходи грачей считать.


«Лепить пирожки».

Помахать крыльями – ладошками.

Поочередно массировать каждый палец, начиная с большого.

Постучать пальцами по коленям.

Поочередно загибать пальчики.

Тема «Ягоды»

Цель: повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж пальцев «Малина» (для старшего дошкольного возраста)

С веток ягоды снимаю,        Левая рука согнута в локте и поднята на И в лукошко собираю.          уровень лица, кисть опущена (пальцы –

«ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) поглаживаем каждый палец левой руки ( «снимаем ягоды»).

Ягод – полное лукошко!        Сложить ладони «корзинкой». Я попробую немножко.


Тема «Грибы»

Цель: повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж пальцев «Этот пальчик»

Этот пальчик в лес пошел,        Массируют поочередно пальчики, Этот пальчик гриб нашел,        начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. (Русская народная потешка)

Я поем ещё чуть-чуть –        Собранными щепотью пальцами правой Легче будет к дому путь.        руки прикасаться к левой ладони и

Я поем еще малинки.        подносить ко рту. Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять… Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении на другой).

Снова буду собирать.        Хлопки в ладоши. (И. Лопухина).

Тема «Зима»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения.

Самомассаж «Снеговик»

Раз – рука, два – рука,        Вытянуть вперед одну руку, затем другую.


Тема «Дикие животные»

Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, способствует психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения.

Массаж «Лиса»

(для старшего дошкольного возраста)

Лепим мы снеговика.

Мы скатаем снежный ком -

Вот такой,

А потом поменьше ком -

Вот такой,

А наверх поставим мы

Маленький комок.


Имитируют лепку снежков

Ладонями делают круговые движения по бедрам.

Разводят руки в стороны, показывают большую величину кома.

Растирают ладонями грудь.

Показывают руками величину кома поменьше.

Поглаживают ладонями щеки.

Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии.


Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась, Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все лапки сжала, Растирать все лапки стала – Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота! А потом ладошкой

Пошлепала немножко. Стала гладить ручки, ножки И бока совсем немножко.

Ну, красавица – Лиса, До чего же хороша!


Движения выполняются соответственно тексту.

Все массирующие движения выполняются от периферии к центру:

от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.

Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.

Вот и вышел снеговик -Снеговичок.


Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо – влево.

В рукавичках – да-да-да –        Потереть ладони друг о друга. Не замерзнем никогда!

Тема «Дикие животные»        Тема «Защитники Отечества»

Тили-тили-тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!


ЗАЙКА.

Приставить ладони козырьком колбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.


Цель: для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Массаж ушей «На границе»

Жалко мне зайчишку, Носит зайка шишку.


Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.


Жу-жу-жу – я границу сторожу. Ши-ши-ши – зашуршали камыши.


Провести пальцами по краям ушных раковин.

Поскорее сбегай в лес,        Раздвинуть указательный и средний Сделай заиньке компресс.        пальцы, остальные сжать в кулак,

массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

Тема «Одежда»


Жу-жу-жу – я в дозоре хожу.

Ши-ши-ши – спите сладко малыши.

(М.Ю Картушина)


Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.

Цель: повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж пальцев «Рукавицы»

Вяжет бабушка Лисица        Поочередно потереть большим пальцем Всем лисятам рукавицы:        подушечки остальных пальцев.

Для лисенка Саши,        Поочередный массаж пальцев левой руки, Для лисички Маши,              начиная с большого (при повторении

Для лисенка Коли,        массировать пальцы правой руки). Для лисички Оли,

А маленькие рукавички Для Наташеньки – лисички.


Тема «Уголок природы»

Цель: благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм

Массаж рук и ног «Черепаха»

Шла купаться черепаха        Пощипывают поочередно руки от И кусала всех от страха.        кисти к плечу.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь! Никого я не боюсь!

(Н. Пикулева)

Черепаха – дом ходячий!        Поглаживают руки ладонями от Голову под панцирь прячет.       кисти к плечу. При повторении Крепкий панцирь у нее -            стихотворения массируют ноги И защита и жилье!                      от щиколоток вверх.

(Р. Рамазанова)

Тема «Уголок природы»


1. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет - М.: Сфера, 2008. - 160 с.

2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет – м.: Сфера, 2009. - 208 с.

3.        Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет – М.: Сфера, 2010. - 192 с.

Цель: массаж улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз.


4. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 3-4 лет. Сценарии для ДОУ – М.:Сфера, 2009. - 96 с.

Массаж лица «Деревья и кусты» (по китайской медицине)

(для старшего дошкольного возраста)

Теплый ветер гладит лица, Лес шумит густой листвой.

Двумя ладонями провести, не слишком надавливая, от бровей до подбородка и обратно 4 раза.

Дуб нам хочет поклониться, Клен кивает головой.

От точки между бровями большим пальцем левой руки массировать лоб, проводя пальцем до середины лба у основания волос – 4 раза.

А кудрявая березка Провожает всех ребят.

Массаж висковых впадин большими пальцами правой и левой рук, совершая вращательные движения – 8 раз.

До свиданья, лес зеленый, Мы уходим в детский сад.

Поглаживание лица ладонями сверху вниз – 4 раза.

Список литературы


5.        Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6лет – М.:Сфера, 2004. - 128 с.

6. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет – М.:Сфера, 2007. – 96 с.

7. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет -М.:Сфера, 2010. - 224 с.

8. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ – М.:Сфера, 2010. - 128 с.

9. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 4-5 лет. Сценарии для ДОУ – М.:Сфера, 2010. - 96 с.

10.        Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4л – М.:Сфера, 2005. - 144 с.

11. Картушина М. Ю. Быть здровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подгот. группы детского сада – М.:Сфера, 2004. – 384 с.

12. Интернет-ресурсы- http://forum.in-ku.com

24. Подарок маме 25. Мыло

26. Улитка

27. Массаж рук «Божья коровка» 28. Массаж ног «Божья коровка»

Перечень картотеки игрового массажа и самомассажа

1. Ай, тари, тари

2. Грибной дождик 3. Малина

4. Этот пальчик 5. Лук

6. Вырос у нас чесночок 7. Борщ

8. Массаж лица 9. Грачи

10. Лиса

11. Рукавицы 12. Пироги 13. Снеговик 14. Воробей 15. Сорока 16. Воробьи

17. Кто пасется на лугу 18. Свинки

19. Петушок 20. Черепаха 21. Строим дом 22. Плотник 23. Паровоз


29. Комары 30. Муха

31. На границе 32. Умывалочка 33. Умывание

34. Жарче, дырчатая тучка! 35. Дождик

36. Ладошки

37. Чтобы не зевать от скуки… 38. Дождь

39. Барабан

40. Я в ладоши хлопаю 41. Массаж уха

42. Чтобы уши не болели 43. Массаж стоп

44. Баю – бай

45. Массаж рефлекторных зон ног


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа.

Массажи и самомассажи разбиты по темам, в стихотворной форме....

тематическая картотека игрового массажа и самомассажа

тематическая картотека игрового массажа и самомассажа...

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа...

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа...

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа

ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.Такие упражнения способст...

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа в младшей группе.

Тематическая картотека игрового самомассажа в младшей группе. Зима....

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа в средней группе.

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа в средней группе. Зима....