ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ (из опыта работы)
статья (старшая группа)

Шмарова Татьяна Владимировна

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечивать дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания  в повседневной жизни.

Формы организации здоровьесберегающей работы: утренняя гимнастика(традиционная, дыхательная), самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, физкультурные занятия, двигательно–оздоровительные физкультминутки, гимнастика-пробуждения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

(из опыта работы)

           Проблема сохранения и укрепления здоровья детей  в современном обществе является - актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются очень  высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии высокой умственной и физической работоспособности, гармоничного нервно – психологического развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечивать дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания  в повседневной жизни.

Формы организации здоровьесберегающей работы: утренняя гимнастика(традиционная, дыхательная), самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, физкультурные занятия, двигательно–оздоровительные физкультминутки, гимнастика-пробуждения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные досуги и развлечения, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде.

     Все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих занятиях, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приёмы здоровье сбережения. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приёмы здоровьесберегающей технологии, среди которых: организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др. Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на устранение отрицательных эмоций и снятия невротических состояний, музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно–ролевые игры, создание благоприятного

психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приёмам мышечного расслабления. Известно, что недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому, упражнения на развитие «ручной умелости» занимают главнейшее  место на занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. На занятиях используются некоторые виды массажа и самомассажа: кистей рук и стоп, лица, языка, ушных раковин. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную неравную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание. Для детей очень полезно использование дыхательной гимнастики. Она используется в различных формах  физкультурно – оздоровительной работы, в качестве динамической паузы. Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, мы используем гимнастику для глаз. Такие упражнения способствуют концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение. Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, тогда  мы применяем такую форму обучения, как рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь и готовит руку к письму.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с переменным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность, как переключение на новую деятельность, обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей уравновешенное нервно – психическое состояние.

Для занятий  мы подбираем динамические паузы с использованием  упражнений, синхронизирующих работу полушарий. Это способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словами, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас. В умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

В последнее время в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребёнка. Коррекции подлежит не только развитие самого ребёнка, но и социальная ситуация развития в целом, вся система взаимоотношений между ребёнком и его социумом. В неформальной игровой обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие привычки и навыки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Таким образом, в результате использования приёмов  здоровьесберегающих технологий на занятиях: улучшаются внимание, восприятие, повышается обучаемость; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;- преодолеваются психологические  трудности  и корректируется  поведение; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; формируется правильное осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий.(из опыта работы)

В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные приёмы здоровьесберегающей технологии, среди которых:Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная ...

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и  зр...

Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий (из опыта работы)

Описание педагогического опыта по теме"Организация музыкального воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий"...

Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий. Из опыта работы.»

Начинать закладывать основы здорового образа жизни надо с раннего возраста, формируя культуру здоровья, а также необходимо воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья не тольео у детей...