Из опыта образовательной деятельности «Виды образовательных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры здоровья у детей среднего возраста»
статья (средняя группа)

Раскрыты виды образоватеьных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры и здоровья у детей среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_-zdorovyy_obraz_zhizni.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №8 комбинированного вида

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Краснодарский край

Сообщение  из опыта образовательной деятельности по теме «Виды образовательных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры здоровья у детей среднего возраста»

Воспитатель: Топорищева Е.И.

Здоровье – это основа жизни человека. Во многом оно зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Очень важно, уже с раннего возраста, в каждого ребенка заложить основы культуры здоровья, чтобы в последствии они перешли в устойчивую потребность вести здоровый образ жизни.

Свою работу по формированию основ культуры здоровья у детей, я начинала с раннего возраста. К четырем годам дети подросли и имеют определенный опыт знаний и умений.

В этом году передо мной стояли задачи:

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки;

- формировать начальное представление о здоровом образе жизни.

Вся образовательная деятельность проходила через:

- непосредственную образовательную деятельность;

- совместную деятельность с детьми в режимных моментах;

- работу с родителями.

Для формирования представления у детей о здоровом образе жизни, использовала различные методы: наглядные, словесные, практические. Каждый день в группе создается теплый, доброжелательный микроклимат между детьми. Дети с желанием занимаются разнообразной деятельностью. В начале года прошел образовательный проект «Мой любимый детский сад».

В рамках проекта общалась и беседовала с детьми на темы:

 «К чему ведут ссоры в группе»

«Правила дружной игры»

«Как жить дружно, без ссор»

«Почему нужно уметь уступать».

Рассматривали иллюстрации:

«Опасные игры»

«Как поступают друзья».

Читала стихи А.Г. Шалаевой «Правила для воспитания детей». Разбирали проблемные ситуации

«Почему у Вани болит голова»

«Мишка шишку набил, потому что…»

«Для чего в кармане у нас носовой платок»

«Ну и Степка-растрепка».

Обсуждали с детьми уведенные игры-инсценировки:

«Два друга»

«Вот так поиграли».

И делали выводы: как важно соблюдать правила поведения в группе, культурно общаться друг с другом. Ведь от этого зависит настроение каждого ребенка, а значит и здоровье.

В течении дня приучаю детей следить за своим внешним видом: вовремя устранять непорядок в одежде, пользоваться своей расческой, носовым платком.

Выполняем такие упражнения:

«Учимся пользоваться носовым платком»

«Носовой платок, он всегда со мной»

«Моя прическа»

«Зеркало».

Детей, которые проявляют самостоятельность, хвалю и подчеркиваю их желание выглядеть аккуратными, опрятными и своим внешним видом радовать окружающих.

Чтобы сформировать представление о здоровом образе жизни, была организована непосредственная образовательная деятельностьв области Познавательного развития по теме «В гостях у Петрушки». Деятельность проходила в игровой форме. Дети побывали в гостях у Петрушки. Петрушка не умел вести себя культурно: нарушал режим, был грязнулей, ел много сладкого. Провоцировал различные ситуации. Дети ему подсказывали и учили как надо поступать в той или иной ситуации, делали с ним зарядку, читали стихи. Так, играя с Петрушкой, дети учились беречь свое здоровье и заботиться о нем, прививались культурно-гигиенические навыки, расширяли знания о питании и его значении. В другой раз в НОД, уже к детям приходил Петрушка – физкультурник. Он знакомил детей со спортивным оборудованием, с правилами пользования, выяснял, как развивает и укрепляет организм. Познакомились дети и с разными видами зимнего спорта. Играя с детьми, Петрушка развил интерес к спортивным играм.

Чтобы снять усталость и напряжение в ходе НОД, провожу с детьми физ. минутки, которые подбираю с темой образовательной деятельности.

В деятельности Художественно-эстетического развития провожу пальчиковые игры – они помогают поднять эмоциональное настроение у детей, развивают речь и мелкую моторику и способствуют творческой активности.

Минутки здоровья помогают снять зрительное напряжение. Упражнения: «Глазки», «Лиса», «Зайчик».

Для укрепления мышц тела и стопы упражнения: «Ждем вас на дорожке», «Веселые спортсмены» и другие.

Каждый день у детей воспитывается привычка самостоятельного умывания. Выполняем различные практические упражнения:

«Надо, надо умываться»

«Послушные ладошки»

«Моем руки перед едой»

«Мыло душистое»

«Моем, моем чисто-чисто»

«Мое полотенце»

«Сухие ручки».

Хозяйка умывальной Капелька следит за умыванием детей. Старшим детям предоставляю больше самостоятельности, лишь советом или напоминанием подсказываю о каких-то действиях.

Младшим детям показываю и объясняю, как надо и завернуть рукава, и вытереть насухо. При умывании читаю стихи, потешки:

Капелька хвалит Дашу за аккуратно вымытые руки. А Кирюшке дает похвалу авансом «Кирюша хорошо намылит ручки, умоется и насухо вытерется полотенцем», «Настенька подросла и уже не забывает завернуть рукава кофточки».

Такая оценка позволяет и другим детям лучше выполнять действия и получать положительное самоудовлетворение:

 – «И я старался», «Посмотри, какие у меня сухие ручки».

Ежедневно совершенствуются навыки аккуратного приема пищи, правильного пользования столовыми приборами, салфеткой. Слежу за осанкой во время еды. И выполняем практические упражнения:

«Аккуратные детки»

«Сидим красиво»

«Послушная вилка»

«Я умейка»

«Когда я ем»

«Ровная спинка»

«Ножки дружат» и другие.

После еды дети полощут рот, превращаясь в «Хомячков».

В процессе режимных моментов возникают ситуативные разговоры:

«Мыло и микробы»

«Чистые зубки»

«Соблюдаем режим и другие» и другие.

Короткие беседы расширяли и уточняли знания детей о важности, выполняемых процедур и действий.

В нашей группе прошло несколько образовательных проектов.

Проект «Витаминка» познакомил детей  с витаминами, и они узнали, где они живут. Через разнообразную деятельность, в ходе проекта, раскрылось значение правильного питания и польза для здоровья.

В проекте «Удивительная зима» были проведены минутки осторожности:

«Правильно ли мы одеваемся на прогулку»

«Осторожно, гололед!»

«Снег и лед, не бери в рот».

Чтобы глубже раскрыть опасность не правильного обращения со снегом и льдом, мы с детьми проводили эксперимент «Чистый ли белый снег». Наблюдая и исследуя снег, дети увидели, насколько он может быть опасен для здоровья.

В проекте «Защитники Отечества» рассматривали ситуации в общении:

«Что полезно для здоровья, а что вредит здоровью»

«Как ты думаешь, что будет дальше: если дети не будут умываться, спать, гулять, делать зарядку?»

«Вредные привычки»

«Мой внешний вид»

«Съедать всю порцию, как солдат».

Проект «Зеленый огород » увлек и заинтересовал детей. Много нового они узнали об овощах,  с удовольствием помогали садить семена,   ухаживать. Сколько же было гордости и радости, когда кушали зеленый лучок, выращенный своими руками. А я им рассказывала о полезных свойствах зеленых перышек.

В течении года прошли цикл бесед со Здоровейкой.

«Если ты заболел!»

«Ссадины и раны, оказание первой помощи»

«Личная гигиена»

«Правильное питание»

«Этикет за столом»

«Полезные советы Здоровейки».

Чтобы закрепить полученные знания, организовывала в течении дня дидактические игры и ситуации:

«Уложим дочку спать»

«Как мы поможем Ване собраться в гости»

«Научим Машу умываться»

«Катя учится кушать вилкой»

«На обед – вкусный борщ».

В ходе игры, дети закрепляли навыки и знания, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Разыгрывала  перед детьми различные проблемные ситуации в играх-инсценировках, кукольных представлениях:

«На игровой площадке»

«Вот и погуляли»

«Как я заболел».

Дети начали задумываться, почему это случилось, увидели связь между совершаемыми действиями и их самочувствием.

Чтобы расширить представления о назначении частей тела и органов чувств в нашем организме, организовывала исследовательскую деятельность через игры:

«Наши помощники руки»

«Для чего нам уши»

«Что могут наши глаза»

«Зачем людям язычок»

«Наш носик»

В ходе игр-исследований раскрывала перед детьми важность каждого органа, и давала знания как бережно надо относиться ко всему организму.

Знакомила детей и расширяла представления о том, как можно укрепить здоровье и другими методами и предупредить болезни. Играя с детьми в с/р игры «Больница», «Семья» развивала различные сюжеты, где сама брала на себя главную роль врача:

«У дочки болит горло» - я, как врач назначала чай с лимоном, сироп шиповника, теплое питье, рекомендовала  дыхательную гимнастику и вместе выполняли с детьми..

«У малыша насморк» - советовала в роли врача точечный массаж, рассказывала о лечебных свойствах чеснока и овощных соков, вручала чесночные бусы малышу.

«На приеме у окулиста» -  в разговоре с пациентом рекомендовала гимнастику для глаз, сокращать время просмотра телевизора и компьютерных игр, употреблять сок моркови и кушать ягоды черники. И вместе выполняем гимнастику для глаз.

В сюжете «У папы болит спина» - назначала физические упражнения.

Ежедневно вовлекала детей к выполнению физических упражнений в утренней гимнастики, в теплый период на свежем воздухе, в холодный – в помещении. После сна осуществляется постепенное пробуждение с гимнастикой в постели, ходят детки по дорожке «Здоровья». Принимают воздушные и водные процедуры, это позволяет укреплять организм. В ситуативном разговоре спрашивала  детей, что они сейчас чувствуют, какое у них настроение. Обращаю внимание детей, что бодрость и хорошее настроение они получают от занятий физическими упражнениями.

Интересные прошли досуги во вторую половину дня «Осторожно микробы», «Прогулка для здоровья», где показаны были презентации «Если хочешь быть здоров», «Секреты здоровья».

Наши дети любят гулять и ждут прогулку, одеваясь на прогулку, дети проявляют самостоятельность. Лишь некоторым детям приходится напомнить советом, в какой последовательности надо одевать вещи, чтобы не перегреться. Регулярные прогулки позволяют детям закаляться и оздоравливаться.

На прогулке проходят физкультурные занятия в подвижных играх, на развитие основных видов движений. Такие занятия способствуют повышению выносливости и профилактике заболеваний. На участке живут игровые персонажи «Маша и медведь», дети их любят и всегда внимательно к ним относятся. «Маша и медведь» готовят для детей различные задания, упражнения, эстафеты, имитационные игры и вовлекают детей в игры различной интенсивности.

Дети с радостью выполняют и осваивают жизненно важные двигательные умения: в ходьбе, беге, прыжках, метании, равновесии. За старание, по окончании игр, детей ждет сюрприз, либо награда – фрукты. Участвуем с детьми в различных праздниках детского сада. В «День здоровья» провели оздоровительную пробежку.

Приняли участие в летне-оздоровительном празднике «Кубань спортивная». Дети испытывали положительные эмоции, желание двигаться и играть вместе со всеми.

Есть в группе малоактивные дети, таких увлекаю в игру вместе со мной или активными ребятами. Объединяю детей в пары, группы, чтобы им было комфортно в игре

«Кто дальше бросит»

«Подбрось - поймай»

«Сбей кегли»

«Набрось колечки».

Спортивный уголок на участке привлекает детей в течении всего дня активно двигаться, развивать мелкую моторику, координацию движений. В теплый период года дети играют с водой, песком, катаются на велосипедах, самокатах, принимают воздушные и солнечные ванны. Слежу чтобы все было дозировано, чтобы никто не устал, не переутомился, не перегрелся. Чтобы пополнить спортивный уголок группы и участка, заинтересовываем родителей. Родители помогают сшить платочки, ленточки с колечками, изготовить мешочки с горохом, фасолью, массажные палочки и многое другое.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым хорошо физически развитым.

Информирую родителей через различные формы работы:

- консультации «Здоровье всему голова», «Как провести выходной день с ребенком», «Грипп, меры профилактики», «Роль совместного отдыха родителей и детей»;

- беседую с родителями на темы:

«Одежда детей»

«Правильное поведение за столом»

«Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний»

«Спортивный уголок ребенка дома»;

- памятка для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков».

Прошло родительское собрание «Этикет – роль в воспитании детей». К празднику Защитника Отечества прошло спортивное развлечение «Мой папа самый лучший». Активными участниками были папы, дедушки, дети. Все принимали участие в разминке, играх, эстафетах. На развлечении царила теплая и радостная атмосфера. Дети были горды за своих пап. В конце праздника всех ждал торжественный момент – награждение подарками и медалями.

Разнообразная образовательная деятельность, помогла  детям успешно овладеть основами культуры здорового образа жизни: физически окрепли, соблюдают правила личной гигиены, применяют свой познавательный опыт в повседневной жизни, заботясь о своем здоровье.

Литература:

1.И.Е.Аверина « Физкультурные минутки и динамические паузы» Айрис Пресс М. – 2007 г.

2. К.Ю. Белая « Формирование основ безопасности у дошкольников» Мозаика – Синтез М. -2014 г.

3.Н.Е Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева  Основная образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Мозаика – Синтез М. – 2014 г.

4.И.М. Новикова « Формирование представлений о здоровом образе жизни» Мозаика – Синтез М. – 2009 г.

5. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник « Этические беседы с детьми 4- 7 лет» Мозаика – Синтез – 2014 г.

6. Л.И. Пензулаева « Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа» Мозаика – Синтез М. – 2014 г.

7.Э.Я. Степаненкова « Сборник подвижных игр с детьми 2 – 7 лет» Мозаика – Синтез М. – 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...

Сообщение из опыта работы на тему: "Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста"

В сообщении рассказывается как важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях  физической культурой и спор...

Формы и методы работы по формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Данная методическая разработка поможет педагогам ДОО выбрать оптимальные формы и методы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников....

Методическая разработка "Проект по формированию основ культуры здорового питания детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы проекта     Проблема детского питания во всем мире стоит очень остро. В Китае для полных детей создаются оздоровительные лагеря, в США родителей тучных детей ожид...