«Использование технологии "Са - Фи - Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Содержание:

1. Введение.

2. Актуальность проблемы.

3. Краткая характеристика технологии "Са-Фи-Дансе" - танцевально-игровой гимнастики для детей.  

4. Использование технологии "Са-Фи-Дансе" на занятиях по физическому развитию.

5. Заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_fizinstruktor.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии

"Са - Фи - Дансе"  

в развитии  эмоционально-двигательной сферы

детей старшего дошкольного возраста»

D:\КОНКУРСЫ\Педагог ДОУ 2015 муз\Конкурс фото\00032.MTS_20150323_203342.740.jpg

Содержание:

1. Введение.

2. Актуальность проблемы.

3. Краткая характеристика технологии "Са-Фи-Дансе" - танцевально-игровой гимнастики для детей.  

4. Использование технологии "Са-Фи-Дансе" на занятиях по физическому развитию.

5. Заключение.

Использование технологии "Са-Фи-Дансе"  в развитии

эмоционально-двигательной сферы детей

 старшего дошкольного возраста

1. Введение.

Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного

развития человека.

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка: чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в учебе, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Одна из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе, согласно ФГОС дошкольного образования, является обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей. Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо реализовать естественную потребность ребенка в движении. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъемом, улучшаются функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов. Активные движения повышают устойчивость детей к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

2. Актуальность проблемы.

Все мы знаем, что с каждым годом растет количество детей с различными заболеваниями поэтому главной задачей является:

- Сохранение и укрепление здоровья детей.

Ведь современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, и как следствие, искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, координацию движений.

А ведь детство - самое лучшее время для формирования привычки «быть в форме». А главная задача нас взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. В определенной мере помочь нам в этом может использование оздоровительно-развивающей технологии «СА-ФИ-ДАНСЕ» с детьми дошкольного возраста. Слайд № 2

3. Технология "Са-Фи-Дансе". Танцевально-игровая гимнастика для детей.

На мой взгляд танцевально-игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ»   наиболее полно решает задачи, как двигательных способностей, так и развивает эмоциональную сферу ребенка. Доступность «Са-фи-дансе» основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.Слайд№3, № 4

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении

Технология "Са-Фи-Дансе" основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятия, таких как: танцевально-ритмическая гимнастика, игроритмика, игрогимнастика, игротанец, нетрадиционные виды упражнений: игровой массаж, пальчиковая гимнастика, музыкально-повижные игры, креативная гимнастика, игропластика, игровой стретчинг, игры-путешествия.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, который придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий. Слайд №5

4. Использование технологии "Са-Фи-Дансе" на занятиях по физическому развитию.

Исходя из имеющихся в ДОУ условий, а так же накопленного опыта работы по использованию здоровье сберегающих технологий в педагогическом процессе нашего ДОУ предпочтение было отдано данной технологии. Целью ее внедрения стало развитие эмоционально-двигательной сферы дошкольников, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям по физической культуре, гармоничному физическому развитию

Мы предположили, что парциальное применение комплексов программы танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» на занятиях по физическому развитию у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) будет способствовать более эффективному развитию эмоционально-двигательной сферы детей.

Данная работа может иметь значимость для практической деятельности педагогов, так как раскрывает возможности использования элементов технологии «СА-Фи-Дансе», как  доступное и простое средство развития эмоционально-двигательной сферы ребенка. Слайд №6 ,№7

Сформулировали цель работы:  определить эффективность занятий с включением танцевально-игровой гимнастики как  средства развития эмоционально-двигательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели былипоставлены следующие задачи:

1. Изучение и анализ литературы по данной проблеме.

2. Определение методики диагностики.

3. Проведение развивающей работы с детьми.

С  целью реализации поставленных мы решили использовать технологии «Са-Фи-Дансе» на занятиях по физической культуре. Основываясь на том, что структура классического занятия  и методы организации детей на занятиях по физическому развитию совпадает со структурой и компонентами технологии  «Са-Фи-Дансе» они были включены в разработанные занятия по физической культуре нашего ДОУ .  Одно занятие в неделю полностью строилось по технологии «Са-Фи-Дансе», а в другие включались ее компоненты как часть занятия. В совместной деятельности педагога с детьми совместно с воспитателями организуются игры-путешествия на танцевально-игровом содержании программы, которые доставляют детям большой эмоциональный подъем и радость. Слайд № 8,№9

Были намечены задачи, которые будут реализованы в процессе использования данной системы:

1. Укрепление здоровья:

- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

- содействовать профилактике плоскостопия;

- формировать правильную осанку.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

- содействовать развитию чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;

- развивать координацию, гибкость, выносливость;

- развивать мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей детей:

- формировать навыки самостоятельного выражения движений по музыку;

- развивать мышление, воображение, находчивость,

- воспитывать умения эмоционального выражения, творчества в движениях;

- развивать инициативу, чувство взаимопомощи и трудолюбия.

Из данной технологии в занятия по физическому развитию были введены такие увлекательные формы работы, как:

  • Танцевально-ритмическая гимнастика.

Представлена образно-танцевальными композициями, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Слайд №10

  • Игроритмика.

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Слайд № 11, 12,13.

  • Игрогимнастика.

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

  • Игротанец.

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы). Слайд № 14

Нетрадиционные виды упражнений:

  • Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

  • Пальчиковая гимнастика.

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

  • Музыкально-подвижные игры.

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике. Слайд №15

  • Креативная гимнастика.

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

  • Игропластика.

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются  упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

  • Игры-путешествия (или сюжетные занятия)включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Слайд №16

Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Вышеперечисленные формы используются на занятиях следующим образом.

Очень важно в вводной части физкультурного занятия не только разогреть мышцы и суставы, но и “настроить” чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи “эмоциональной разминки”. Проводя “эмоциональную разминку”, моя задача - научить своих воспитанников “вслушиваться” в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко” и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлые, плавные или, наоборот, резкие, угловатые, прямолинейные, можно судить о состоянии души. Поэтому на физкультурных занятиях, проводимых под музыкальное сопровождение, использую красочные рисунки, световые и цветовые эффекты, подчеркивающие сущность выполняемых упражнений и вызывающие эмоциональный подъем.

5. Заключение

Моя работа строится по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях я выступаю в роли помощника, а не педагога именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению через движение. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен. "Мой успех – это успех моих воспитанников".  Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они поют, танцуют, превращаются в разных животных, шутят и смеются.

Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, где получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....

"Использование технологии "Са-Фи-Дансе" в развитии эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигател...

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

Использование неструктурированного материала для развития сенсорной сферы детей старшего дошкольного возраста на занятии по художественной литературе

Ребенок с рождения живет в мире, где присутствует многообразие звуков, цветов, игрушек, материалов. С раннего детства взрослые знакомят детей с музыкой, изобразительным искусством. Чаще это знакомство...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья посвящена использованию неструктурированного материала для развития сенсорной сферы детей старшего дошкольного возраста. Описано влияние  сенсорной сферы на развитие  памяти, внимания...