Использование метода новых технологий в образовательном процессе. Здоровьесберегающие технологии. «Пальчиковая гимнастика».
методическая разработка (младшая группа)

Ключева Светлана Анатольевна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx45.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25

комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Использование метода новых технологий в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии.

«Пальчиковая гимнастика».

Педагог: Ключева Светлана Анатольевна

                 

2020-2021 уч.год

Актуальность.

Одной из ведущих задач ДОУ является сохранение и укрепление физического здоровья детей.

В младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель

-Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковую гимнастику, упражнения в речевой деятельности детей.

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковую гимнастику.

3.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики.

4.Дать знания родителям о значимости пальчиковой гимнастики.

Предполагаемый результат:

  • способствование развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
  • активизирование речевых центров;
  • развитие внимания, памяти, воображения;
  • создание позитивной атмосферы в группе, вызывание положительных эмоций.

Методика.

Пальчиковая гимнастика.

Ладошки и пальчики – важнейшие части тела ребенка. С помощью конечностей малыш удерживает различные предметы, учится считать, играет. Движения пальчиками и пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику рук. Большую роль в развитии детских пальчиков играет развивающая гимнастика.

Малыши, у которых хорошо развита мелкая моторика рук, быстро овладевают различными навыками в повседневной жизни: правильно держат ложку, рисуют мелками, карандашами, а в дальнейшем учатся правильно держать ручку и писать. Им легко удается самим застегивать пуговицы на одежде или завязывать на обуви шнурки. Играя при помощи пальцев в возрасте от двух до трех лет, дети активно развивают свою речь, быструю реакцию на происходящее и образное мышление, тренируют память.  Во время таких игр можно читать небольшие стишки, потешки, скороговорки, считалочки, слушать любимую музыку, что на ранних этапах развития формирует у детей чувство ритма, музыкальный слух. Все эти навыки и привычки пригодятся ребёнку в будущем. Поскольку в играх могут принимать участие все старшие члены семьи, это сблизит ребёнка с родными, поможет установить тесный контакт. Дети становятся довольными, веселыми и спокойными.

С воспитанниками второй младшей группы (дети 3-4 года) педагог разучивает упражнения-имитации. Дошкольники пробуют самостоятельно повторить движения, которые показывает воспитатель. В играх воспроизводятся движения, похожие на махи птичьих крыльев, повадки домашних и диких животных. Кисти принимают форму знакомых предметов: замочка, пирамидки, молоточка, фонарика, цветка и др. Воспитатель следит за точностью выполнения движений, поправляет и помогает своим подопечным прямым показом. Разучивать упражнение с детьми стоит отдельно с каждым. Когда движения разобраны и ребята их запомнили, пальчиковая гимнастика проводится в подгруппе.

Как проводить игры:

  • Перед началом занятий следует подготовить руки детей. Можно немного погладить основание и подушечки;
  • Придерживаться определенного ритма, он должен быть довольно медленным и ритмичным. Повторять пять раз;
  • Упражнения выполнять сначала с одной рукой, потом второй и вместе;
  • Обязательно контролировать, чтобы риски были поставлены правильно, без перекоса. Что касается самого разговора, то он должен проходить в спокойном темпе;
  • Нагрузка должна распределяться одинаково;
  • После выполнения упражнения давать рукам отдохнуть, немного потрясти кистями;
  • Чередовать упражнения, чтобы не зацикливаться на одном. При желании повторять игры, которые очень понравились ребенку;
  • Обязательно поощрять малыша, чтобы у него была мотивация выполнять упражнения.

Какие бывают упражнения:

    Первая группа упражнений направлена на развитие кистей ребёнка. При правильном подходе удается повысить тонус, улучшить кровоснабжение, разогреть мышечную систему. В основе лежит поглаживание, выполнение массажа, сгибание и разгибание.

    Вторая группа упражнений направлена на развитие пальцев и мелкой моторики. В основе лежит подражание и имитирование движений животного, предметов. Необходимо просто показывать красочные картинки с изображением предмета. После ребёнок должен продемонстрировать при помощи собственных пальцев.

    Для деток 3-4 лет эти действия будут самыми простыми, а затем, по мере роста ребенка и накопления опыта, они усложняются.

Виды пальчиковых упражнений:

  • Игры и упражнения для кистей рук: ребёнок повторяет движения за взрослым, учится напрягать и расслаблять мускулатуру кистей
  • Пальчиковые упражнения статические: выполнение точных движений пальцами (В статических упражнениях необходимо точно изобразить «фигуру» при помощи пальцев).
  • Пальчиковые упражнения динамические: наиболее сложный вид гимнастики, в одном упражнении сочетаются различные движения пальцами (в динамических упражнениях пальцами и кистью имитируются движения птиц).
  • Игры-манипуляции: в пальчиках ребёнок представляет называемых персонажей (члены семьи, люди разных профессий) или животных.
  • Игры-инсценировки, так называемый пальчиковый театр: ребёнок пальчиками изображает сказочных персонажей и разыгрывает знакомый сюжет.

К нетрадиционным пальчиковым играм и упражнениям относятся комплексы движений, в которых используются различные предметы:

  • мячики: массажные «ёжики», теннисный мячик;
  • бытовые предметы: трёх- и шестигранные карандаши, бельевые прищепки, бусины, пуговицы, шнурки;
  • природные материалы: крупы, орехи, камешки, ракушки, шишки;
  • бросовый материал: пластиковые крышечки, контейнеры из-под «Киндер-сюрпризов»;
  • специальные полотна и досочки: доска с отверстиями для протягивания шнурков, пальчиковые дорожки и др.

Перспективное планирование работы.

Сентябрь:

1. «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

(поочередное разгибание сжатых

в кулак пальцев, начиная с большого)

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно.)

2. «По грибы».

Раз, два, три, четыре, пять,

(Попеременно разгибаем начиная с мизинца)

Мы грибы идем искать (Сжимаем кулак, большой палец внизу)

Этот гриб под кроватью.

(Разгибаем мизинец)

Этот гриб под диваном.

 (Безымянный)

Этот гриб под столом.

 (Средний)

Этот гриб за углом.

(Указательный)

Этот гриб стал у стенки,

(Большой)

У него дрожат коленки.

3. «Вышли пальчики гулять».

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять! (Поочерёдно разгибать все пальцы,)

начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

4. «Ладушки-ладушки».

Ладушки – ладушки!  

Пекла бабка оладушки

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

(Хлопаем в ладоши, сопровождая

действия стихотворным текстом).

Октябрь:

1.«Дождик»

Дождик, дождик, лей, лей,

На меня, на детей.

(Машут кистями рук над головой)

На детей по ложечке, на меня по крошечке.

(Хлопают в ладоши)

А на бабушку Ягу лей по целому ведру.

(Поднимают руки вверх, затем быстро опускают вниз и стучат

кулачками по коленочкам).

2. «Грабли».

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

(Ладони обращены к себе, пальчики переплетены,

 выпрямлены и тоже направлены на себя).

3. «Капустка».

Мы капустку рубим, рубим.

 (Вместе с ребенком ударяйте ребрами ладоней по крышке стола)

Мы морковку трем, трем.

 (Сожмите руки в кулачки и трите ими друг о друга)

Мы капустку солим, солим.

(Делайте движения, имитирующие посыпание солью)

А потом все жмем, жмем.

(Сжимайте и разжимайте кулачки).

4. «Деревья».

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Ноябрь:

1. «Кошка».

Вот, убрав царапки,

(«Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки

 (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.

(Чуть согнутые ладошки движутся за ушами –  показываем, как кошка моет ушки.)

2. «Домашние животные».

"Мяу",-котёнок, одновременно на двух руках соединить  большой и указательный палец

"Му",- телёнок, 

средний с большим

"Ме",- козлёнок,    

безымянный с большим

"Гав",- щенок

мизинец с большим

Дружно песни распевают     - сжимают и разжимают кулаки

Ждут хозяйку у ворот.

ворота"-ладони соединяют вместе.

3. «Домашние птицы и их детёныши».

Есть у курицы цыплёнок,      

(Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –(Перебирают пальцы по очереди.)

4.  «Зёрна курочка клюёт».

Зёрна курочка клюёт,

(Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.

(Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,

(Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.

(Погрозили пальчиком.)

5. «Заяц и ёжик».

Заяц и ёжик навстречу друг другу     

(Указательные и средние пальцы обеих  рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они

(Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Декабрь:

1. «Зима».

Снег ложится на дома,

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.

(Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,

(Палец к губам. «Идём» указательным и средним   пальцами одной руки.)

Мы её не слышим

(Рука за ухом.)

2. «Гуленьки».

Где вы, где вы, гуленьки? 

 (Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз).

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

3. «Зимние забавы».

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

4. «Новогодний праздник».

- Здравствуй, Дедушка Мороз

(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?

(Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,

(Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.  

(Вертим кистями.)

Январь:

1.«Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей     (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы,

Воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Всем хватило зернышек.

(Опять сжимают и разжимают кулачки.)

 

2. «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой!          (Изображают как сыплют крошки.)

Пусть со всех концов              (Разводят руки в стороны.)

К нам слетятся, как домой     (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

Стайки на крыльцо.               (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей.)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть    (Прижимают руки к сердечку.)

И для птиц тепло.                     (Обнимают и гладят себя.)

Приучите птиц в мороз           (Изображают как сыплют крошки.)

К своему окну,                         (Соединяют руки кольцом, над головой.)

Чтоб без песен не пришлось   (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв».)

Нам встречать весну.

Февраль:

1. «Мебель».

На кроватке мы поспали,

(Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.

 (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели

(Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.

(Вращательные движения рукой с  воображаемой ложкой.)

2. «Туки-туки молотком».

Туки-туки молотком,

(Стучим кулачками по очереди один об другой)

Строю, строю новый дом. (Показываем над головой крышу)

Будет он большой, как ель  (Вытягиваем руки вверх)

Будут окна, будет дверь

 (Разводим руки в стороны)

3. «Одежда».

Я надену сапоги,

(Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.

(Смена рук.)

4. «Обувь».

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:  

 (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!

(Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают

(Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –

(Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.

(«Шагают» пальцами по столу.)

Март:

1. «Капают капели».

Вот уж две недели

(Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает

(Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.

(Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

2. «Пирожки и плюшки».

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили  (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,

(Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

 (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!

 (Гладят животы.)

3. «Мяч».

Мой весёлый круглый мяч, 

(Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!

(Смена рук.)

Я тебя поймаю,

(Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!

(Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Апрель:

1. «Перелётные птицы».

Пришла весна,

(Поочередное загибание пальцев на каждое слово)

 сосульки тают, Запели первые ручьи, 

 (Хлопки на каждое слово)

Медведь берлогу покидает,

 (Имитация походки медведя всеми пальцами по коленям)

А на полях кричат грачи.

(Ритмичные хлопки на каждое слово)

2. «Жук».

Мы пошли гулять на луг,

(«Идём» указательными и средними пальцами  обеих рук.)

А по лугу ползал жук!

(Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

3. «Ромашки».

Ромашки белые цветки –

(Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка»)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки

(Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Май:

1. «Би-би».

По шоссе идут машины,

 (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,

 (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».

(Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

2. «Паровоз».

Ехал, ехал паровоз,

(Руки в «замок», вращать большими пальцами.)

Прицепил вагон повёз.

Ехал, ехал паровоз,

Прицепил вагон, повёз.          (Сцепить указательные пальцы.)

3. «Самолёты».

Мы сегодня самолёты,

(Сидя на пятках, вращать руками.)

Мы не дети, мы пилоты              (Хлопать в ладоши.)

Руки- нос, и руки- крылья,          (Показать «нос», «крылья».)

Полетела эскадрилья!                   (Встать, разбежаться, руки-крылья.)

4. «Повар».

Повар для нас приготовит котлеты,

 (Имитировать руками приготовление пирожков.)

Торт испечёт и мясные рулеты.          (Сделать круг руками; развести руки в стороны.)

Словно волшебник на кухне творит,  (Соединить все пальцы обеих рук с большим.)

Будет отличный у всех аппетит!          (Сжать кулачки, поднять большие пальцы вверх.)

Список использованной литературы:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М. : ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

2. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

3. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.

6. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». – СПб. : «Паритет», 2003;

7. Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М. : «ГНОМ и Д», 2002;

8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Невская нота», 2010;

9. Крупенчук О. И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

10. Маханёва М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М. : Творческий центр Сфера, 2009.

11. Черенкова Е. Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование современных образовательных  (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных,  в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий  в образовате...

Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...

Из опыта работы воспитателя Милюткиной Т.Ю. на тему: "Здоровьесберегающие технологиии в образовательном процессе ДОУ (нетрадиционные методы закаливания)"

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего доклада – это «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе  ДОУ».Здоровьесберегающие технологии - это целостная система...

Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Справка образовательной организации, подтверждающая использование современных образовательных информационно - коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных здоровьесберегающих технологий в обра...

Методы и приёмы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&ra...