ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья

Стрыжакова Алина Игоревна

В настоящее время одной из ключевых задач страны в целом, образования в частности, является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время одной из ключевых задач страны в целом, образования в частности, является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Отражение актуальности данной проблемы находим в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 41), в котором отмечается, что  охрана здоровья обучающихся включает в себя пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом и т.д. Также говорится о том, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации и др [2].

Кроме этого в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из основных задач выступает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В образовательной области «Физическое развитие» указывается на важность становления ценностей здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1].

С целью обеспечения здоровья детей и других участников образовательного процесса, в частности дошкольной организации, используются здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающая образовательная технология, по мнению                         О.В. Петрова, является системой, создающей максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса [5].

С точки зрения В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология представляет собой:

- условия обучения детей в образовательной организации: отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания;

- рациональную организацию образовательного процесса: с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и гигиенических требований;

-  соответствие нагрузки возрастным возможностям каждого ребенка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим [4].

Дошкольный период  является благоприятным этапом, чтобы выработать правильные привычки и сформировать здоровый образ жизни у детей.

В своей практике мы активно применяем здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации.

Можно использовать различные виды  здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей [3].

Основными задачами применения медико-профилактических технологий являются следующие: организовать мониторинг здоровья детей дошкольного возраста и разработать рекомендации по оптимизации детского здоровья; организовать и контролировать процесс питания дошкольников, их физического развития, закаливания организовать профилактические мероприятия, организовать контроль и помощь  в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов. В рамках этой технологии в нашем детском саду реализуются такие профилактические процедуры как  кварцевание группы, особенно в осенний и весенний периоды, воздушные ванны с самомассажем.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка-дошкольника. Чаще всего используем отдельные приемы данной технологии в организованной образовательной деятельности, прогулках, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей. Мы постоянно проводим утреннюю гимнастику, физминутки, подвижные и спортивные игры, гимнастику после сна, коррегирующую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, релаксацию. Также организуем спортивные досуги и праздники, оздоровительный бег.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка предполагают комплекс мероприятий, которые обеспечивают  комфортное и позитивное пребывание каждого ребенка в детском саду. На практике мы используем игротерапию, сказкотерапию, куклотерапию, музыкотерапию, арт-терапию.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования направлены на, чтобы повысить культуры здоровья педагогов дошкольного образования, в частности  культуру профессионального здоровья, развивать потребность к здоровому образу жизни. Для этого в нашем дошкольном учреждении проводятся семинары-практикумы,  обсуждаются вопросы здоровьесбережения на педагогических советах, предлагаются консультации.

Технологии валеологического просвещения родителей подразумевают проведение разнообразных мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей: родительские собрания, консультации, беседы, праздники здоровья, семинары-практикумы и т.д.

Отметим, что для повышения мотивации детей к процессу охраны и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни в своей практике мы используем игровые квесты как элементы здоровьесберегающих технологий. Например, нами проведен игровой квест со старшими дошкольниками «В гостях у Мойдодыра», его цель состояла в формировании у детей  старшего дошкольного возраста представлений о гигиене, приобщении их к гигиеническим процедурам.

Сначала была проведена предварительная работа, заключающая в беседы о частоте гигиенических процедур. Далее перед проведением квеста ставилась проблема – необходимость помочь Грязнуле добраться до Мойдодыра. Группа делилась на две команды, каждой из которых вручалась картонная фигурка  Грязнули, чтобы они смогли довести его до Мойдодыра. Прохождение задания на каждой станции предполагало вручение участникам ключа-разгадки, чтобы перейти на следующую.

На первой станции дошкольникам предлагалось разгадывание кроссворда, в котором были представлены вопросы о гигиене.  Первая справившаяся команда получила подсказку-слово, зашифрованного по вертикали, затем  на следующей станции только назвав это слово, дети приступали к выполнению следующего задания.

На второй станции были предложены загадки о гигиене.

На третьей станции появлялся Мойдодыр и просил дошкольников показать, как правильно мыть руки. Детям давали два тазика с водой, мылом и полотенцем.

На четвертой станции Мойдодыр спрашивал о гигиенических принадлежностях. Баллы начислялись за каждый правильный ответ. Команда, которая назвала больше гигиенических принадлежностей, получила  ластик, при помощи которого стерла кляксы Грязнули.

Затем чистые фигурки Грязнули передавались Мойдодыру. Проигравшая команда называла гигиенические советы.

Таким образом, использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной организации обеспечивает положительные результаты процесса сохранения и укрепления здоровья детей. Рекомендуется применять различные виды   здоровьесберегающих технологий, что обеспечивает вариативность дошкольного образования, повышение интереса и мотивации участников образовательных отношений к процессу формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления собственного здоровья.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. – 2012. – №  303.
  3. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века: Пособие для исследователей и практ. работников / Авт.-сост.: Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2003. – 75,
  4. Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения» / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: Триада-фарм, 2002. – 117 с.
  5. Петров В.О. Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя сельской школы / Сельская школа как личностно-ориентированная образовательная система: Материалы научно-практической конференции. –Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004. – С.12-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для педагогов по теме "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации"

Семинар практикум для педагогов по теме "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации" с презкнтацией....

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, воспитателя МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 36"...

Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (методические рекомендации)

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....

«Авторская циклограмма использования современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

laquo;Авторская циклограмма использования современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»...