Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»
консультация (средняя группа)

Филинкова Наталья Николаевна

         В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагога. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и д/садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов". Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Волгодонска

Консультация для родителей

«Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»


         На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка, невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо один от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно друг друга.

            Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и д/сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

         В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагога. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и д/садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов". Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

       Для этого организуется: информация в родительских уголках, в папках передвижках.

- Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания.

 - Анкетирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.

       Родители часто задают вопрос: "Как лучше с детьми провести выходной день?". Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм.  Совместные походы способствуют укреплению семьи. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

 Первый вопрос, с которым сталкиваются большинство семей, планирующих свои выходные дни или отпуск, это с какого возраста уже можно брать детей в поход. Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с 3-4 лет.  

    Родителям можно предложить спланировать совместный отдых на даче; главное обязательно сменять проживание в городской квартире на отдых в природных условиях. На дачном участке необходимо оборудовать место для отдыха и занятий спортом всей семьей. Пусть это будет совсем небольшая площадка, на ней можно разместить качели, турник, канат, лестницу, баскетбольное кольцо т. д. На площадке можно проводить индивидуальные тренировки, соревнования типа "Кто дольше провисит на перекладине", "Кто самый сильный" (подтягивание, Меткий стрелок" (Игра в кольцеброс). Такие веселые соревнования между всеми членами семьи доставляют удовольствие и старшим, и младшим.

       В дождливую погоду занятия и игры всей семьей можно организовать на веранде. На даче всегда должен быть набор разных настольно-печатных игр.  

Каждый вид летнего семейного отдыха принесет ожидаемый результат, только в том случае, если будет заранее спланирован и продуман.  

    Подвижные игры во дворе являются самым доступным и массовым видом физических упражнений для детей. Социологи считают, что игра стоит на высшей ступени интересов детей. По привлекательности с ней могут соперничать только кинофильмы и книги.

       А если на улице ненастье, возникает целый ряд проблем, связанных, прежде всего, со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью детей в активной двигательной деятельности и площадью квартир. С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры рекомендуется отбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками могут быть только дети или вся семья. Это могут быть игры в кольцеброс, кегли. Очень большой популярностью у детей пользуются русские народные игры "Жмурки", "Прятки", "Кошки-мышки", "Краски", "Фанты", игры в камешки, современные - "Найди и промолчи", "Не оставайся на полу". Занятиям можно придать сюжетно-образный характер. Малышей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белочки, обезьянки, перелезающей с веточки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дети 3-4 лет охотно откликаются на предложение "собачки" залезть на верхушку снаряда - "дерева", сделать запас орешков и грибов, достать бананы с верхней ветки. Снаряды украшаются разными атрибутами. Это поддерживает интерес младших дошкольников к гимнастическим упражнениям и сплачивает всех членов семьи.

      В короткие зимние вечера можно организовать семейные чтения художественной литературы по вопросам укрепления здоровья. Такие совместные чтения и обсуждения прочитанного помогает сформировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Родителям рекомендуется собрать небольшую библиотеку с лучшими образцами детской классической художественной литературы. (Книги Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова).  О чтении лучше договариваться заранее, наметить место и время, где соберется вся семья. Это может быть небольшой диван, ковер, круглый стол. Заранее планируется, какая книга будет сегодня прочитана и обсуждена. Тема может быть подсказана проблемами в здоровье у одного из членов семьи, общими семейными задачами. Так, например, что бы преодолеть нежелание малыша умываться и мыть руки с мылом, можно прочитать и обсудить стихотворение А. Барто "Девочка чумазая". Плохой аппетит можно побороть, используя произведение С. Михалкова "Про девочку, которая плохо кушала".

Весной, когда возрастает количество респираторных заболеваний у детей, можно обсудить вопрос закаливания и прочитать стихотворение С. Маршака "Про мимозу" или Семеновой "Учись быть здоровым» или «Как стать неболейкой".

Обсуждение произведений может быть сведено к формулировке семейных правил или кодекса здоровья, касающихся режима дня, закаливания, питания.

Таким образом, мы можем отметить, что родители являются главными воспитателями своих детей, поэтому семья должна играть определяющую роль в процессе воспитания и обучения детей. Только в условиях партнерских отношений между воспитателями и родителями возможны положительные результаты в воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"

Какая мать не мечтает вырастить ребёнка здоровым. Сколько сил и здоровья она отдаёт малышу, пока находится с ним рядом. Но вот подходит время оформлять ребёнка в детский сад. Привыкнет ли он к новым у...

Консультация для родителей "Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"

Консультация для родителей Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей...

Буклет - консультация для родителей "Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей"

Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Так как потребности в здоровом образе жизни сформируются только п...

Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

Здоровье и их развитие - одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом и, но и психическом ...

Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

Консультация для родителей«Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»Цель: Формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье, мотивации на здо...

Консультация для родителей «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей».

Здоровье  наших детей  и их развитие - одна из главных проблем семьи и детского сада. Для того чтобы  сотрудничество было плодотворным, необходимо придерживаться в воспитании вашег...