Картотека «Пальчиковые игры для детей раннего возраста».
картотека (младшая группа)

Сайдуллина Юлия Фаукатовна

«Пальчиковые игры»

для детей раннего возраста

(для – «неговорящих» детей 1,5–2,5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchik.igr_.docx328.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

 «Пальчиковые игры для детей раннего возраста».

«Пальчиковые игры»

для детей раннего возраста

(для – «неговорящих» детей 1,5–2,5 лет)

Игры направленные на развитие эмоционального общения со взрослым.

C:\Users\Юля\Desktop\slQHAxvUwl8.jpg

Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

– Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

– Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.

– Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

– Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

– Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Ку-ку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).

Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

– Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Петрушка показывается со словами:

– Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Лови мячик!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

– Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

– Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Петрушка

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).

Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

– Я Петрушка – веселая игрушка! Привет-привет!

Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

– Давай здороваться! Дай ручку!

После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

– Давай хлопать в ладошки – хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

Котёнок

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

– Смотри, какой к нам пришёл котёнок – маленький, пушистый.

Давай погладим котёнка – вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кисуля! —

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

Шарик

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

– Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

– В какой руке шарик – угадай! Правильно угадал – вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

Игры на развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Котята

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами:

– Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.

Мяу-мяу, умываюсь,

(движения умывания)

Всем на свете улыбаюсь!

(улыбнитесь)

Мишка косолапый

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идет.

(ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поет.

(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!

(легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою – топ!

(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

Заиньки

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

(легкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок,

(присели)

Роют лапкой корешок.

(движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Ладошки

Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; обучение умению быстро переключаться с одного движения на другое; развитие понимания речи; развитие кистей рук.

Ход игры: Эта игра проводится сидя за столом. Чтобы стало возможно осуществление последовательности движений, сначала следует научить ребенка выполнять отдельные движения: одновременно положить ладошки на стол ладонями вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в кулачок. Когда дети освоят эти движения и без труда смогут воспроизводить их, вы сможете играть в «Ладошки».

– Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Ладошки вверх!

(кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(зажимаем ладони в кулаки).

Вначале следует выполнять серию движений медленно, так как детям сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.

Водичка

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.

– Я буду рассказывать стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Водичка, водичка!

(перебираем пальчиками сверху вниз)

Умой мое личико!

(имитируем движения – «умываемся»)

Чтобы глазки блестели,

(указательными пальцами показываем на глаза)

Чтобы щечки краснели,

(дотрагиваемся до щек)

Чтоб смеялся роток,

(улыбаемся)

Чтоб кусался зубок!

(пальцами изображаем укус)

– Вот так мы умылись. Стали чистые и румяные!

Лады-лады

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.

– Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Ой, лады, лады, лады!

(показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(мотаем головой)

Часто умываемся,

(«умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(улыбаемся, разводим руки в стороны).

Капуста

Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления детей о том, что такое квашеная капуста, как и из чего ее готовят. Хорошо тут же показать детям квашеную капусту, дать попробовать.

– Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы будем готовить квашеную капусту: я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Мы капусту рубим, рубим!

(руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)

Мы капусту солим, солим!

(руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)

Мы капусту трём, трём!

(руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)

Мы капусту жмём, жмём!

(руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)

– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!

Цветки

Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в цветы. Комментируйте свои действия словами:

– Представьте, что это полянка. А на полянке растут красивые цветы. Давайте, мы с вами будем цветками. Слушайте и повторяйте за мной!

Наши красные цветки

(согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)

Распускают лепестки.

(пальцы расставляем в стороны)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(шевелим пальчиками)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

(снова соединяем пальчики в «бутон»)

Головками качают,

(качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)

И тихо засыпают.

(соединенные кисти рук подкладываем под голову).

Деревце

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в деревца. Комментируйте свои действия словами:

– Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной!

Дует ветер нам в лицо,

(машем кистями рук, обмахивая лицо)

Закачалось деревцо!

(всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)

Ветерок всё тише, тише,

(качаемся медленнее, затем останавливаемся)

Деревце всё выше, выше!

(поднимаем руки, тянемся вверх).

Чудо-цветок

Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям такую игру.

(руки согнуты в локтях, складываем руки накрест и сцепляем ладони большими пальцами, шевелим пальчиками).

Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка.

Я цветок сорвать хотел,

Но цветок вдруг улетел.

(разъединяем большие пальцы, руки разводим в стороны).

– Вы догадались, что это был за «цветок»? (бабочка).

Мы ногами топ-топ-топ!

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите малышам новую игру.

Мы ногами топ-топ-топ!

(топаем, высоко поднимая ноги)

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп!

(хлопаем в ладоши)

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

(руки на пояс, кружимся).

Вот такие мы!

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям новую игру.

– Ну-ка, давайте покажем, что мы умеем делать! Повторяйте за мной!

Мы ногами топ, топ, топ!

(топаем)

Мы руками хлоп, хлоп, хлоп!

(хлопаем)

Головою круть, круть, круть!

(вертим головой из стороны в сторону)

Мы себя ударим в грудь!

(расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь)

Погладили животики!

(круговыми движениями гладим живот)

Улыбнулись ротики!

(указательными пальчиками растягиваем уголки рта)

Вот какие мы молодцы!

Игры с мячами

Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий; развитие движений.

Оборудование: резиновые мячи разных размеров.

Ход игры: Покажите ребенку мяч и предложите поиграть: сначала взрослый показывает действие с мячом, после этого ребенок повторяет это действие. Одно и то же действие повторяется многократно.

– Кати мяч! Догони мяч!

Взрослый показывает ребенку, как катить мяч по полу, подталкивая его рукой или легко ударяя по мячу ногой. Затем предлагает догнать мяч и катить его в другую сторону.

Кидай мяч! Лови мяч!

Сначала взрослый показывает, как можно кидать мячи: большие и средние обеими руками, а маленькие – одной рукой. После этого показывает, как следует ловить мяч, быстро хватая его обеими руками.

Перебрось мяч!

Взрослый сооружает препятствие для мяча – ставит скамеечку или натягивает веревку между двух стульев. Затем показывает, как можно перебросить мяч через препятствие, подбрасывая его вверх. Ребенок повторяет. Высоту препятствия можно варьировать.

Попади в корзину!

В игре используются небольшие мячики, коробка или корзина. Взрослый и ребенок становятся на расстоянии 50 см от коробки или корзины, стоящей на полу. Взрослый показывает, как захватывать мяч и бросать его, пытаясь попасть в корзину. Затем предлагает ребенку повторить за ним действия. Постепенно расстояние до цели можно увеличивать. В дальнейшем можно предложить забросить мяч в коробку или корзину, стоящую на высоте.

Мяч с горки!

Взрослый вместе с ребенком строят горку из стульчика и длинной доски: одним концом доска кладется на стул, другой конец – на полу. Затем взрослый показывает, как можно скатить с горки мяч. Ребенок бежит, догоняет мяч, игра начинается сначала.

Мяч в ворота!

Можно соорудить небольшие ворота из кубиков и показать ребенку, как катить мяч, стараясь попасть в ворота (катить можно, подталкивая мяч рукой или ударяя по нему ногой). Начинайте с расстояния в 1 метр, впоследствии расстояние можно увеличивать. Можно соорудить большие ворота из мебели (проследите, чтобы предметы и материалы для ворот были безопасными – легкими, без острых краев) – в такие ворота за мячом может пролезть и сам ребенок. Можно предложить прокатить мяч между ножками стула.

Мяч об землю!

Покажите, как можно ударить мяч об землю (пол) и ловить его. Подобным образом можно научить ребенка отбивать мяч от стены.

Ну-ка, попади!

Постройте башенку или стену из кубиков или выставите в ряд кегли и покажите ребенку, как катить мяч, чтобы сбить предметы. Обратите внимание ребенка на то, что движения должны быть точными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста

Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...

Картотека пальчиковых игр «Ладушки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Картотека  рассчитана на детей  младшего дошкольного возраста.Подборка состоит из 44 игр, которые объединены по временам года,красный – осень, синий – зима, зеленый – весна...

Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...

Картотека "Пальчиковые игры для детей раннего возраста"

 Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственное мышление, р...

Картотека пальчиковые игр по теме "Птицы" ранний возраст

ПтичкиПтички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).Крыльями махалиСели. Посидели (Кисти рук соединили в замок).И дальше полетели...

Картотека пальчиковых игр во второй группе раннего возраста по лексическим темам

В картотеке подобраны пальчковые игры для детей раннего возраста по лексическим темам....

Картотека "Пальчиковая гимнастика " во второй группе раннего возраста

Картотека "Пальчиковая гимнастика " во второй группе раннего возраста...