Консультация для педагогов "Арт=терапевтическая техника "Мандала" как средство саморегуляции психоэмоционального состояния"
учебно-методический материал

Скуфина Светлана Николаевна

 

Восстановительные методы имеют особое значение в жизни человека.

Человек - сложная система, поэтому для более высокого уровня активности он может использовать различные типы саморегуляции.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и усиливает мобилизацию ресурсов организма.

В буквальном понимании  саморегуляция подразумевает процесс приведения в порядок чего-либо.

Главная задача данного  метода саморегуляции — снять любое напряжение, достичь абсолютной расслабленности ума и тела.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mandaly_kak_sredstvo_samoregulyatsii.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Арт – терапевтическая   техника «Мандала»
как средство саморегуляции

психоэмоционального состояния

                                                          «Что  случилось с человеком однажды –

                                                                     остаётся с ним навсегда» S. Eyric

(Слайд 1)

Цель: познакомиться с понятием «Мандала».

Задачи: освоить один из способов  релаксации через зрительные образы.

Восстановительные методы имеют особое значение в жизни человека.

Человек - сложная система, поэтому для более высокого уровня активности он может использовать различные типы саморегуляции.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и усиливает мобилизацию ресурсов организма.

В буквальном понимании  саморегуляция подразумевает процесс приведения в порядок чего-либо.

Главная задача данного  метода саморегуляции — снять любое напряжение, достичь абсолютной расслабленности ума и тела.

(Слайд 2)

Мандала – в переводе с санскрита обозначает «круг». То есть это рисунок, состоящий из кругов, или вписанный в круг. В различных других традициях это же слово обозначает – колесо, венец, вращение, круговорот, хоровод, танец, кольцо, ритм, ритуал, молитва...

Буквальный перевод санскритского слова mandala – «то, что содержит сущность», рисунок, в котором есть некое важное содержание, послание, идея, душа, зерно, суть.

Понятие мандалы было внесено в западную психологию Карлом  Юнгом. Он открыл его, занимаясь собственным психоанализом. Изучая мандалы в различных культурах он пришёл к выводу и в дальнейшем разрабатывал теорию о том, что мандалы выносят на поверхность сознания различные подсознательные блоки и помогают освободиться от них, усиливая наш внутренний потенциал, помогают найти причины жизненных трудностей, развивают сознание, гармонизируют и очищают пространство, приводят в гармоническое звучание и настройку органов физического тела и души.

М.В.Киселева изучая мандалы  сказла «Создавая круг, человеком очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания, помогает клиентам стимулировать основные внутренние источники энергии, включая механизмы саморегуляции. Это «психологический преобразователь», помогающий человеку установить связь с самим собой». («Арт-терапия в практической психологии и социальной работе» М.В.Киселева)

В настоящее время метод мандалы  – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это один из инструментов для оздоровления и исцеления психики, естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия

напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей и взрослых. Мандала выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности, усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Кстати, произносить слово надо с ударением на первую букву «А». Некоторые люди делают акцент на второй букве «А» и у них получается матерное слово.

Существуют разные формы мандал: круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники.

Мандалы могут быть как двухмерными – изображенными на плоскости — выполненными красками, разноцветным песком, вышиты нитками, а могут быть объемными, трехмерными.

(Слайд 3)

Примером объемной мандалы является самый большой буддистский памятник на Земле — Боробудур, на острове Ява в Индонезии, материалом для которого стал камень.

(Слайд 4)

Или же круги на полях, которые находят по всему миру, и которые также можно назвать трехмерными мандалами

(Слайд 5)

Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. Земля, какой она видится из космоса или компас, колесо велосипеда или снежинка, часы или человеческий глаз – все это тоже мандалы.

(Слайд 6)

Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах.

Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты. Иногда создание мандалы занимает до 2 месяцев.  Затем, то, что создавалось так долго, в атмосфере уважения и поклонения к «Кругу жизни» уничтожается.

(Слайд 7)

Но, и в христианстве, и в славянской культуре также можно встретить мандалы.

В культуре славян мандала  похожа на диск, который символизировал Солнце, благодаря которому на Земле существует все живое. Солнце – как символ времени, как символ огня, символ центра всего сущего.

Наш, павловопосадский платок тоже может быть мандалой, у него узор имеет симметрию и центр. Раньше, каждая «закорючка», каждый цветочек имели смысл. Это

мог быть оберег от всего плохого, или “магнит” для чего-то хорошего.

(Слайд 8)

Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы. Они обладают симметричностью, красочностью, символизмом.

(Слайд 9)

Вот, например, витраж собора Нотр-Дам, в Париже.

(Слайд 10)

Так как же «работает» мандала?  Нет никой магии в том, как она действует на человека.  По словам Станислава Эйриха: «Что  случилось с человеком однажды –  остаётся с ним навсегда».  А случается с нами разное….самое горькое, постепенно вытесняется из сознания в подсознание и, оставаясь с нами, заставляет нас смотреть как сквозь кривое зеркало на окружающую действительность.

Когда мы создаем мандалу, мы создаем персональный символ, отражающий то, чем мы являемся в данный момент. Круг, который мы рисуем, содержит (или приглашает) конфликтующие части нашей собственной природы проявиться. Во время рисования мандалы происходит несомненное разрешение напряжения, которое всегда сопутствует внутриличностному конфоикту. Успокаивающий эффект рисования круга может также быть вызван его способностью служить символом пространства, занимаемого нашими телами. Рисование круга может быть чем-то вроде рисования защитной линии вокруг физического и психологического пространства, которые мы идентифицируем с самими собой.
Кроме того, создание мандалы помогает увидеть, почувствовать и осознать, а главное перенести на бумагу или любой другой предмет свои внутренние переживания. Страх одиночества, страх старости, страх бедности, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, комплексы, жесткие программы поведения,  навязанные нам воспитанием или  социумом - все это часто спрятано настолько глубоко внутри нас, что мы не можем осознать их присутствие. Из глубины подсознания они заставляют нас совершать поступки не соответствующие нашим внутренним потребностям или идущие нам во вред. Извлекая наши неосознаваемые конфликтующие программы и выражая их в мандале, мы  перестаетаём позволять им управлять нашей  жизнью. Именно в этот момент мы возвращаем себе свободу выражать свои чувства.

Давно известно, что цвет и форма оказывают сильное воздействие на эмоциональное, физическое и духовное состояние человека. Это традиционно использовалось в целительских практиках различных культур и народов. Терапевтический эффект мандалы может быть использован как средство самопомощи при стрессе, соматическом заболевании, эмоциональном расстройстве, как взрослого, так и ребенка. Кроме того, было замечено ещё одно из преимуществ раскрашивания мандал:

- оно помогает стабилизировать кровяное давление;

- повышает креативность и самоосознание;

- уменьшает беспокойство и расслабляет мышцы;

- развивает уверенность в себе.

Создание тематических мандал может способствовать восстановлению здоровья, гармонизации отношений с любимыми и близкими для Вас людьми и даже финансовому благопололучию .  Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и взрослыми.

Мандалы можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, высечь в мраморе, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ.

Существует насколько способов работы с мандалой, каждый из которых характеризуется своей техникой: созерцание мандал, раскрашивание готовых

мандал, рисование и создание собственных мандал. Сегодня мы с вами остановимся на третьем способе – рисовании. Как я уже и говорила, существуют определённые несложные правила, при выполнении которых терапевтический эффект будет более явным.

Как же начать работу с мандалой? Сначала приготовьте необходимые принадлежности. Для создания простейшей мандалы необходимо совсем немного материалов: ровная твёрдая поверхность, хорошее освещение, бумага, карандаши (фломастеры, краски, пастель), по желанию циркуль или линейка.

После того, как вы расположили все принадлежности на рабочей поверхности перед собой, сядьте  поудобнее и расслабьтесь для усиления творческого состояния. Чем меньше оценок и мышления будет при работе с мандалой, тем лучших результатов вы добьетесь. Не бывает мандал правильных или неправильных. Для того, чтобы бессознательное могло выразить себя, дайте инстинкту руководить вами в выборе цветов и форм. Глубоко вдохните и представьте, как напряжение оставляет вас с каждым выдохом. Несколько потягиваний могут помочь расслабить какие-то точки напряжения в теле. Постарайтесь очистить ваш ум от дневных забот. Позвольте себе на это время снять с себя все обязанности. Как можно меньше размышляя, выберите цвет, форму или ощущение из своего внутреннего видения,  в качестве начальной точки мандалы нарисуйте круг. Вы можете использовать для этого бумажную тарелку или нарисовать круг от руки. Продолжая размышлять как можно меньше, начинайте заполнять круг цветами и формами. Вы можете начать с центра или с краев круга. Работайте до тех пор, пока вы не почувствуете, что ваша мандала завершена.

Следующим шагом будет нахождение подходящего положения для вашей мандалы. Для этого поворачивайте рисунок и смотрите на него со всех углов. Постарайтесь игнорировать края бумаги и смотреть на рисунок сам по себе. Единственный способ понять, что мандала сориентирована правильно - это ваше ощущение баланса или чувство расслабления, когда ваш внутренний голос говорит: «Это правильно». Когда найдена правильная ориентация, отметьте верх своей мандалы. Вы получите пользу, сделав это, даже если вы думаете, что уже знаете, где находится верх. Датирование мандал полезно для дальнейшего использования. Отмечайте день, месяц и год. Иногда нарисовать одну мандалу недостаточно. Если вы чувствуете незавершенность, вы можете захотеть дорисовать её. Затем Теперь положите мандалу перед собой так, чтобы отметка находилась наверху. Отстранитесь от созданной Мандалы на расстояние 60-70 см, и посмотрите на нее. Лучше всего смотреть на мандалу с расстояния вытянутой руки. Возможно, вы поставите ее на подставку в нескольких футах от места, где вы сидите. Вы можете захотеть прикрепить ее к стене для лучшего обозрения. Дайте имя своему рисунку. Что Вы СЕЙЧАС чувствуете? Опишите ваши чувства на обратной стороне листа. Теперь ваша мандала может быть помещена в какое-то особое место, где вы сможете часто на нее смотреть. Многие чувствуют несказанное удовлетворение, завершив мандалу. Рисунок можно оставить на некоторое время, а затем, когда рн не будет вызывать у вас чувства , лучше его сжечь с благодарностью.

Если образ не самый приятный и чувства не веселые, тогда начните просто дышать в этот образ. Прикройте глаза, и представьте, что вдыхая чистый воздух, Вы наполняетесь светом, а выдыхая свет в образ - Вы его растворяете, изменяете, трансформируете на более качественный.
Подышите 2-3 минутки, и, открыв глаза, посмотрите, чтобы Вам хотелось изменить в рисунке, и перерисуйте образ так, чтобы изображение начало Вам нравиться

Литература по теме:

1.​ Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.-СПб.: Речь, 2002.-144с.

2.​ Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при

помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный

центр науки и образования», 2012.-198с.

3.​ Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.

4.​ Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный

психолог» №4,2007,С.18-19.

5.​ Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31.

6.​ Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95-182.

7. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ;

Астрель, 2007

8. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.

9. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004

10. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по

психотерапии»)

11.Рушель Блаво «Мандалы и медитации. Большая книга на все случаи жизни.Медитации для исполнения желаний». АСТ,

2014 г.

12.Равенсбург, 2004 Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-

бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.

13.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.

14.Вознесенская В.Н. Женские мандалы. Магические круги на все случаи жизни АСТ, Кладезь; Москва; 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА".

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств,влияющих на психическое здоровье ребенка....

Консультация для родителей на тему: "Определяем психологическое состояние ребёнка по цветам".

Консультация для родителей на тему: "Определяем психологическое состояние ребёнка по цветам"....

Методическая разработка на тему "Сказкотерапия, как средство снижения состояния тревожности и повышения самооценки у детей"

В последние годы количество детей с нарушениями речи в той иди иной форме и в разной степени стало расти. Если эти нарушения не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения...

Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей.

Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей. Живаева Людмила Анатольевна, воспитатель МБУ СОШ №26 с.п. детский сад «Тополек» городского округа Тольятт...

Консультация для воспитателей "Влияние цвета на психическое состояние ребенка"

Правильное цветовое расположение в пространстве благоприятно влияет на эмоциональный фон ребенка....

Консультация "Техники и способы управления своим внутренним состоянием"

Техники и способы, которые помогут снять нервно-психическое напряжение....