МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (старшая группа)

Анализ опыта работы по физическому воспитанию старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ опыта работы по физическому воспитанию старших дошкольников

Анализ опыта рaбoты был прoвeдeн нa бaзe МДOУ «Дeтский сaд № 3 «Солнышко» oбщeрaзвивaющeгo видa с приoритeтным oсущeствлeниeм физичeскoгo нaпрaвлeния рaзвития вoспитaнникoв, группа «Пчелки» (приложение № 3). ДОУ реализует образовательную программу, разработанную на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО [26]. В Программе указаны цели, задачи, содержание, средства и приемы работы с детьми по возрастам. Предусмотрены аспекты по созданию предметно-развивающей среды и способы поддержки детской инициативы с учетом возрастных особенностей групп.

Для реализации приоритетной тенденции коллективом разработана вариативная часть с учетом программ и технологий, направленных на физическое развитие воспитанников «Я и мое здоровье»
Т. А. Тарасовой, Л. С. Власовой, «Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста» Л. И. Пензулаевой. Наличие в ДОУ бассейна позволило включить в вариативную часть «Программу обучения  детей плаванию в детском саду» под редакцией Е. К. Вороновой.  Ежегодно рабочие программы воспитателей и специалистов разрабатываются на основе перечисленных выше основных и вариативных программ.

Анализ эффективности управления в МДОУ № 3 процессом здоровьесбережения воспитанников выявил следующее.

Стратегия МДОУ № 3 определена в программе развития ДОУ, тактика — в образовательной программе, годовом плане, перспективных, календарных и творческих планах педагогов. Физкультурно-оздоровительная деятельность занимает основное место в годовом планировании. План предусматривает как управленческие, так и педагогические процессы, разрабатывается на основе анализа за прошедший год, с учетом текущих проблем. Планы, целевые программы, перспективные и календарные планы воспитателей взаимосвязаны и подчинены одной цели. В ДОУ подобраны диагностические методики. Диагностическое обследование детей проводится дважды в год — воспитателями, инструктором по физкультуре. Материалы результатов диагностики разрешают своевременно корректировать план работы.

Разработан перспективный план отслеживания состояния воспитательно-образовательной работы, в соответствии с ним конкретизирован план-график контроля учебно-воспитательного процесса, в котором кроме администрации принимают участие все педагоги. Внутреннюю деятельность ДОУ регламентируют локальные акты: положения, приказы, инструкции, правила. Образовательная область «Физическое развитие» в группе старшего возраста направлена на достижение следующих задач:

•гармоничное физическое развитие,

•формирование основ здорового образа жизни.

Направления:

1. Развитие физических качеств и овладение основными видами движений. Воспитание у ребенка потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Главной целью коллектива при решении выше перечисленных задач является создание условий для физического развития и совершенствования воспитанников.

3. Создание психолого-педагогических обстоятельств для физического развития старших дошкольников.

Физическое воспитание чрезвычайно значимо для здоровья детей, поскольку позволяет осуществлять их врожденное стремление к движению. Становление идентичности ребенка, образа Я связано с физическим воспитанием ребенка, с его ловкостью, подвижностью, энергичностью.

Для стимулирования физического развития детей в МДОУ
№ 3:

•ежедневно предоставляется детям возможность активно двигаться;

•постоянно проходит обучение детей правилам безопасности;

•создана доброжелательная атмосфера эмоционального принятия, способствующая проявления энергичности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;

•используются разнообразные методы учебы, ориентирующие детей быть позитивно настроенными, несмотря на разный уровень физического развития.

Внеситуативно-личностное общение и информационно-познавательная инициатива со взрослыми и ровесниками служат важной сферой проявления инициативы детей в старшем дошкольном возрасте. Анализ карт наблюдений за деятельностью педагогов обнаруживает, что для поддержания инициативы детей педагогами ДОУ:

 вырабатывается позитивный психологический климат в группе;

•уважаются личные вкусы и привычки детей;

•поощряется желание созидать что-либо по личному замыслу; обращается внимание ребят на пользу будущего продукта для других или приятное чувство, которое он принесет кому-либо (маме, бабушке, папе, другу);

формируется обстановка для всевозможных самостоятельных созидательных занятий детей в двигательной деятельности;

•дети привлекаются к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждаются совместные проекты;

определяются условия и определяется время для самостоятельной созидательной, двигательной деятельности детей по увлечениям.

Были проанализированы следующие мероприятия системы физкультурно-оздоровительной нашего детского сада: дни здоровья, физкультурные праздники, спортивный досуг.

Активизации двигательной деятельности детей содействуют увлекательное содержание, музыкальное оформление, игры, занимательные состязания, веселая атмосфера. Организуя активный отдых, педагоги учитывают погодные условия, сезонные особенности и природные обстоятельства. Физкультурные праздники посетили приглашенные нами школьники — бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители, родственники, знакомые. Темы праздников ДОУ разнообразны: «Мы — спортсмены», «Быстрый старт», «Веселые скороходы», «Зимушка», «Масленица», «Мы любим спорт».

Коллективное занятие дошкольников, стремление преодолеть в команде разнообразные трудности, коллектив детей соединяет достижение совместного итога. Дошкольники радуются удачам и сопереживают неуспехам своих друзей, сочувствуют им, приходят на помощь друг другу, оказывают заботу более слабым, стеснительным, неловким, стремятся не только к своим, но и к коллективным успехам. Организация командных мероприятий доставляет дошкольникам большое удовольствие. В учебно-воспитательный процесс ДОУ вовлекаются родители.

Максимальную пользу по оздоровлению и закаливанию ребят доставляют физкультурные празднества, проходящие на свежем воздухе.

В ДОУ часто применяются помимо физкультурных праздников физкультурные досуги, не требующие особой подготовки, они основываются на знакомом детям материале, и проводятся с близкими по возрасту небольшими группами. Подобное организуется примерно 1—2 раза в месяц, продолжительностью по 30—50 минут. Воспитатели применяют различные по содержанию и способам организации виды физкультурного досуга.

Ежемесячно все возрастные группы принимают участие День здоровья. Коллектив ДОУ совместно с родителями организует спортивные досуги, экскурсии, походы, физкультурные занятия, спортивные состязания.

В день проведения мероприятия режим дня дошкольников наполняется разными играми, педагогами отменяются все занятия, упражнения, увеличивается время нахождения детей на свежем воздухе. Учитывая время года и погодные условия, продумывается план проведения такого дня в течение всего года.

Система работы с детьми содержит разные по интенсивности движений виды занятий. В нее входят игровые упражнения и игры в пору прихода в ДОУ и на прогулках, спортивные состязания несложной формы, туристические прогулки-походы в близлежащую лесопарковую зону. В день здоровья в обязательном порядке проводится физкультурный досуг или спортивный праздник. В форме игры или театрализованной легче усваиваются навыки движения и гигиенические знания.

Места проведения мероприятия могут различны: физкультурный зал, групповую комната, спортплощадку, которое воспитатели красочно оформляют, организуя активный отдых соответственно намеченному содержанию, подбирают подходящее музыкальное сопровождение. Поощряется соблюдение определенных традиций: командная песня-гимн, приветствия команд, отличительные знаки команд-участников, показательные выступления, торжественное открытие и закрытие праздника.

В подготовке проведения дня здоровья участвует весь коллектив педагогов в течение всей учебно-воспитательной работы с дошкольниками.

Сравнительный анализ данных диагностики каждый год показывает позитивную статистику уровня развития детей, что удостоверяет результативность применения разработанной организации внедрения здоровьесберегающих методов в физкультурно-оздоровительную деятельность в ДОУ. Дети становятся закаленнее, сильнее, крепче. Техника выполнения движений стала качественнее и выразительнее. У дошколят появилась эмоциональная реакция на физическую активность, спортивный азарт, интерес к состязаниям.

Педагоги отметили появление выносливости в различных видах деятельности, повышение умственной трудоспособности, усидчивости, участилось проявление уравновешенности и внимательности. И что является ключевым: улучшился эмоционально-двигательный диапазон детей. У них стало замечаться появление правильной красивой осанки, в движениях — свободы и естественности, разнообразия в мимике и позах. Взгляд стал заинтересованным, выражение лиц радостным, светлым и осмысленным, мимика живой, выразительной, речь — внятной и отчетливой.

Нами опробованы несколько авторских игр, например, «Быстрый гепард»: дети выбирают ведущего (к одежде крепится картинка с гепардом). С командой «Гепард!» все убегают в разных направлениях по площадке, а ведущий, стоящий в центре площадки, старается догнать убегающих и дотронуться рукой. К тем, к кому ведущий прикоснулся, отходят в сторону. По команду воспитателя «Стоп!», и игра прекращается. Высчитывается число пойманных игроков, затем выбирается иной ведущий. Победителем окажется тот, у кого пойманных больше всех. Во время игры отмечено изменившееся поведение в положительную сторону девочек Валерии А., Евгении З., Анжелы К. Дети стали более веселыми, открытыми, смелыми. Дружелюбнее общались со сверстниками во время игры. Что говорит о раскрытии их экспрессивных, коммуникативных, перцептивно-гностических качеств.

Дети группы радостно играли в «Ловкую обезьянку»: они становятся в маленький кругу, у детей в руках — мячик и небольшая игрушка. Подбросив мяч, нужно стремительно выскочить из круга, положить как можно дальше от него игрушку на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить игрушку дальше всех и при этом не уронить мяч, тот выигрывает. Было решено усложнить игру. Для этого подбросить мяч, положить игрушку, выбежать из круга, потом вернуться, стремительно поймать на лету мяч (он не должен упасть на землю). Эмоционально воспринимая происходящее, выражая свои чувства с помощью мимики, криков, дети старались одержать победу. Отмечено улучшение эмоционального фона у Варвары У., Ангелины Х., которые отличается застенчивостью и необщительностью. Замечено желание победить у стеснительной Виктории К., что демонстрирует проявление воли и заинтересованности в происходящем. Играя, дети становятся более ловкими, физически развитыми, окрепшими.

Следовательно, можно подытожить, что лишь круглогодичный, системный подход к системе физкультурно-оздоровительных, лечебно-профилактических действий позволит действенно содействовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников и даст положительную динамику оздоровления детского организма, поможет достичь положительных итогов. Компетентная организация здоровьесберегающей сферы, а также применение здоровьесберегающих технологий, помогли нам предельно снизить статический компонент в режиме дня наших дошкольников, а также содействовали повышению двигательной деятельности каждого из них, его полному психофизическому формированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»

В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...

Авторское Методическое пособие по физическому воспитанию младших дошкольников

Методическое пособие по физическому воспитанию младших дошкольников представлено в виде картотеки комплекса ОРУ, подвижных игр, бодрящей гимнастики, зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики, физм...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....

Самообразование инструктора по физической культуре "Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании старших дошкольников"

Тема: «Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании старших дошкольников»ВведениеИгра самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным по...

Методические рекомендации по развитию представлений старших дошкольников о профессиях родного края

В методических рекомендациях представлена система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых....

буклет "Методические рекомендации по физическому воспитанию"

Методические рекомендацииФизическое воспитание3-4 годаВ соответствии с ФГОС «От рождения до школы»...