Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ
статья (средняя группа)

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания. Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном учреждении в широком смысле слова представляет собой следующее: - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме -здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchiy_pedagogicheskiy_protsess_dou.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из важнейших задач в организации педагогического процесса является - охрана жизни и здоровья детей, а также укрепление здоровья ребёнка. (ФГОС)

Здоровье современного ребёнка напрямую связано с окружающей средой, продуктами питания, экологией. В последнее время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей. По некоторым исследованиям 8 из 10 детей уже рождаются с диагнозами. Первая группа здоровья достаточно редка в современных детских садах. Если учитывать медицинские показателе, современный ребёнок подвержен дополнительными нагрузками, помимо посещения детского сада, ещё и дополнительные занятия, как правило направленные на обучение и развитие ребёнка (английский язык, рисование, гимнастика, футбол и др.)

с - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания. Здоровьесберегающий педагогический процесс в дошкольном учреждении в широком смысле слова представляет собой следующее: - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме -здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение являются важными условиями организации педагогического процесса в любом дошкольном учреждении.
Современные исследователи медицинской и педагогической наук накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (К.Г.Зайцев, Ю.Ф.Змановский, В.В. Колбанов, В.И. Сыренский, Л.Г.Татарникова), опыт формирования представлений у дошкольников о себе как представителе человеческого рода (С.А. Козлова), опыт формирования основ безопасности детей дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина), опыт формирования необходимых знаний и умений дошкольников в организации здорового образа жизни (В.Г. Алямовская, Г.А. Баранчукова, Н.Л. Лагуткина, М.Л.Лазарев, Т.Л. Розанова, Л.В. Симошина, Л.Г. Татарникова), опыт формирования здоровья (Т.Н.Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова, Т.В. Кудрявцев), который должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений. Здоровьесберегающие технологи профессора В. Ф. Базарного.

Перечень программ, технологий и пособий по образовательной области: «Физическое развитие»:Физическая культура Т.С.Грядкина Детство-Пресс,Здоровье В.А.Деркунская Детство-Пресс,С физкультурой дружить – здоровым быть/ М.Д. Маханева. –М.: ТЦ «Сфера», 2009.Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 –7 лет/ Л.И. Пензулаева. –М.: Владос, 2002,Оздоровление детей в условиях детского сада/ Под. Ред. Л.В.Кочетковой. –М.: ТЦ Сфера, –112с.

Все эти пособия рассказывают о методике, которая формирует у ребёнка культуры здоровья.

Культура здоровья детей раннего и дошкольного возраста — это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат прежде всего воспитания. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольное образовательное учреждение как универсальная образовательная среда помогает ребенку в самом начале жизни обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития.

Критериями культуры здоровья в раннем и дошкольном детстве становятся:

  • наличие ценностного отношения у ребенка к здоровью и жизни человека;
  • наличие системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах поведения, здоровом образе жизни;
  • наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности;
  • проявление элементарной здоровьесберегающей компетентности;
  • проявление позиции субъекта здоровьесозидания.

(учебник по педагогике для бакалавров, с.215-216)

Задачи воспитания культуры здоровья в педагогическом процессе детского сада. (учебник по дошкольной педагогике)

Младший дошкольный возраст

Ценность: интерес, изучение себя, поддержка положительного настроения.

Представления: обогащение представлений о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, о предметах и их безопасного использования.

Опыт: совершенствование КГН, перенос правил безопасности в игру, помощь взрослого в случае опасности.

Средний дошкольный возраст 

Ценность: более устойчивый интерес к здоровьесбережению.

Представления: устойчивые о человеке и безопасном поведении, обогащение КГН.

Опыт - элементарно описать своё самочувствие, помогать другим в КГН, оказание элементарной помощи, самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения; развитие умения предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; в случае их возникновения обратиться за помощью к взрослому, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.

Старший дошкольный возраст

Ценность-способствование наращиванию здоровьесберегающей компетентности дошкольников

Представления- закрепление и усложнение представлений о человеке, совершенствование КГН.

Опыт- описывать своё самочувствие, самостоятельного осуществления полезных привычек, выполнение разнх гимнастик, самостоятельно переносить в игру здоровьесбережение, закрепление умения предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций.

Подготовительная к школе группа

Ценность-здоровье и жизнь-ценности человека, поддержка веры в собственные силы.

Представления- обогащение и углубление целостных и системных представлений о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его, развитие представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; о правилах здоровья, КГН, безопасное поведение в быту, на улице, на природе, в обществе.

Опыт - самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены, определение здоров и болен, культура пищи, гимнастика, безопасное поведение в подвижных играх, правильное использование бытовыми приборами, правильно обратиться за помощью к взрослому, определение съедобных и несъедобных грибов и ягод, ПДД, плавание, умение действовать с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих те...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье предлагаются здоровьесберегающие технологии для применения их в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, указаны цели, времня проведения в режиме дня, особенности методики проведения, пр...

Физкультурно – оздоровительные здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе

Основа нашей работы - это нетрадиционные подходы в оздоровлении, обучении, воспитании детей средствами физической культуры...

Организация здоровьесберегающего педагогического процесса как условие формирования культуры здоровья дошкольников

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного воз...

Конспект педагогического совета "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ"

Разговор о здоровьесбережении в  дошкольных образовательных учреждениях ведётся давно. Но ни администрация, ни педагоги не устают обсуждать эту тему в поиске оптимальной модели создания здоровьес...

Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса

Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса...