Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)
статья (младшая группа)

Калинина Светлана Валерьевна

Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое главное в жизни человека! Очень часто бывает, что понимать эту истину осмысленно мы начинаем только тогда, когда бывает уже поздно. Представления о здоровом образе жизни нужно формировать с самого раннего возраста. Ребенок должен знать  и понимать, что здоровье нужно беречь. Поэтому уже в младшем возрасте нужно планомерно говорить с детьми об этом, так, чтобы детям было интересно, чтобы здоровый образ жизни стал нормой. Для этой работы можно использовать метод проектов. Ведь если правильно спроектировать работу не на один день, не на одно занятие, а поэтапно, интереснее и многообразнее на год, или два, то легче будет и самому педагогу и дети охотнее войдут в этот процесс и приобретут не только знания, но и привычку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калинина С.В., воспитатель

           ГБДОУ детский сад №22  Калининского района

Санкт-Петербурга

Использование метода проектов в формировании у детей младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни (из личного опыта)

Что главное в воспитании детей?

Ребенок должен расти  здоровым. Здоровье – это самая важная ценность для каждого человека.

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в семье и в дошкольном учреждении. Поэтому педагоги и  родители должны сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, его житейской  ценности, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее и мы за это будущее в ответе.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых – воспитателей и родителей, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.                                              

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку)

В нашем детском саду одной из приоритетных задач педагога является формирование у детей и их родителей мотивации к ведению здорового образа жизни. Ведь именно в семье и в детском саду ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Ведь, как известно, что привычки, закрепленные и полученные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому стоит острая необходимость формировать у детей представление о здоровье как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

В своей работе в этом направлении я использую метод проектов. Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого. Она возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением. Например, болеть – это плохо, что нужно сделать, чтобы не болеть? Если ребенок увидит ситуацию как проблемную, то он может прийти к выводу, что нужно сделать что-то такое, чтобы решить эту проблему. В процессе проектной деятельности ребенок исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. При этом важно не просто выбрать один вариант, а обсудить возможные  варианты, их эффективность и только потом решить, что нужно сделать.

В проектной деятельности необходимо участие взрослого: родителей и воспитателя. Совместная реализация детского замысла позволяет взрослым и детям лучше понять друг друга и установить доверительные отношения.

Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, которая выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться  с различной степенью выраженности. Так, ребенок может высказать идею, ранее не высказанную другими детьми, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В любом случае педагог должен поддержать и похвалить ребенка, что даст ребенку позитивный опыт высказывания. В следующий раз ребенок, скорее всего, снова предложит какую-нибудь идею. Это важно для всех детей, но особенно важно для тех, кто не имеет положительного опыта проявления инициативы.

Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов. Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него чем-то значима. Поэтому прежде чем приступить к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребенка.  Малышу важно научиться прислушиваться к своим переживаниям и уметь выражать их как в словах, так и в продуктах своей деятельности.

Разрабатывая проект, я учитываю, в первую очередь, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию здорового образа жизни.

Разбираясь в особенностях физического развития детей 3-4 лет, можно грамотно организовать занятия с ними. Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

При реализации проекта решаются многие задачи:

- формирование  у детей представления о ценности здоровья, желания вести здоровый образ жизни;

- обучение умению избегать ситуаций, приносящих вред здоровью;

- формирование потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

-  развитие  умения различать и называть органы чувств; формирование представлений о их роли в организме;

-   развитие умения различать вредную и полезную для здоровья пищу;

- развитие  физических, личностных и интеллектуальных качеств;  воспитание бережного отношения к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей;

-  воспитанию интереса к активным видам отдыха.

Моя работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, они были готовы вести здоровый образ жизни, ценили свое здоровье и здоровье окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни на основе ознакомления со спортивными традициями Кулундинского района"

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать уже в дошкольном возрасте, закладывая нравственные основы, любовь в своей семье, к малой Родине, традициям своего народа....

Формирование у детей, старшего дошкольного возраста, привычки к здоровому образу жизни, посредством сотрудничества ДОО в социуме

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД НА 2017 2021 ГОДЫ...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры....

Статья "Игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни".

Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, мы, педагоги, уделяем большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни.Одним из средств, эффективно способствующих формиро...

статья "Игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни"

В данной статье мы уделяем внимание воспитанию привычки к здоровому образу жизни как одному из направлений формирования представлений о здоровом образе жизни.Основными задачами образовательной деятель...

Самообразование Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни посредством сотрудничества ДОО в социуме

цель: теоритическое и эксперементальной проверке программы формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников...