Проект «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости, гибкости, выносливости, быстроты реакции и др.), на формирование психических качеств (внимания, мышления).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4

муниципального образования Усть-Лабинский район

Проект 

«Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни старшего дошкольного возраста»

                                       

                          Выполнил воспитатель: Сидюкова Е.Н.

г. Усть-Лабинск

2020г.

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Наименование проекта (тема)

«Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни старший дошкольный возраст»

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное   учреждение    детский сад комбинированного вида   № 4   муниципального образования      Усть-Лабинский район.

Вид проекта

Социально-значимый, долгосрочный, групповой.

Длительность Проекта

С 01 апреля по 30 июня 2020 года

Разработчик проекта

Воспитатель Сидюкова Екатерина Николаевна муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное   учреждение    детский сад комбинированного вида   № 4   муниципального образования      Усть-Лабинский район.

Основные исполнители проекта

Педагог, воспитанники ДОУ старшая группа, родители воспитанников, посещающих ДОУ.

Социальная значимость проекта

   Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в МБДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.  

Цель

Проекта

 Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта. Познакомить детей c здоровыми принципами питания, витаминами.

Основные    задачи       Проекта

  Для детей: 

  • Образовательные:
    - создавать устойчивую положительную мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья;
  • - помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни;
  • - формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
  • дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
  • - дать представление о полезной и вредной пище для здоровья человека;
  • - формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья;
  • - формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни: потребность в чистоте и опрятности, соблюдении распорядка дня, необходимость выполнения физических упражнений.

  • Развивающие:  
    - развивать у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни;
  • - способствовать развитию координации движений и умению ориентироваться в пространстве.

  • Воспитательные:
    -  воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим.

Для педагогов:

- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;

- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;

- составление картотеки подвижных игр, загадок, стихов по теме проекта;

- разработка сценария итогового мероприятия;

- организовать и скоординировать деятельность детей, родителей, педагогов  осуществляя при необходимости практическую помощь.

Для родителей: 

- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

- выполнять  совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ДОУ;

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту.

Практическая значимость Проекта

(ожидаемые результаты реализации)

 Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости, гибкости, выносливости, быстроты реакции и др.), на формирование психических качеств (внимания, мышления).

   В детском саду созданы условия для осуществления данного проекта: оборудованы спортивный зал для проведения занятий, развлечений; в группах имеются спортивные зоны, для выполнения физических упражнений и игр, имеется инвентарь для проведения закаливания (дорожки здоровья).

Основные принципы Проекта

  • принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
  • принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  • принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований  и физических нагрузок.
  • принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
  • принцип коммуникативности  помогает  воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
  • принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Нормативно-правовая база проекта

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №10 муниципального образования Усть-Лабинский район.

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

 Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, презентации)

 Подготовка спортивного инвентаря для подвижных игр.

Учебно-методическое

1. Л.И. Пензулаева, Оздоровительная гимнастика для детей(3-7лет) [Текст]/ Пензулаева Л.И., - М., 2002г.

2.Н.Е. Веракса, Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Веракса Н.Е., - М., 2010г.

3. К.К. Утробина, Занимательная физкультура в детском саду [Текст]/   Утробина К.К., - М., 2005г.

Механизм реализации Проекта

1 этап

Организационно - подготовительный

сроки

01 апреля по 16 апреля

задачи

-подбор материалов по теме проекта.

-составление плана основного этапа проекта.

-беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.

-подбор литературы.

Полученный результат

Разработаны этапы работы и план мероприятий проекта

2 этап

Реализационно - практический

сроки

19 апреля по 21 мая

задачи

1. закрепить знания детей о культуре гигиены, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

2. Расширять представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах. 

3. Совершенствовать равновесие, гибкость, ловкость. Развивать быстроту, координационные способности.

Полученный результат

 1. У детей сформированы знания о культуре гигиены, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

2. Имеются устойчивые знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах. 

3. Каждый ребёнок стремится совершенствовать своё  равновесие, гибкость, ловкость. Развивать быстроту, координационные способности.

3 этап

Итогово - аналитический

сроки

24 мая  по  30 июня

задачи

1. Анализ деятельности.

2.Обобщение и систематизация опыта,
портфолио проекта.

Конечный результат

В процессе реализации нашего проекта мы достигли следующих интегративных результатов у детей:

1. Сформировалось понятие о том, что необходимо заботится о своем здоровье, бережно относится к своему здоровью и к здоровью своих близких, вести здоровый образ жизни.

2. Наличие у детей интереса к физическим упражнениям, к закаливанию, к активному и здоровому образу жизни.

3.  Установление партнерских отношений ДОУ с родителями в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.

   Созданные медико-педагогические условия в ДОУ способствовали снижению уровня заболеваемости, положительной динамике укрепления мышц.

   В процессе взаимодействия с родителями произошло внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни; использование различных форм сотрудничества с родителями способствовало проведению совместной их с детьми досуговой деятельности, направленной на повышение их авторитета.

Приложение к проекту

«Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей.

Двигательная активность дошкольника.

 В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий - болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

    Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.

    Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность (ДА), которая оказывает благоприятное  воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Значимая роль в формировании ДА принадлежит взрослым.

    Исследования медиков и педагогов выявили наличие взаимосвязи между показателями ДА, состоянием здоровья и поведением детей в течение дня, а также характером их двигательной деятельности. Были определены следующие ориентировочные показатели суточной ДА детей: 8-12 тысяч движений в 3-4 года, 13-17,5 тысяч движений в 5-7 лет.

     Достижение такого уровня ДА ребенка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.

    Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.

    Для тренировки мышц плечевого пояса полезны упражнения с обручем и резиновым кольцом, различные виды ходьбы, повороты, приседания и т.д.

    Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходьба на лыжах стимулируют развитие мышц ног. С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые у стенки, упражнения с детским эспандером, гимнастической палкой и другими предметами.

    Использование физкультурных пособий в подвижных играх помогает развивать восприятие пространства и времени, ориентировку в окружающей среде: ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к себе.

    Участие в коллективных играх с элементами спорта (городки, волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей) и в спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) требует от ребенка умения согласованно решать двигательные задачи и подчиняться определенным правилам.

Беседа о профилактике сутулой спины, упражнения для сохранения правильной осанки.

Взрослый: Дети, что такое здоровье. Здоровый образ жизни? (ответы детей) Вы молодцы. Помните все, о чем мы с вами говорили раньше на занятиях о здоровье. Сегодня с вами у нас занятие очень интересное. Послушайте стихотворение Э. Мошковской " Дедушка и мальчик".

 ( Дети сидят на подушечках - душечках в свободной форме)

Жил старый, старый :мальчик

С сутулою спиной,

Он горбился за книгой,

Сгибался за едой.

И он ворчал. Ворчал. Ворчал,

И всех он огорчал.

Пошлют его за хлебом, а он ворчит при этом.

Попросят мыт посуду,

Ворчит - бурчит! "не буду"

Не буду! Не буду!

И у него был дедушка,

Который не ворчал,

И не ворчал. И не ворчал.

А всех он выручал.

Какой - то странный дедушка.

Какой - то он чудной,

Веселый, статный дедушка.

Ну просто молодой!

Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении и о ком? (суждения детей). Да, правильно, о мальчике и его дедушке. А какую характеристику мы можем дать мальчику. Правильно: ворчун, сутулый, похожий на старичка, а дедушка наоборот.

А теперь я вам предлагаю рассмотреть вот эту иллюстрацию(показывает сутулого человека) Что вы об этом думаете? (высказывание детей) . Правильно, то же, что и о мальчике. А как вы думаете, почему он такой сутулый и не красивая у него осанка(суждения детей). Правильно, он не старался соблюдать те правила, которые необходимы человеку для сохранения правильной осанки и красоты тела6 не делал зарядку, сидел не правильно за столом. Вот я вам всегда напоминаю, чтобы вы сидели ровно. Низко не наклонялись, ходили красиво, спина должна быть прямой.

Воспитатель предлагает детям провести оздоровительную минутку.

В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку.

До чего трава высока,

То крапива, то осока.

Поднимаем выше ноги,

Коль идем мы по дороге.

Дождик, дождик, кап - кап - кап -

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять,

У нас есть сапожки.

Ходьба друг за другом

Ходьба на носках, на пятках, змейкой;

Ходьба высоко поднимая ноги;

Бег в среднем темпе.

А сейчас мне скажите, на этой картине кто изображен? Правильно верблюд. Посмотрите. Ведь у него спина тоже горбатая. Как вы думаете, у него неправильная осанка? (мнение детей). Правильно, это животное имеет специальные горбы на спине - походный запас питания, он в пустыне может несколько дней не есть. Это же животное и горб ему этот необходим, а у человека должна быть ровная красивая спина. Скажите, вы хотите быть стройными и красивыми? Хотите иметь красивую. Правильную осанку? Тогда давайте учиться держать осанку. Предлагает детям встать в полукруг. Дети приподнимите голову, подбородок должен быть не выше плеч, а плечи на одном уровне. Живот втяните. Вот такая должна быть осанка. За осанкой мы должны следить не только когда стоим, но и когда сидим. Чтобы осанка была правильной необходима каждому человеку подходящая под его рост мебель, она должна соответствовать росту. Вот почему вам определены каждому свое место за столом и оно помечено специально для вас. В вашей группе вся мебель соответствует вашему росту для формирования правильной осанки у каждого из вас. Я вас приглашаю сесть за столы на свои места. Мы сейчас будем учиться с вами сидеть правильно и красиво. И я надеюсь. Что вы на каждом занятии будете помнить о правилах красоты вашей осанки. Запомните три важных правила и всегда выполняйте их. Правило первое: проверьте положение ног. Они должны опираться под столом о пол. Я хочу посмотреть все ли правильно выполнили первое правило ( проверяет и исправляет ошибки) Правило второе: проверьте расстояние от глаз до стола. Поставьте руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснитесь виска. Вот так. Это расстояние правильное.  На таком расстоянии должна находится голова от стола когда вы смотрите, читаете книгу или рисуете. Правило третье: Между краем и грудью должен проходить кулачок. Проверьте, вы правильно сидите. Давайте еще раз повторим эти правила, чтобы запомнить и не нарушать больше их. Для того. Чтобы быть стройным и красивым, с красивой осанкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по Здоровому Образу Жизни (старший дошкольный возраст)

Перспективное планирование работы по ЗОЖ (старший дошкольный возраст)...

СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ С РОДИТЕЛЯМИ (в рамках проекта Мы – за здоровый образ жизни) Старший дошкольный возраст.

Задачи: ·         Создать радостное, заинтересованное настроение детей на двигательную деятельность.·...

Конспект родительского собрания «Приобщение дошкольника к здоровому образу жизни» (старший дошкольный возраст)

Усилия нашего детского сада сегодня как никогда направлены на оздоровление воспитанников, развития здорового образа жизни, и неслучайно именно эти задачи являются приоритетными Федеральном г...

Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» (старший дошкольный возраст)

Цель: Выстраивание взаимодействия с семьями по укреплению здоровья детей.Задачи:1.Обеспечение сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.2.Способствовать пропаг...

Развивающая предметно-пространственная среда для формирования здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)

ЗОЖ – это образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.  Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную а...

Развивающая предметно-пространственная среда для формирования здорового образа жизни (старший дошкольный возраст)

ЗОЖ – это образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.  Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную а...