Семинар-практикум: «Игра, как средство развития двигательной активности дошкольников»
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Пономарева Екатерина Сергеевна

       Подвижные игры в жизни дошкольника имеют огромное значение для всестороннего развития. Игры в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся  ситуацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93»

г. Миасс

Семинар-практикум:

«Игра, как средство развития двигательной активности дошкольников»

Составитель:

инструктор по физической культуре,

Пономарева Екатерина Сергеевна


        Подвижные игры в жизни дошкольника имеют огромное значение для всестороннего развития. Игры в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся  ситуацию.

        Цель семинара: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации двигательной активности дошкольников в ДОУ.

        Задачи:

  1. Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ.
  2. Ознакомить участников семинара с опытом работы по применению подвижных игр и игр с элементами спорта в работе.
  3. Способствовать творческому поиску, росту педагогического мастерства практическими умениями в области физической культуры.
  4. Вызвать желание применять подвижные игры и игры с элементами спорта в работе с детьми.

        План:

        I. Теоретическая часть.

        1.1. Сообщение «Игра, как средство развития двигательной активности дошкольников».

        1.2. Анкетирование педагогов.

        II. Практическая часть. 

        Деловая игра для педагогов «Двигательная активность - средство полноценного развития детей»

        Материалы: листочки и ручки, мяч, гимнастическая палка.

        I. Теоретическая часть.

        Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня тема нашего семинара – практикума «Игра, как средство развития двигательной активности дошкольников».

        Здоровье сегодня рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние тела, которое позволяет человеку активно добиваться в своей жизни успеха в различных видах деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой, важным является полноценная двигательная активность. А дошкольный возраст является важным этапом в формировании навыков человека. От рождения у детей закладываются основы здоровья и гармоничного физического развития.

        Растить детей здоровыми, жизнерадостными, сильными – это задача не только родителей, но и любой дошкольной образовательной организации. Физическая слабость, также вызывает множество нарушений в деятельности организма, что не только приводит к снижению работоспособности, но и ослабляет волю ребенка. Поскольку грамотно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего самочувствия, дает хорошую основу для развития способностей личности ребенка, необходимо развивать физическое воспитание детей дошкольного возраста новыми приемами, методами и формами, которые соответствуют требованиям времени, общества и государства. И одной из таких форм является подвижная игра.

        Подвижная игра  это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. С помощью игры ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность побуждают к определенным умственным и физическим усилиям.

Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил. Двигательная активность является важным фактором здоровья, обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.

Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Одна из характерных особенностей подвижных игр — стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата — выигрыша. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их. 

Подвижные игры классифицируются:

        Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др.

        Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).

        По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).

        В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.

        Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.

        По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

        По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

        В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.

        Стоит заметить, что игровой процесс опосредован какой-то задачей, например, не просто бегать, а убегать от лисы. Это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение. Л. В. Выготский назвал игру школой произвольности, так как в игре у ребенка к 5-ти годам формируется произвольность поведения, произвольность памяти. Наиболее интенсивно в игре развивается воображение, которое составляет основу формирования творческой личности. В игре развивается символическая функция (предметы-заместители).

        Несформированность этих функций вызывает трудности обучения в школе. В плане морального развития выделяются игры с правилами те, в которых имеется двойная задача. Например, быстро бегать и помочь товарищу, если это потребуется, хотя это связано с риском: если попытка убежать от водящего окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются нечасто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Маше убрать кубики». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело – игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом?», игры-эстафеты). Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа – очень ловкий – ловишке трудно поймать его). Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые).

        Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимопомощи и оценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна и ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.

        Из приемов руководства следует исключить всякого рода принуждение. Нужно очень деликатно влиять на чувства детей, направлять работу их мысли и воображение. Только при таком руководстве развивается игровое творчество.

        И к пяти годам дети проявляют творческую активность, которая выражается в их способности придумывать новые варианты игр, вносить усложнение в их содержание, дополнять правила. В игре создаются благоприятные условия для формирования движений. Отмечается, что это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений; моторное развитие, совершаемое ребенком в игре – пролог сознательных физических упражнений.

        В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения. В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном возрастном этапе игра выступает как важное средство обучения. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках. Лазание, метание, бросание и ловля слабо представлены в содержании подвижных игр младших дошкольников, поэтому необходимо сочетать прямое (физические упражнения) и косвенное обучение движениям (игра).

        Начиная со среднего дошкольного возраста, характер движений становится все более произвольным, преднамеренным. У детей появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед ними ставятся более сложные задачи – овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов.

        В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения движений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все еще тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этапах обучения старших дошкольников.

        Итак, нужно отметить, что подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания, обучения и развития. Эта форма физической активности всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик, является одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества.

Подвижная игра для педагогов «Выручи меня!»

Оборудование: гимнастическая палка.

Количество участников: не ограничено.

Педагогическая цель: тренировка ловкости и быстроты реакции.

Игровая цель: суметь поменяться местами с участником команды, не уронив палку.

Задачи:

  • Формировать умение детей действовать сообща в определенном темпе.
  • Развивать быстроту, ловкость, силу.
  • Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение играть вместе, сообща.

Правила:

  • Не меняться местами раньше окончания счёта.
  • Водящий стоит в центре круга.
  • Водящий убегает сразу после сказанных слов.
  • Нужно бежать навстречу, не толкая друг друга.
  • Называть разные имена участников, не повторяясь.

Ход игры:

  • Дети  становятся в круг. В центре – водящий опирается на гимнастическую палку.
  • Дети считают до пяти, после окончания счёта водящий называет имя любого участника и говорит ему: «Выручи меня!», отпуская при этом палку, бежит в сторону выбранного ребёнка. Дети должны быстро поменяться местами. Игра повторяется.

Анкета для воспитателей

Уважаемые педагоги! Для выявления проблем и дальнейшего планирования работы по физическому воспитанию просим Вас принять участие в нашей анкете.

  1. Группа _______________ Возраст детей__________________________
  2. ФИО педагога_________________________________________________
  3. Какие условия Вы создаёте в группе для развития двигательной активности детей? __________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Как приобщаете детей к здоровому образу жизни? __________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Какие подвижные игры применяете в своей практической деятельности? __________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Включаете ли Вы в своё самообразование вопросы физического воспитания? __________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Какую помощь в этом вопросе Вы хотели бы получить? __________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Есть ли на Ваш взгляд взаимодействие и взаимопонимание между детьми и инструктором по ФИЗО? __________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Интересна ли Вам была тема данного семинара? ___________________

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра - как средство развития двигательной активности дошкольников».

Доклад об использовании подвижных игр для развития двигательной активности....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которую дает человеку сама жизнь. Работая мышцами, ребенок не только рас...

Семинар практикум "Роль подвижных игр в развитии двигательной активности детей дошкольного возраста"

Рекомендации по проведению подвижных игр с дошкольникамиИгра должна приносить радость. Не заставлять ребёнка играть, а создать условие для возникновения интереса.При проведении подвижных игр исп...

Семинар-практикум «Квест - игра как средство повышения двигательной активности дошкольников».

Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи:Сформировать у участников семинара - практикума представлени...

Семинар-практикум для воспитателей «Игра как средство развития двигательной активности детей»

Подвижная игра – специфический вид двигательной деятельности, мотивированной содержанием игры, направленный на решение двигательной задачи и ограниченной выполнением определенных правил. П/и &nd...

Музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников

Выступила с докладом на семинаре-практикуме по теме: "Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста"...

Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольников

Подвижные музыкальные игры как средство развития двигательной активности дошкольниковСреда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем на занятии в музыка...