Опыт работы по теме «Сказкотерапия как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий с детьми с ОНР среднего возраста»
статья (средняя группа)

Никитина Диана Анатольевна

Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.                                               

         Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

         Ограниченность речевого общения так же отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально - волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера.

         Метод сказкотерапии способствует интеграции личности, развитии творческих способностей, расширении сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

«Сказкотерапия как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий  с детьми с ОНР среднего возраста»

Цель: 

Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речевых нарушений.

Показать актуальность использования метода «сказкотерапии» как здоровьесберегающей технологии на основе представления опыта педагогической деятельности в детском саду.

Задачи:

Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни и конструктивных межличностных отношений.

Формировать связную речь.

Развиватьпознавательную активность, стремление к успеху и веры в свои силы, эмоциональную отзывчивость.

Развивать: фонематический слух, звукопроизношение, выразительность движений, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, коммуникативные функции и музыкальные способности детей среднего возраста.

Воспитывать патриотические качества и становление гражданской позиции.

Актуальность.

        Сказкотерапия - это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

        Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.                                                

        Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

        Ограниченность речевого общения так же отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально - волевой сферы, способствуют развитию отрицательных качеств характера.

        Метод сказкотерапии способствует интеграции личности, развитии творческих способностей, расширении сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

        Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

        Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

        Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно - следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Требования в работе со сказкой:

        Уместность, например, психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.

        Искренность. От педагога требуется открытость и искренность повествования.

        Дозированность. Сказкотерапия побуждает к  размышлению.  Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей особенно психотерапевтическими  сказками, чтобы они не утратили  к ним чувствительность.

        У детей с речевыми нарушениями наряду с соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений и движений по словесной инструкции, снижением скорости и ловкости выполнения.

        Кроме того, дети эмоционально неустойчивы, гиперактивны, поэтому в своей работе я применяю технологию сказкотерапии, чтобы скорректировать возникающие проблемы, ситуации, связанные не только с психологическим здоровьем и неадекватными психоэмоциональными проявлениями и наклонностями ребенка, но и с физическим его развитием.

        Я работаю с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. В этом возрасте детям более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. Они часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Формы и методы работы

1. «Волшебные превращения»

        Этот вид психодинамических медитаций связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта. А также этот вид медитаций направлен на общую энегргетизацию тела и связан с использованием телесно - ориентированных приёмов (перевоплощения, погружение в различные стихии, изображение растений и т. д.) 

2.  «Танцевальные импровизации»

        Танец - это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им. Музыкальный руководитель даёт детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. Дети учатся владеть своим телом, становятся более свободными и уверенными в себе.

3. «Интегрированные занятия с использованием сказкотерапии»

        На интегрированных занятиях в организованной образовательной и свободной игровой деятельности с детьми мы используем:

 - пальчиковые упражнения и артикуляционную гимнастику. Данный метод называется сопряженной гимнастикой.

- сочинение сказки, сопровождающееся координацией речи с движением и музыкальным оформлением;

- сказки на песке.

4. «Игровые подражательные движения» 

        Эта технология способствует развитию творческой двигательной активности, воображения, двигательной памяти, ориентировки в пространстве, внимания.

5.  «Логоритмика»

        Система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она открывает огромные возможности для развития двигательных функций, музыкального слуха и памяти, эмоциональных проявлений, основных психических процессов, общения детей друг с другом и со взрослым, закрепление представлений об окружающем мире. На занятиях логоритмикой я использую детский альбом на музыку П. И. Чайковского, Эдварда Грига, Модеста Петровича Мусоргского, русскую народную музыку, музыку разных народов и жанров.

6. «Фитбол»

        В двигательной деятельности я применяю упражнения с фитболом, которые сочетают в себе движения и речь, развивают физические качества детей, расширяют словарный запас,  закрепляют математические представления, включают дыхательную гимнастику и закрепляют артикуляцию звуков.

        Сказкотерапия, включающая вышеперечисленные методы и приёмы, неразрывно связана с куклотерапией. Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т.д.), он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».

        Игра является для ребенка тем же, чем речь - для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова.         Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих.

        Таким образом, мир ребенка - это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.

7.  «Куклотерапия»:

- инсценирование сказок;

- пальчиковый театр;

- сказки - пазлы из дерева;

- театр би-ба-бо;

- сказки с куклами ходилками.

8.  «Театр своими руками»

Учит передавать характерные особенности сказочных героев. Развивает творческое воображение, речь, вариативность мышления, умения составлять совместный последовательный текст. Развивает мелкую моторику рук.

9. «Сказка в художественно - эстетическом развитии»

        Детей среднего дошкольного возраста важно научить отражать свои эмоции в рисунках, в которых отражаются способности сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

9. Работа с родителями

        Уже известные сказки детям и сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают нам необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому девиз для детей и родителей прост: “Сочиняйте сказки и дарите их друг другу”. Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.

Заключение

        Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

        Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...»

Методическая литература

1. «Адаптированная общеобразовательная программа с детьми с ОНР среднего возраста».

2. «Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с ОНР с 3 до 7 лет» Ю. А. Кириллова

3. «Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет» Ю. А. Кириллова

4.  «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР» Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина

5.  «Игровые подражательные движения» Л. Яковлева, Р. Юдина

6.  «Ритмика в детском саду» Е. И. Елисеева, Ю. Н. Родионова

7.  «Пальчиковый тренинг. Сопряженная гимнастика» С. И. Токарева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эфф...

"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....

Опыт работы на тему: «Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности по музыке детей старшего дошкольного возраста»

Статья является изложением опыта работы с дошкольниками старшего возраста. В отчёте упоминаются методические разработки авторского материала музыкально-дидактических игр по развитию певческих навыков ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОПЫТ РАБОТЫ  ПО ТЕМЕ: «ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Опыт работы по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов): C середины 80-х годов доказано известен тот факт, что развитие мелких мышц пальцев руки стимулирует развитие определенных зон го...

Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи»...