«Формирование осознанной потребности в физическом совершенствовании у детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Абайдулина ( Рыкова)  Наталия Павловна

Формирование осознанной потребности в движении и физическом совершенствовании является одной из главных задач физического развития дошкольников.Чтобы такая осознанная потребность сформировалась, необходимо сделать двигательную деятельность детей на протяжении всего времени пребывания в детском саду очень привлекательной: интересной и разнообразной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizra.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование осознанной потребности в физическом                       совершенствовании у детей старшего дошкольного возраста».

Потребность – это состояние недостатка в чего – либо, состояние, стимулирующее деятельность,  направленную на восполнение этого недостатка. Осознание  П. служит  формированию интереса,  мотива,  ориентации, установки, цели, решения, действия. Психологией П. исследуются как источник активности, первопричина поведения личности или соц. группы и рассматриваются как особое психологическое явление. Отправным пунктом в осмыслении П. выступает идея о них как об изначально движущей силе, источнике и причине деятельности человека. Невозможно представить деятельность без П., и наоборот, чем разнообразнее деятельность человека, тем богаче его П. Испытывая П., человек чувствует зависимость от предмета, способного удовлетворить ее. В этом отношении он оказывается как бы страдающим, зависимым существом. Но он стремится выйти из такой зависимости. В его переживаниях возникает своеобразное внутреннее беспокойство и человек  ищет способы, и предметы удовлетворения этой П. Переживание П. выражается в стремлении снять внутренний конфликт,  разрядить напряжение, получить удовлетворение  и относительное успокоение. Поэтому П. можно рассматривать как способ развертывания деятельности человека. Вот почему П. оказываются источником активности человека.

Я не случайно так подробно остановилась на характеристике П., потому - что формирование осознанной потребности в движении и физическом совершенствовании является одной из главных задач физического развития дошкольников. Вы можете сказать, что П. в движении присуща  ребёнку изначально. Но реализуется она  по – разному. Поэтому речь идёт именно о формировании осознанной П..

Чтобы такая осознанная П. сформировалась, необходимо сделать двигательную деятельность детей на протяжении всего времени пребывания в детском саду очень привлекательной: интересной и разнообразной. При этом важно учитывать возрастные особенности старших дошкольников, а они заключаются в следующем:

-  Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью.

 - Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма.

    -Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий  при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата.

   -У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают  воспринимать красоту и гармонию движений.

    - Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Для формирования осознанной потребности в физическом совершенствовании я использую разные методы и приёмы.

При выполнении разнообразных упражнений я постоянно привлекаю внимание детей к разнообразным сложным физическим упражнениям как особому объекту познания:Например, при выполнении упражнений побуждаю к  оценке движений ребенка, привлекаю  детей к объективной оценке движений товарищей, самооценке.

Широко использую   игровой, соревновательный метод. Например: игры-эстафеты, спортивные игры (самолеты, охотники и утки ,

Я постоянно побуждаю детей к выполнению упражнений, требующих проявления волевых усилий. Например: игры со сменой темпа движений (ходьба-бег-подскоки),игры с максимально быстрыми движениями(бег наперегонки, игровая гимнастика).

При организации эстафет,соревнований в самостоятельной двигательной деятельности объединяю детей с учетом степени их двигательной активности. Я разделяю команды на относительно равносильные команды, для того

Формированию осознанной потребности в физическом совершенствовании способствуют дидактические игры(«придумай новые упражнения из одного исходного положения», «так-не так», «оживи человечка (многорукого и многоногого)»). Игры способствуют  применению  своих знаний и умений, нацеливают на поиск новых, творческих решений.

Стимулирование интереса детей к физической культуре, происходит в процессебесед о спорте, рассматривании иллюстраций в журналах, энциклопедиях об известных спортсменах.

Особое место занимают подвижные игры, в которых стимулируются проявления детского творчества, например: » море волнуется», »снежинки и ветер», «сделай фигуру», «ты – мое зеркало».

В свободное время мы обсуждаем с детьми какие-то интересные моменты совместных подвижных игр. Отмечаем оригинальность выполнения  правил, движений отдельными детьми. При этом дети учатся анализировать успехи или неудачи товарищей, а также – свои собственные.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому, подвижные игры нами планируются в разных режимных моментах на протяжении всего дня.

В работе с детьми использую  различные игры.

Игры с мячом (эстафеты с мячом, свободные игры с мячом, вышибалы).

Соревнования – поединки (эстафеты разного вида, захваты крепости, выталкивание из круга) .

Игры на асфальте (классики, пятнашки) .

Метание стрелки (попади в кольцо, набрасывание колец, кто дальше) .

Занятная верёвочка (прыгалки-скакалки, неуловимый шнур, прыжки со шнуром и т. д.) .

Прыжки (прыгалка-резинка, попрыгунчики, прыжки в длину с разбега, с высоты, из обруча в обруч и т. д.) .

Игры и упражнения на равновесие (ходьба по скамейке, кто дольше простоит на одной ноге.) .

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).

Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность.

Для самостоятельной деятельности, в группе созданафизкультурно-игровая среда (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек, выделяют в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей). Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды в течение дня вносим различные физкультурные пособия и по-разному группируем их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

В физкультурно-оздоровительном плане нами запланированы: физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья.Темы праздников самые разнообразные: «Мы – спортсмены», «Веселые старты», «Праздник Нептуна» и т. д.Организация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогает вовлекать родителей в образовательный процесс.

При организации двигательной активности естественным образом происходит интеграция содержания разных образовательных областей. Например, при обсуждении новых, придуманных  правил подвижной игры, дети используют разные формы речи: доказательство, объяснение, аргументацию. При рассматривании открыток  с разными видами спорта обращают внимание на особенности мышц тела тренированного человека и т.п., особенности характера спортсмена, его поведение в разных сложных ситуациях. Это даёт детям социальный опыт поведения, общения,  определения своих приоритетов в  самостоятельной двигательной деятельности.

Таким образом, подводя итоги моего выступления, можно сказать что, работа приводит к успешным результатам. Дети гармонично физически развиваются; в двигательной деятельности успешно проявляют быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Стремятся к лучшему результату и  физическому совершенствованию, самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счёт имеющегося двигательного опыта.

На мой взгляд,следует больше уделять внимание дифференцированному подходу к детям, чтобы у каждого ребёнка двигательный опыт формировался в полном соответствии с его способностями и возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении по...

Конспект открытого показа: «Развитие интереса и потребностей к двигательной активности и физическому совершенствованию у детей среднего дошкольного возраста на прогулке через досуговую деятельность» с детьми группы «А» 4-5лет «Путешествие в зимний лес»

Задачи:-  развивать интерес и потребность к двигательной активности у детей среднего дошкольного возраста на прогулке через досуговую деятельность - развивать бег, ловкость, умение перевопло...

Роль опытов в формировании осознанно-правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время работа над проблемами экологического воспита­ния продолжается. Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без исп...

Роль опытов в формировании осознанного правильного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

В консультации подробно описывается роль опытов в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к природе....

АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...