Консультация для родителей и воспитателей «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

ПоповаН.В.

Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей

«Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста»

Простудные заболевания – это условно названные болезни, вызванные охлаждением, которому подвергается организм ребенка. Однако при этом имеет не только охлаждение, но и инфекция, состояние организма и другие факторы.

Простудные заболевания чаще бывают в холодные месяцы года, когда колебания температуры воздуха наиболее выражены, отмечается повышенная влажность, сильные ветры. Особенно легко простудиться разгоряченному, вспотевшему ребенку, когда он выходит на мороз, сильный ветер. При таком резком охлаждении тела сразу теряется значительное количество тепла, снижаются значительные свойства организма и в результате появляется раздражение слизистых оболочек дыхательных путей.

Респираторные вирусные инфекции — самые частые заболевания у дошкольников. Дети до 7 лет имеют больший риск заболеть, чем подростки и взрослые. Это обусловлено тем, что растущий организм не обладает достаточной иммунологической памятью. Иммунная система ребенка работает менее активно.

Простуде подвержены, как правило, малозакаленные, изнеженные дети, особенно при утомлении. Нередко простудные заболевания возникают при нарушении носового дыхания. Дети обычно тяжелее, чем взрослые, переносят болезни, и у них чаще возникают осложнения. При простудных заболеваниях в воспалительный процесс могут вовлекаться различные отделы дыхательных путей – нос, пазухи, горло, трахея, бронхи, легкие. Иногда заболевают уши.

У детей дошкольного возраста многие болезни ЛОР - органов носят воспалительный характер. Острые воспалительные ЛОР - заболевания весьма разнообразны и часто чреваты опасными последствиями. В случае несвоевременного лечения они могут стать хроническими. С целью предупреждения воспалительных заболеваниях необходимо избегать сквозняков, быстро охлаждающих только часть тела, что представляется опасным для ослабленного ребенка.

Чтобы избежать гриппа и связанных с ним осложнений, необходимо задолго до начала эпидемии задуматься о профилактических мерах. Лечения простуды и гриппа не существует, вернее, лечим мы симптомы. Поэтому основной задачей каждого родителя должна стать профилактика заболевания.

Для этого, может быть, даже придется изменить образ жизни ребенка. В целом, совокупность профилактических мероприятий можно сформулировать следующим образом:

  • Ограничьте пребывание ребенка в местах массового скопления людей;
  • Мойте руки с мылом;
  • Проветривайте помещение не менее 3-4 раз в день;
  • Ежедневно проводите влажную уборку;
  • Соблюдайте режим дня,
  • Ночной и дневной сон по возрасту,
  • Не переутомляйте вашего малыша,
  • Ежедневные прогулки,
  • Постарайтесь не перегревать малыша,
  • Одежда должна быть по погоде.

Должно быть правильное питание по возрасту с включением натуральных соков, фруктов, овощей, природных фитонцидов (лук, чеснок). Дополнительно принимайте витамин С. Большое его количество содержится в шиповнике, смородине, квашеной капусте, киви, цитрусовых. Ешьте темно-зеленые, красные, желтые овощи и фрукты.

Липовый цвет. Используют в виде настоя цветков липы, содержащих эфирное масло, фитонциды, каротин и другие вещества при воспалительных заболеваниях (ангине, хроническом тонзиллите и других). Для приготовления настоя две столовые ложки измельченных цветков заливают 200 мл горячей кипяченой воды, греют 15 мин, не доводя до кипения, после чего настаивают 45 мин. Затем процеживают, оставшееся сырье отжимают. Полученным настоем поласкают горло в течении дня.

Как жаропонижающее и потогонное средство липовый цвет используют в виде настоя, его заваривают как чай и принимают внутрь при гриппе, ОРЗ и других инфекциях – ларингите, трахеите, бронхите.

Календула. Оказывает противовоспалительное, дезинфицирующее бактерицидное действие, является успокоительным средством. Применяют календулу при аденоидите, риносинуите, бронхите, пневмонии, хронической пневмонии, астматическом бронхите.

Эвкалипт. Повышает устойчивость слизистой оболочки бронхов, носа, носоглотки. Его применяют при аденоидите, отите, риносинуите, бронхите.

Зверобой. Оказывает противовоспалительное действие, он убивает болезнетворные микробы, стимулирует защитные реакции организма, способствует заживление ран. Его применяют при риносинуите, отите, аденоидите, пневмонии, бронхите, хронической пневмонии.

Прополис. Оказывает противовоспалительное и губительное действие на стафилококк и другие микробы. Является обезболивающим средством. Его применяют при заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидите, отите, риносинуите, синуите, фарингите, ларингите, трахеите, бронхите.

Алое. Повышает устойчивость слизистой оболочки бронхов, оказывает противовоспалительное действие, повышает защитные силы организма. Применяют при рините, риносинуите, аценоидите, пневмонии, в период выздоровления.

Оливковое масло. Повышает устойчивость слизистой оболочки, оказывает противовоспалительное действие. Применяют при заболевании верхних дыхательных путей, синуите, аденоидите, фарингите.

Каланхое. Оказывает противовоспалительное, противомикробное действие, ускоряет процессы заживления. Применяют при заболеваниях верхних дыхательных путей, синуите, рините, отите, трахеите, бронхите, фаренгите.

Дифосфонат. Оказывает противовоспалительное действие на стафилококк, стрептококк и другие микробы. Способствует заживлению ран. Применяют при аденоидте, риносинуите, гранулезном фарингите, ожогах кожи с гнойным вялотекущим процессом.

Мёд. Применяют в случае воспалительных заболеваниях как потогонное и отхаркивающее средство. Его используют с горячим чаем или молоком.

Медово-чесночную кашицу можно принимать при гриппе, ОРЗ, насморке. Чеснок натирают на терке, смешивают с медом в соотношении 1:1 и принимают по 1 чайной ложке перед сном, запивая теплой водой.
При бессоннице принимают полстакана теплой воды с одной столовой ложкой меда на ночь.

Настой чеснока целесообразно применять во время эпидемии гриппа с профилактической целью. Некоторым детям можно предложить понюхать натертый на мелкой терке лук или чеснок. Продолжительность такой процедуры 3-5 мин, проводят ее 2 раза в день в течении 6-10 дней.

Сок редьки с медом Рекомендуется как противовоспалительное и отхаркивающее средство. Принимать по 1 столовой ложке 3-4 раза в день в течении 3-5 дней.

Отвар ягод калины с медом Применяют для уменьшении кашля и разжижения мокроты при трахеите и бронхите. 100 г ягод варят в течении 5 мин в 200 г меда, принимают по 1-2 столовые ложки 4-5 раз в день, запивая теплой водой.

Настой шиповника Обладает бактерицидным, дезинфицирующим, потогонным и мочегонным свойствами. Особенно эффективен при простудных заболеваниях. Настой готовят из расчета 5-6 столовых ложек ягод на 1 л воды. Принимают в течении дня.

А еще надо навестить педиатра и ЛОР-врача, чтобы они сообща оценили состояние органов дыхания ребенка. Если у него окажутся очаги хронической инфекции (в миндалинах, носоглотке, гайморовых пазухах), то врачи проведут соответствующее лечение и расскажут о профилактических мерах, в том числе о лекарственных препаратах, которые помогут предотвратить обострения этих инфекционных процессов. Может потребоваться и консультация аллерголога, так как дети-аллергики существенно больше подвержены частым простудным заболеваниям.

А самое главное состоит в том, чтобы и ребенок, и все члены его семьи знали: частые простуды - это повод не для переживаний, а для активных действий.          

Пейте больше жидкости. Вода вымывает из организма вредные вещества и наполняет его необходимой влагой.

 Регулярно выполняйте физические упражнения. Физические упражнения усиливают работу сердца, заставляя его перегонять большее количество крови и переносить больше кислорода из легких. Разгоряченное тело потеет. Активируется выработка естественных иммунных клеток организма, убивающих вирусы.

Мощным фактором профилактики детских простудных заболеваний является закаливание. Средствами закаливания являются солнце, воздух и вода. Каждый вид закаливания должен проходить под строгим наблюдением врача. Существуют общие правила для всех видов закаливания.

  • Закаливание осуществляется только полностью здоровыми людьми.
  • Дозы закаливающих воздействий следует увеличивать постепенно. Резкие непривычные охлаждения могут стать причиной заболевания.
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма. При нарушениях деятельности сердца, легких, почек, заболевании носоглодки перед закаливанием необходимо проконсультироваться с врачом.
  • Закаливающие процедуры проводят систематично и последовательно. Закаливаться надо на протяжении всей жизни. Даже двухнедельный перерыв может свести на нет эффект от закаливающих процедур, проводимых в течение длительного  времени.
  • Недопустимо проводить отрицательных эмоциональных реакциях на него самого малыша.
  • Необходимо приучать организм к самым различным видам охлаждения: сильным, средним, слабым, быстрым.
  • Проводить воздушные и солнечные ванны следует во время бега, ходьбы, выполнения общеразвивающих упражнений, подвижных игр. Это повышает эффективность закаливания.
  • Рекомендуется чередовать местные закаливающие процедуры (ходьбу босиком, полоскание горла прохладной водой и т.п.) с общими, так как закаливание отдельных участков тела не повышает общей устойчивости организма.

Следует помнить: какими бы совершенными методами ни проводилось закаливание в дошкольном образовательном учреждении, оно не достигнет желаемого результата, если не найдет поддержки в семье.

Успешная профилактика ОРВИ и гриппа  у детей дошкольного возраста — результат совместной работы родителей и персонала дошкольного учреждения. Следуйте советам специалистов, чтобы сохранить здоровье ребенка в любой сезон!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Утренняя гимнастика в детском саду и дома»

В дошкольных образовательных организациях закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребёнка. ФГОС ДО предусматривает социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое и физическое развитие.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Работа по развитию движений осуществляется во время утренней гимнастики, на физкультурных, музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Важная роль отводится утренней гимнастике.

Утренняя гимнастика — это комплекс физических упражнений, выполняемых утром после сна с целью повышения общего тонуса организма. Она укрепляет и развивает мышечную систему, повышает жизнедеятельность и трудоспособность, способствует закаливанию организма.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Если верить ученым, занимающимся исследованием влияния физической активности на организм человека, то чем больше человек двигается, тем быстрее в его организме происходят обменные процессы, лучше функционирует дыхательная система. Это особенно важно для деток, страдающих частыми бронхитами и аллергиями. Также с регулярными физическими упражнениями улучшается работа сердечнососудистой и нервной системы, укрепляется иммунитет. То есть малыш в целом становится здоровее и энергичнее. Кроме того, утренняя гимнастика положительно влияет еще и на мышление ребенка, его память и речь. Когда дети учатся выполнять упражнение, повторяя за взрослым, они запоминают движения, следят за правильным их выполнением, повторяют слова.

В детском саду утренняя гимнастика проводится одновременно со всеми детьми данной возрастной группы перед завтраком. Постепенно дети привыкают к определенному порядку, дисциплине.

Но заставлять детей нельзя! Угрозы, физическое и моральное наказание не принесут успеха. Ребенок станет делать утреннюю зарядку против своей воли, что никак не способствует здоровью.

Если вы решите заниматься утренней гимнастикой дома, то она должна выполняться в определенные часы каждое утро. Никаких выходных и праздников. Исключением должна стать болезнь ребенка, его плохое самочувствие и вялое настроение.

Вот несколько правил:

  • перед началом выполнения упражнений обязательно проветрите помещение. Летом зарядку лучше делать на природе;
  • выполнять упражнения сразу после сна;
  • нельзя есть перед зарядкой и пить;
  • превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа;
  • включить веселую музыку;
  • время зарядки не должно превышать 10-15 минут, этого достаточно для того, чтобы проснуться и зарядиться положительной энергии и при этом не переутомиться и не заскучать;
  • родители должны быть в хорошем настроении.

Соблюдая ряд нехитрых правил, можно привить у ребенка любовь к утренней зарядке. Главное, чтобы ему было интересно и весело. Так он захочет делать упражнения каждое утро, что постепенно перерастет в привычку.

Порядок выполнения упражнений:

  1. ходьба на месте или по кругу;
  2. дыхательные упражнения;
  3. массажные и разминающие упражнения шеи, плеч, рук. Двигаться нужно сверху вниз;
  4. упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса
  5. оканчивается зарядка тем же, чем и начинается, – ходьбой и дыхательными упражнениями.

Упражнения должны быть подобраны так, чтобы поочерёдно включались в работу все крупные группы мышц. Выполнение их требует точности и чёткости. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего комплекса упражнений: вдыхать через нос, а выдыхать через рот.

Есть много комплексов музыкальных зарядок, познавательный мультфильм «Уроки Тётушки Совы», где персонажи делают зарядку и предлагают повторять за ними. Достаточно включить необходимую серию и повторять упражнения под ритмичную музыку.

Не перекладывайте свои обязанности на воспитателей, ведь занятия с детьми будут иметь лучший результат, если именно родители будут прикладывать к ним усилия, сердце и разум.

Список используемой литературы

  1. Бабина К.С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада, Москва, 1978. – 95 с.
  2. Кожухова, Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова; под ред С. А. Козловой. – М.: Академия, 2008 – 352 с.
  3. Прохорова, Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2 -7 лет [Текст]: практическое пособие / Г.А. Прохорова. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2010. – 80 с.
  4. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина; под ред. С.О. Филипповой. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 04 с.
  5. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: практикум для студ. сред. пед. учеб. заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – 3- изд., испр. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
  6. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: учебное пособие для средних пед. учебных заведений / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. – М.: Академия, 1996. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (законных представителей) подготовительной к школе группы «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей (законных представителей) подготовительной к школе группы «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста»...

Дыхательная гимнастика, как профилактика простудных заболеваний для детей дошкольного возраста

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу серд...

Консультация для родителей."Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста".

Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей. Данный материал будет полезен для воспитателей, родителей и методистов....

консультация для родителей на тему:"Профилактика простудных заболеваний у детей(ОРВИ).Как избежать простуды"

консультация для родителей на тему:"Профилактика простудных заболеваний у детей(ОРВИ).Как избежать простуды"...

Консультация для родителей на тему «Профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период»

Консультация для родителей на тему «Профилактика простудных заболеваний у детей в осенний период»...